Дело № 2-2409/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2021 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
помощника Залесовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Е.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Администрации г.Шахты, третьему лицу - Министерству энергетики Российской Федерации о заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он и его несовершеннолетний сын ФИО2 проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого он является. Жилой дом значится в согласованном с Министерством энергетики РФ списке домов, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» непригодными для проживания по критериям безопасности.
После признания жилого дома непригодным для проживания в рамках реализации программы по направлению «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» Администрация г. Шахты включила его и члена его семьи Лазарев С.Е. в список на переселение (протокол от 20.11.2013 г. № АЯ- 542пр.).
Так же, истцу было сообщено, что вопрос переселения будет рассмотрен в 2021 г. по мере поступления средств из федерального бюджета. Однако, в 2020 поступил ответ Администрации г.Шахты о том, что рассмотрение вопроса переселения его семьи будет возможно после 2022 г., в связи с поступлением на исполнение более 50 решений суда и согласно утвержденному распределению средств Федерального бюджета на 2020 г., и плановый период 2021 — 2022 г.г., (письмо исх. № 61.03.2/3098 от 09.11.2020 г.).
Таким образом, решение вопроса о переселении семьи истца откладывается на протяжении длительного времени. Договор о предоставлении социальной выплаты с ним до сих пор не заключен, и его семья проживает в жилом помещении непригодном для проживания.
Просит обязать Администрацию г. Шахты заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для его семьи, состоящей из 2 человек, за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью из 2-х человек.
Истец Лазарев Е.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации г. Шахты, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв.
Изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования Лазарева Е.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Лазарев Е.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом доме зарегистрированы и проживают истец Лазарев Е.В. и его несовершеннолетний сын ФИО2
Жилой <адрес> признан, непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».
Истец и его сын включены в список граждан, подлежащих переселению протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № АЯ- 542пр.
Жилой <адрес> непригоден для проживания. Проживание в данном доме угрожает безопасности жильцов, но переселиться из данного жилья они не могут, так как другого жилья не имеют.
Из ответа Администрации г. Шахты на обращение истца Лазарева Е.В. по вопросу переселения из ветхого жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик, ссылаясь на отсутствие достаточного количества выделяемых денежных средств, сообщил, что рассмотрение вопроса о переселении семьи истца будет возможно, ориентировочно, после 2022 года. Аналогичный ответ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ дан истцу ответчиком на его обращения.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу на семью имеются. После включения семьи истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья Администрация г. Шахты не приняла никаких мер к предоставлению социальной выплаты семье истицы.
Соответственно, отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истца на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Шахты заключить с Лазаревым Е.В, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программы «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью из 2 человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2021 года
Судья Т.Л. Кинзбурская