РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Филатовой О.Е.,
при секретаре судебного заседания Лекаревой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора г.Октябрьска Самарской области Пампурова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений Архипову П.А.,
установил:
МУ МВД России «Сызранское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Архипову П.А. об установлении административного надзора на срок 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, до ДД.ММ.ГГГГ, с применением ограничений, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 №64-ФЗ, в виде: обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Архипов П.А. осужден 28.08.2020 приговором Октябрьского городского суда Самарской области по ч.2 ст.228 УК РФ к 2 годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 27.03.2023 Архипов П.А. освобожден из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания. В соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений, следовательно, в соответствии с п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ судимость Архипова П.А. погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания, то есть 26.03.2031. После освобождения из мест лишения свободы Архипов П.А., имея непогашенную судимость, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, за что был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа, а также административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.9.1 КоАП РФ, за что был подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 1 сутки. По месту жительства Архипов П.А. характеризуется удовлетворительно, жалоб и заявлений на поведение в быту на Архипова П.А. не поступало. С целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, административный истец обратился в суд с данным иском.
В судебное заседание представитель административного истца МУ МВД России «Сызранское» - ФИО5 не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования поддержал в полном объеме (л.д.25).
Административный ответчик Архипов П.А. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с административным исковым заявлением согласен (л.д.23).
Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч.7 ст.150 КАС РФ.
Исследовав письменные доказательства, выслушав заключение старшего помощника прокурора г.Октябрьска Самарской области Пампурова А.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению частично, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ).
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органом внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствие с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ).
Согласно ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
Согласно п.2 ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Судом установлено, что приговором Октябрьского городского суда Самарской области от 28.08.2020 Архипов П.А. осужден по ч.2 ст.228 УК РФ, с применением ст.70 УК РФ, к наказанию в виде 2 лет 7 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.9-11).
Согласно справке от 27.03.2023, Архипов П.А. 27.03.2023 освободился из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области по отбытии срока наказания (л.д.14).
Как следует из материалов дела, Архипов П.А. после освобождения из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области, имея непогашенную судимость, совершил в течение одного года два административных правонарушения посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, а именно:
- 04.07.2023 по ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, за что был привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа;
- 08.09.2023 по ч.1 ст.6.9.1 КоАП РФ, за что был привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде административного ареста (л.д.12-13).
Вышеуказанные постановления не обжаловались, вступили в законную силу.
Из характеризующей информации в отношении Архипова П.А. следует, что он состоит на профилактическом учете в ОП по г.Октябрьску МУ МВД России «Сызранское» как лицо, ранее судимое. По месту жительства характеризуется удовлетворительно. Жалоб на поведение в быту в отношении на Архипова П.А. не поступало, замечен в злоупотреблении спиртными напитками. Имеются сведения о привлечении Архипова П.А. к административной ответственности (л.д.16).
При таких обстоятельствах, Архипов П.А., будучи лицом, осужденным за совершение тяжкого преступления и освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость и совершившим в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, подпадает под категорию лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ установлено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу ч.4 ст.15 УК РФ совершенное Архиповым П.А. преступление относится к категории тяжких.
В соответствии с п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Определяя срок установления административного надзора, в целях предупреждения совершения административным ответчиком новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд пришел к выводу о том, что Архипову П.А. не может быть установлен административный надзор сроком на 8 лет до погашения судимости по приговору Октябрьского городского суда Самарской области от 28.08.2020 как указывает в административном исковом заявлении административный истец, так как это противоречит положениям п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Архипова П.А. административный надзор на срок 2 года 10 месяцев (п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Архиповым П.А. преступлений, административных правонарушений, антиобщественного поведения, то есть для оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или общественного поведения.
С учетом данных характеризующих личность Архипова П.А., обстоятельств совершенного преступления, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц, определено с учетом указанных выше обстоятельств дела и является разумным.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 273 КАС РФ, Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
решил:
Административное исковое заявление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Архипова П.А. удовлетворить частично.
Установить в отношении Архипова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 2 (два) года 10 (десять) месяцев.
Срок административного надзора, установленного в отношении Архипова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исчислять со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Установить в отношении Архипова П.А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Наблюдение за соблюдением Архиповым П.А. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 31.10.2023.
Председательствующий судья О.Е. Филатова