Решение по делу № 2-2835/2014 ~ М-2243/2014 от 01.07.2014

Дело № 2-2835/14                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    25 августа 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

    председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

    при секретаре Каравашковой Е.С.,

    с участием представителя истца Лотковой А.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Суворовой Л.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой О. Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Адрес об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

    

    Попова О.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Адрес об установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Адрес, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

    В обоснование заявленных требований указала, что является арендатором указанного земельного участка, ей произведена оценка рыночной стоимости земельного участка, согласно оценочному отчету по определению рыночной стоимости земельного участка от Дата , она составляет ... рублей. В свою очередь, согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, его кадастровая стоимость составляет ... рубля. При таких обстоятельствах, полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.

    Истец Попова О.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

    Представитель истца Лоткова А.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Суворова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 25-26).

    Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

    Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.    

    Из материалов дела следует, что Дата между департаментом земельных отношений администрации г. Перми (арендодатель) и Поповой О.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства , по условиям которого, на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений от Дата арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый номер , площадью ... кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: Адрес под строительство индивидуального жилого дома, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка (приложение № 4),

    Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет ... рубля.

Указанная кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на Дата, постановлением Правительства Пермского края от Дата «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».

    В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от Дата , выполненным ООО «...», по состоянию на Дата, рыночная стоимость земельного участка составляет ... рублей.

    Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истцы обратились с настоящим иском в суд.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Действующее законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

    Представленные истцами доказательства подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311881:17 существенно превышает его рыночную стоимость.

    Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

    Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года.

    В целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года, истец Попова О.Н. обратилась в организацию ООО «...», оказывающую услуги в области оценки.

    Исходя из представленного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от Дата , следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на Дата составляет ... рублей. В соответствии с экспертным заключением от Дата на отчет об оценке земельного участка от Дата , отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Ответчик представленный истцами отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорил; доказательств, свидетельствующих об ином, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представил (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    При таких обстоятельствах, суд считает, что требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на Дата является обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что кадастровый орган является ненадлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным в силу следующего.

    В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о кадастре) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

    Пунктом 5 части 2 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Заявленные истцом исковые требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

По мнению суда, поскольку истцами заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости (установлении иного размера кадастровой стоимости земельного участка), то ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128 утверждены Положения о филиалах учреждения, в том числе и Положение о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, являющемся обособленным подразделением ФГБУ «ФКП Росреестра».

Таким образом, полномочия по кадастровому учету объектов недвижимости, техническому учету объектов капитального строительства с 01 июля 2010 года переданы филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.

В соответствии с приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года № П/531 ФГБУ «ФКП Росреестра» с 01 марта 2012 года также наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

    Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Поповой О. Н. удовлетворить.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на Дата в размере ....

    Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                               Т.Е. Варакшина

2-2835/2014 ~ М-2243/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Ольга Николаевна
Ответчики
Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Варакшина Т.Е.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
01.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2014Передача материалов судье
02.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2014Предварительное судебное заседание
25.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2014Дело оформлено
28.08.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее