Дело № 33-1065/2015 Судья: Короткова О.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2015 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Майоровой Л.В.,
при секретаре Куракове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по заявлению Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
по апелляционной жалобе прокуратуры Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 03 марта 2015 года, которым постановлено:
«Требования Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний России по Орловской области о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 года об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ удовлетворить.
Признать незаконным представление Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 года об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ и отменить его в данной части ».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя прокуратуры Орловской области Фомина Н.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей УФСИН России по Орловской области Протасенко В.Г., ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области Афанасьевой О.А., Туберкулезной больницы № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России Чижикова И.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее УФСИН России по Орловской области) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований указывало, что вынесенное 22.12.2014 первым заместителем прокурора Орловской области ФИО12 представление является незаконным в части указания на допущенные в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, выразившиеся в содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, совместно с лицами, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.
Ссылалось на то, что в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в данные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом, а согласно п. 101 раздела 4 приказа М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи липам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).
По мнению заявителя, размещение спецконтингента в Туберкулезной больнице осуществляется согласно п.4 ст.80 УИК РФ и приказу М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190, в частности п. 117 данного приказа, в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от осужденных, соблюдается раздельное содержание мужчин, женщин и несовершеннолетних, также подозреваемых по одному делу.
По изложенным основаниям, просило суд представление Прокуратуры Орловской области от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч.2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УМК РФ признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представители заявителя Андриянцев А.П. и Протасенко В.Г. заявленные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Орловской области, первого заместителя прокурора Орловской области ФИО12 - по доверенностям Фомин Н.И. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Мотивировал тем, что медико-санитарные части и их подразделения не наделаны правом исполнения наказания в виде лишения свободы, при проведении проверки следственным изолятором или УФСИН России по Орловской области не было представлено копии решения Правительства Российской Федерации о создании так называемой «туберкулезной больницы» и наделении её статусом лечебного исправительного или лечебно - профилактического учреждения. Поскольку СИЗО не относится к лечебным исправительным учреждениям, то требования ч.4 ст.80 УИК РФ ни в одном из структурных подразделений СИЗО применяться не могут. Также полагал, что требование об отмене в части представления прокурора незаконно, поскольку правом отмены решения прокурора суд действующим законодательством не наделен, нарушений со стороны должностных лиц прокуратуры Орловской области не допущено.
Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области по доверенности Афанасьева О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - начальник Туберкулезной больницы № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России Чижиков И.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Туберкулезная больница № ФКУЗ «МСЧ № ФСИН» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УИК РФ в ТБ № ФКУЗ «МСЧ № ФСИН» не допускалось, так как в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ - «установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения», размещение спецконтингента осуществляется в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ, приказам М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 и МЮ РФ от 03.11.2005 № 205.
Представитель заинтересованного лица Департамента здравоохранения Орловской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Орловской области по доверенности Фомин Н.И. просит об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Указывает, что при рассмотрении настоящего дела УФСИН России по Орловской области не было представлено копии решения Правительства РФ о создании так называемой «туберкулезной больницы» и наделении её статусом лечебного исправительного учреждения или лечебно - профилактического учреждения. Наоборот, согласно действующим как на момент внесения представления, так и на момент рассмотрения дела учредительным документам, четвертый режимный корпус ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области является составной частью следственного изолятора, где обвиняемым и осужденным, больным туберкулезом, оказывается медицинская помощь работниками медицинской организации - ТБ № ФКУЗ МСЧ № ФСИН России.
Обращает внимание, что все предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством функции исправительного учреждения в отношении осужденных, находящихся в четвертом режимном корпусе СИЗО, так называемой «туберкулезной больнице», выполняются должностными лицами ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области, личные дела осужденных находятся в отделе специального учета СИЗО, <...> койко-мест указанного корпуса включены в общий лимит наполнения следственного изолятора г. Орла. Следовательно, назначенное судом наказание в виде лишения свободы исполняется исправительным учреждением - следственным изолятором, а не структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, которое является медицинской организацией и не наделено подобным правом (п. 1.6, п.п.2.1.-2.4. Устава МСЧ-32).
Полагает ошибочным вывод суда о том, что наименование «туберкулезная больница» автоматически наделяет учреждение статусом лечебно - профилактического. Вопреки мнению суда вначале в учредительных, организационно - распорядительных документах должен быть определен статус учреждения, его организационно - правовая форма, а затем уже в зависимости от этого должен определяться порядок работы этого учреждения и возможность применения положений норм права, регулирующих на федеральном уровне деятельность учреждения соответствующего вида.
Считает, что в ходе рассмотрения дела установлено, что Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России является филиалом медицинской организации и представляет собой штат медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь всем осужденным, обвиняемым, содержащимся в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области (не только в № режимном корпусе СИЗО, но и во всех других корпусах), а также выполняет иные виды медицинской деятельности, на которые имеет лицензию.
Указывает, что ч.4 ст. 80 УИК РФ определен исчерпывающий перечень исправительных учреждений, на которые требования о раздельном содержании осужденных не распространяются, однако среди них нет лечебно-профилактического учреждения, не говоря уже о следственном изоляторе или туберкулезной больнице. Поскольку СИЗО не относится к лечебным исправительным учреждениям, требования ч.4 ст. 80 УИК РФ ни в одном из его структурных подразделений применяться не могут.
Кроме того, утверждает, что суд вышел за рамки предоставленных ему полномочий, приняв незаконное решение об отмене представления прокурора, поскольку правом отмены решения прокурора наделен только вышестоящий прокурор.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии с действующим законодательством к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г. разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как усматривается из материалов дела, 22.12.2014 первым заместителем прокурора Орловской области ФИО12 вынесено представление в адрес УФСИН России по Орловской области, в котором указано, что в нарушение положений ч.ч. 2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УИК РФ в ФКУ СИЗО-№ г. Орла, а именно в камерах, расположенных в корпусе Туберкулезной больницы, не соблюдаются требования раздельного содержания осужденных, в частности, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся совместно с лицами, ранее уже отбывавшими наказание в виде лишения свободы, равно как содержатся вместе лица, которым отбывание наказания назначено в исправительных учреждениях разного вида - в колонии-поселении, колонии общего режима, колонии строгого режима.
В связи с чем, прокурор потребовал безотлагательно, с участием представителя прокуратуры области, рассмотреть это представление, заблаговременно письменно сообщив о дате рассмотрения. Не позднее месяца со дня внесения представления, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей привлечь к дисциплинарной ответственности начальника и других сотрудников СИЗО, сотрудников Управления ФСИН России по Орловской области, виновных в допущении нарушений закона и не обеспечении ведомственного контроля.
При разрешении дела судом представители заявителя поясняли, что Туберкулезная больница на <...> коек при СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области была открыта на основании приказа МВД СССР от 22.01.1987 № 034.
Из материалов дела усматривается, что Приказом ФСИН России от 26.11.2013 № 692 утвержден Устав федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний», согласно которому последнее является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (л.д. 157-169).
Приказом ФСИН России от 20.12.2013 № 790 «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний (в редакции приказов ФСИН России от 18.04.2014 № 183, от 04.07.2014 № 347, от 24.09.2014 № 488) утверждено штатное расписание ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, в состав которого входит структурное подразделение Туберкулезная больница № на <...> коек (СИЗО-№ г. Орел) (л.д. 133-156). В то же время в штатном расписании ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН по Орловской области» такое подразделение как Туберкулезная больница отсутствует (л.д. 24-34).
Согласно Положению о Туберкулезной больнице № ФКУЗ «Медико-санитарная часть № ФСИН России», утвержденному врио начальника ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России 14.01.2014, Туберкулезная больница № является лечебно-профилактическим филиалом ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России на <...> коек, предназначенным для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного обследования лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (л.д. 126-129).
Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д. 42-44).
В соответствии с Распоряжением ФСИН России от 11.02.2014 № 36-р «О вопросах деятельности медико-санитарных частей ФСИН России» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России (г. Брянск) подчиняется УФСИН России по Брянской области и обслуживает УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Орловской области и учреждения, подчиненные им (л.д. 123-124).
Согласно Приказу ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России» начальники территориальных органов ФСИН России, на территории которых предусмотрены создание и функционирование медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов, организуют передачу по договорам безвозмездного пользования МСЧ ФСИН России или их филиалам помещений, занимаемых медицинскими подразделениями соответствующего учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы, и используемого в их деятельности имущества, а также не подлежащих списанию специализированных транспортных средств с составлением актов приема-передачи и отражением в бюджетном учете.
Во исполнение данного Приказа 12.02.2014 заключено Соглашение № «О взаимодействии управления исполнения наказаний по Орловской области и федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний (л.д. 35-41).
В соответствии с договором № безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 15.01.2014 ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области сдает в безвозмездное пользование ФКУЗ МСЧ № ФСИН России нежилые помещения (здание), площади которых указаны в Приложении № настоящему договору, являющиеся его неотъемлемой частью, расположенные по адресу: <адрес>, для использования на условиях, предусмотренных настоящим Договором (л.д. 109-115).
Приказом Минюста РФ от 16.08.2006 № 263 «Об утверждении Перечней лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц), а также лечебных исправительных учреждений для оказания медицинской помощи осужденным. Приложением № 6 к приказу утвержден перечень туберкулезных больниц (отделений), в которые направляются на стационарное лечение осужденные мужчины (в том числе несовершеннолетние), УФСИН России по Орловской области в данном перечне отсутствует. Согласно Примечанию «территориальные органы ФСИН России, не указанные в данном перечне, обеспечивают стационарное фтизиотерапевтическое лечение осужденных по месту отбывания ими наказания» (л.д. 211-213).
Приказом Минздрава РФ № 310, Минюста РФ № 241 от 09.08.2001 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 217-219).
Согласно п. 1.2 Приказа специализированные больницы (психиатрические, туберкулезные) относятся к лечебно-профилактическим учреждениям для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС.
В соответствии с п.3 примечания к Приказу «больницы, в том числе специализированные, раздела «лечебно-профилактические учреждения» для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, могут создаваться как самостоятельные учреждения УИС, так и в составе следственного изолятора, исправительного учреждения».
Согласно п. 101 раздела 4 приказа М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи липам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).
В силу п.117 данного приказа, размещение спецконтингента выполняется следующим образом: подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от осужденных: соблюдается раздельное содержание мужчин, женщин и несовершеннолетних, также подозреваемых по одному делу.
К числу учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отнесены лечебные исправительные учреждения (ч.9 ст. 16 УИК РФ), в которых в соответствии с ч.8 ст. 74 УИК РФ отбывают наказание лица, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. При осуждении таких лиц к лишению свободы им должен назначаться вид исправительного учреждения в соответствии со ст. 58 УК РФ. Лечение указанных осужденных организуется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством, администрацией исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание.
Частями 1, 2 и 4 ст. 80 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.
Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.
Согласно п.8 ст. 74 УИК РФ в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения наказания.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
В соответствии с пунктом 131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (далее - Правила), в лечебно-профилактических учреждениях изолированно от других категорий осужденных содержатся только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах. Отдельно от других осужденных содержатся несовершеннолетние, а женщины отдельно от мужчин. Осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.
Разделом XXI Правил установлены особенности условий содержания осужденных в лечебных исправительных учреждениях (пункты 139-143).
В частности, распорядок дня лечебных исправительных учреждений включает в себя лечебно-диагностические мероприятия. Проверки наличия осужденных производятся по изолированным участкам либо палатам путем количественного подсчета и пофамильной переклички не реже двух раз в сутки.
Длительные свидания предоставляются по нормам, установленным для соответствующего вида режима ИУ. При наличии медицинских противопоказаний у осужденных длительные свидания могут быть отсрочены до снятия данного противопоказания.
Труд осужденных организуется в соответствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их трудоиспользования в условиях лечебного исправительного учреждения.
Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы, переведенные в помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры, запираемые помещения, получают необходимое лечение.
В остальной части на указанную категорию осужденных настоящие Правила распространяются так же, как на осужденных, содержащихся в лечебно-профилактических учреждениях.
Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что правила содержания осужденных в лечебно-исправительных учреждениях аналогичны правилам содержания в лечебно-профилактических учреждениях. Различие указанных учреждений, исходя из содержания ч. 2 ст. 101 УИК РФ, состоит лишь в видах и объемах оказываемой медицинской помощи (в лечебных исправительных учреждениях осуществляется медицинская помощь осужденным, больным открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией).
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, действующим на основании Положения, имеет лицензию № от 02.07.2014 приложение № на осуществление медицинской деятельности, выданную Управлением Росздравнадзора по Орловской области, прописана в Уставе юридического лица ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России по Орловской области, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае УФСИН России по Орловской области не допущено нарушения требований ч.ч.2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1, ст. 82 УИК РФ, поскольку в соответствии с п.4 ст. 80 УИК установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. В связи с чем, обоснованно удовлетворил требования УФСИН России по Орловской области о признании незаконным оспариваемого представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба прокурора - без удовлетворения.
В то же время, судебная коллегия полагает, что необходимости указания в резолютивной части решении суда об отмене оспариваемого представления не имеется.
Заявление УФСИН России по Орловской области рассматривалось по правилам, предусмотренным Главой 25 ГПК РФ.
По смыслу ст. ст. 254, 258 ГПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом изложенного, указание суда на отмену представления прокурора в обжалуемой части подлежит исключению из резолютивной части решения суда, так как при признании данного представления незаконным его легитимность утрачивается, и возложение судом обязанности по его отмене является излишним.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что из резолютивной части решения следует исключить указание на отмену оспариваемого представления.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 03 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокуратуры Орловской области - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание об отмене представления прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Председательствующий судья
Судьи
Дело № 33-1065/2015 Судья: Короткова О.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2015 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Майоровой Л.В.,
при секретаре Куракове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по заявлению Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
по апелляционной жалобе прокуратуры Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 03 марта 2015 года, которым постановлено:
«Требования Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний России по Орловской области о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 года об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ удовлетворить.
Признать незаконным представление Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 года об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ и отменить его в данной части ».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя прокуратуры Орловской области Фомина Н.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей УФСИН России по Орловской области Протасенко В.Г., ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области Афанасьевой О.А., Туберкулезной больницы № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России Чижикова И.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее УФСИН России по Орловской области) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований указывало, что вынесенное 22.12.2014 первым заместителем прокурора Орловской области ФИО12 представление является незаконным в части указания на допущенные в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, выразившиеся в содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, совместно с лицами, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.
Ссылалось на то, что в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в данные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом, а согласно п. 101 раздела 4 приказа М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи липам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).
По мнению заявителя, размещение спецконтингента в Туберкулезной больнице осуществляется согласно п.4 ст.80 УИК РФ и приказу М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190, в частности п. 117 данного приказа, в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от осужденных, соблюдается раздельное содержание мужчин, женщин и несовершеннолетних, также подозреваемых по одному делу.
По изложенным основаниям, просило суд представление Прокуратуры Орловской области от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч.2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УМК РФ признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представители заявителя Андриянцев А.П. и Протасенко В.Г. заявленные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Орловской области, первого заместителя прокурора Орловской области ФИО12 - по доверенностям Фомин Н.И. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Мотивировал тем, что медико-санитарные части и их подразделения не наделаны правом исполнения наказания в виде лишения свободы, при проведении проверки следственным изолятором или УФСИН России по Орловской области не было представлено копии решения Правительства Российской Федерации о создании так называемой «туберкулезной больницы» и наделении её статусом лечебного исправительного или лечебно - профилактического учреждения. Поскольку СИЗО не относится к лечебным исправительным учреждениям, то требования ч.4 ст.80 УИК РФ ни в одном из структурных подразделений СИЗО применяться не могут. Также полагал, что требование об отмене в части представления прокурора незаконно, поскольку правом отмены решения прокурора суд действующим законодательством не наделен, нарушений со стороны должностных лиц прокуратуры Орловской области не допущено.
Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области по доверенности Афанасьева О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - начальник Туберкулезной больницы № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России Чижиков И.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Туберкулезная больница № ФКУЗ «МСЧ № ФСИН» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УИК РФ в ТБ № ФКУЗ «МСЧ № ФСИН» не допускалось, так как в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ - «установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения», размещение спецконтингента осуществляется в соответствии с п.4 ст.80 УИК РФ, приказам М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 и МЮ РФ от 03.11.2005 № 205.
Представитель заинтересованного лица Департамента здравоохранения Орловской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Орловской области по доверенности Фомин Н.И. просит об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Указывает, что при рассмотрении настоящего дела УФСИН России по Орловской области не было представлено копии решения Правительства РФ о создании так называемой «туберкулезной больницы» и наделении её статусом лечебного исправительного учреждения или лечебно - профилактического учреждения. Наоборот, согласно действующим как на момент внесения представления, так и на момент рассмотрения дела учредительным документам, четвертый режимный корпус ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области является составной частью следственного изолятора, где обвиняемым и осужденным, больным туберкулезом, оказывается медицинская помощь работниками медицинской организации - ТБ № ФКУЗ МСЧ № ФСИН России.
Обращает внимание, что все предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством функции исправительного учреждения в отношении осужденных, находящихся в четвертом режимном корпусе СИЗО, так называемой «туберкулезной больнице», выполняются должностными лицами ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области, личные дела осужденных находятся в отделе специального учета СИЗО, <...> койко-мест указанного корпуса включены в общий лимит наполнения следственного изолятора г. Орла. Следовательно, назначенное судом наказание в виде лишения свободы исполняется исправительным учреждением - следственным изолятором, а не структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, которое является медицинской организацией и не наделено подобным правом (п. 1.6, п.п.2.1.-2.4. Устава МСЧ-32).
Полагает ошибочным вывод суда о том, что наименование «туберкулезная больница» автоматически наделяет учреждение статусом лечебно - профилактического. Вопреки мнению суда вначале в учредительных, организационно - распорядительных документах должен быть определен статус учреждения, его организационно - правовая форма, а затем уже в зависимости от этого должен определяться порядок работы этого учреждения и возможность применения положений норм права, регулирующих на федеральном уровне деятельность учреждения соответствующего вида.
Считает, что в ходе рассмотрения дела установлено, что Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России является филиалом медицинской организации и представляет собой штат медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь всем осужденным, обвиняемым, содержащимся в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области (не только в № режимном корпусе СИЗО, но и во всех других корпусах), а также выполняет иные виды медицинской деятельности, на которые имеет лицензию.
Указывает, что ч.4 ст. 80 УИК РФ определен исчерпывающий перечень исправительных учреждений, на которые требования о раздельном содержании осужденных не распространяются, однако среди них нет лечебно-профилактического учреждения, не говоря уже о следственном изоляторе или туберкулезной больнице. Поскольку СИЗО не относится к лечебным исправительным учреждениям, требования ч.4 ст. 80 УИК РФ ни в одном из его структурных подразделений применяться не могут.
Кроме того, утверждает, что суд вышел за рамки предоставленных ему полномочий, приняв незаконное решение об отмене представления прокурора, поскольку правом отмены решения прокурора наделен только вышестоящий прокурор.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии с действующим законодательством к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г. разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как усматривается из материалов дела, 22.12.2014 первым заместителем прокурора Орловской области ФИО12 вынесено представление в адрес УФСИН России по Орловской области, в котором указано, что в нарушение положений ч.ч. 2, 4, 5 ст.74, ст.80, ч.1 ст.82 УИК РФ в ФКУ СИЗО-№ г. Орла, а именно в камерах, расположенных в корпусе Туберкулезной больницы, не соблюдаются требования раздельного содержания осужденных, в частности, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся совместно с лицами, ранее уже отбывавшими наказание в виде лишения свободы, равно как содержатся вместе лица, которым отбывание наказания назначено в исправительных учреждениях разного вида - в колонии-поселении, колонии общего режима, колонии строгого режима.
В связи с чем, прокурор потребовал безотлагательно, с участием представителя прокуратуры области, рассмотреть это представление, заблаговременно письменно сообщив о дате рассмотрения. Не позднее месяца со дня внесения представления, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей привлечь к дисциплинарной ответственности начальника и других сотрудников СИЗО, сотрудников Управления ФСИН России по Орловской области, виновных в допущении нарушений закона и не обеспечении ведомственного контроля.
При разрешении дела судом представители заявителя поясняли, что Туберкулезная больница на <...> коек при СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области была открыта на основании приказа МВД СССР от 22.01.1987 № 034.
Из материалов дела усматривается, что Приказом ФСИН России от 26.11.2013 № 692 утвержден Устав федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний», согласно которому последнее является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (л.д. 157-169).
Приказом ФСИН России от 20.12.2013 № 790 «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний (в редакции приказов ФСИН России от 18.04.2014 № 183, от 04.07.2014 № 347, от 24.09.2014 № 488) утверждено штатное расписание ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, в состав которого входит структурное подразделение Туберкулезная больница № на <...> коек (СИЗО-№ г. Орел) (л.д. 133-156). В то же время в штатном расписании ФКУ «Следственный изолятор № УФСИН по Орловской области» такое подразделение как Туберкулезная больница отсутствует (л.д. 24-34).
Согласно Положению о Туберкулезной больнице № ФКУЗ «Медико-санитарная часть № ФСИН России», утвержденному врио начальника ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России 14.01.2014, Туберкулезная больница № является лечебно-профилактическим филиалом ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России на <...> коек, предназначенным для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного обследования лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (л.д. 126-129).
Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д. 42-44).
В соответствии с Распоряжением ФСИН России от 11.02.2014 № 36-р «О вопросах деятельности медико-санитарных частей ФСИН России» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России (г. Брянск) подчиняется УФСИН России по Брянской области и обслуживает УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Орловской области и учреждения, подчиненные им (л.д. 123-124).
Согласно Приказу ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России» начальники территориальных органов ФСИН России, на территории которых предусмотрены создание и функционирование медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов, организуют передачу по договорам безвозмездного пользования МСЧ ФСИН России или их филиалам помещений, занимаемых медицинскими подразделениями соответствующего учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы, и используемого в их деятельности имущества, а также не подлежащих списанию специализированных транспортных средств с составлением актов приема-передачи и отражением в бюджетном учете.
Во исполнение данного Приказа 12.02.2014 заключено Соглашение № «О взаимодействии управления исполнения наказаний по Орловской области и федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний (л.д. 35-41).
В соответствии с договором № безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 15.01.2014 ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области сдает в безвозмездное пользование ФКУЗ МСЧ № ФСИН России нежилые помещения (здание), площади которых указаны в Приложении № настоящему договору, являющиеся его неотъемлемой частью, расположенные по адресу: <адрес>, для использования на условиях, предусмотренных настоящим Договором (л.д. 109-115).
Приказом Минюста РФ от 16.08.2006 № 263 «Об утверждении Перечней лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц), а также лечебных исправительных учреждений для оказания медицинской помощи осужденным. Приложением № 6 к приказу утвержден перечень туберкулезных больниц (отделений), в которые направляются на стационарное лечение осужденные мужчины (в том числе несовершеннолетние), УФСИН России по Орловской области в данном перечне отсутствует. Согласно Примечанию «территориальные органы ФСИН России, не указанные в данном перечне, обеспечивают стационарное фтизиотерапевтическое лечение осужденных по месту отбывания ими наказания» (л.д. 211-213).
Приказом Минздрава РФ № 310, Минюста РФ № 241 от 09.08.2001 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 217-219).
Согласно п. 1.2 Приказа специализированные больницы (психиатрические, туберкулезные) относятся к лечебно-профилактическим учреждениям для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС.
В соответствии с п.3 примечания к Приказу «больницы, в том числе специализированные, раздела «лечебно-профилактические учреждения» для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, могут создаваться как самостоятельные учреждения УИС, так и в составе следственного изолятора, исправительного учреждения».
Согласно п. 101 раздела 4 приказа М3 РФ и МЮ РФ от 17.10.2005 № 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи липам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).
В силу п.117 данного приказа, размещение спецконтингента выполняется следующим образом: подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от осужденных: соблюдается раздельное содержание мужчин, женщин и несовершеннолетних, также подозреваемых по одному делу.
К числу учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отнесены лечебные исправительные учреждения (ч.9 ст. 16 УИК РФ), в которых в соответствии с ч.8 ст. 74 УИК РФ отбывают наказание лица, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. При осуждении таких лиц к лишению свободы им должен назначаться вид исправительного учреждения в соответствии со ст. 58 УК РФ. Лечение указанных осужденных организуется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством, администрацией исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание.
Частями 1, 2 и 4 ст. 80 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.
Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.
Согласно п.8 ст. 74 УИК РФ в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения наказания.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
В соответствии с пунктом 131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (далее - Правила), в лечебно-профилактических учреждениях изолированно от других категорий осужденных содержатся только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах. Отдельно от других осужденных содержатся несовершеннолетние, а женщины отдельно от мужчин. Осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.
Разделом XXI Правил установлены особенности условий содержания осужденных в лечебных исправительных учреждениях (пункты 139-143).
В частности, распорядок дня лечебных исправительных учреждений включает в себя лечебно-диагностические мероприятия. Проверки наличия осужденных производятся по изолированным участкам либо палатам путем количественного подсчета и пофамильной переклички не реже двух раз в сутки.
Длительные свидания предоставляются по нормам, установленным для соответствующего вида режима ИУ. При наличии медицинских противопоказаний у осужденных длительные свидания могут быть отсрочены до снятия данного противопоказания.
Труд осужденных организуется в соответствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их трудоиспользования в условиях лечебного исправительного учреждения.
Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы, переведенные в помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры, запираемые помещения, получают необходимое лечение.
В остальной части на указанную категорию осужденных настоящие Правила распространяются так же, как на осужденных, содержащихся в лечебно-профилактических учреждениях.
Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что правила содержания осужденных в лечебно-исправительных учреждениях аналогичны правилам содержания в лечебно-профилактических учреждениях. Различие указанных учреждений, исходя из содержания ч. 2 ст. 101 УИК РФ, состоит лишь в видах и объемах оказываемой медицинской помощи (в лечебных исправительных учреждениях осуществляется медицинская помощь осужденным, больным открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией).
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что Туберкулезная больница № ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, действующим на основании Положения, имеет лицензию № от 02.07.2014 приложение № на осуществление медицинской деятельности, выданную Управлением Росздравнадзора по Орловской области, прописана в Уставе юридического лица ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России по Орловской области, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае УФСИН России по Орловской области не допущено нарушения требований ч.ч.2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1, ст. 82 УИК РФ, поскольку в соответствии с п.4 ст. 80 УИК установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. В связи с чем, обоснованно удовлетворил требования УФСИН России по Орловской области о признании незаконным оспариваемого представления Прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч, 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба прокурора - без удовлетворения.
В то же время, судебная коллегия полагает, что необходимости указания в резолютивной части решении суда об отмене оспариваемого представления не имеется.
Заявление УФСИН России по Орловской области рассматривалось по правилам, предусмотренным Главой 25 ГПК РФ.
По смыслу ст. ст. 254, 258 ГПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом изложенного, указание суда на отмену представления прокурора в обжалуемой части подлежит исключению из резолютивной части решения суда, так как при признании данного представления незаконным его легитимность утрачивается, и возложение судом обязанности по его отмене является излишним.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что из резолютивной части решения следует исключить указание на отмену оспариваемого представления.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 03 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокуратуры Орловской области - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание об отмене представления прокуратуры Орловской области № от 22.12.2014 об устранении нарушений законности уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Орловской области в части нарушения требований ч.ч. 2, 4, 5 ст. 74, ст. 80, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Председательствующий судья
Судьи