Дело №-2-1244/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2017 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего, судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием: истцов: Микк И.Ю., Комисаровой Ж.Н., Богус Н.В., представителей ответчика: Волобуева С.С. /доверенность от (дата обезличена)/, Тугова Ю.А. /доверенность от (дата обезличена)/,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Микк И.Ю., Комиссаровой Ж.Н., Богус Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление (номер обезличен)» о признании неправомерным применение формулы расчета платы потребляемой на общедомовые нужды электроэнергии и обязании производить расчет платы на основании показаний приборов общедомового учета,
установил:
Истцы, Микк И.Ю., Комисарова Ж.Н. и Богус Н.В., обратилась в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление (номер обезличен)» (далее – ООО «УК ЖЭУ (номер обезличен)»), заявив указанные выше требования. В обоснование иска истцы указали, что они проживают в многоквартирном доме (номер обезличен) расположенном по (адрес обезличен). В квартирах дома установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии. В электрощитовой установлены, согласно проектно-сметной документации дома, два общедомовых прибора учета электроэнергии, подаваемой в дом. Один общедомовой прибор учета установлен на вводе балансовой принадлежности электрических сетей и измеряет объем электроэнергии, поданный на весь дом в целом, а второй (далее – прибор учета ОДН) – является дополнительным и измеряет объем электроэнергии, поданный на общедомовые нужды (общее имущество собственников дома), в составе общедомового объема и подключен после первого общедомового прибора учета. Прибор учета ОДН был введен в эксплуатацию (дата обезличена), опломбирован ООО «ЖЭУ (номер обезличен)».
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (номер обезличен) по (адрес обезличен) от (дата обезличена) было определено рассчитывать плату за электроэнергию, потребляемую общим имуществом собственников исходя из показаний прибора учета ОДН электроэнергии мест общего пользования на 1 кв.м. общей площади квартир. Данное решение управляющей компанией ООО «ЖЭУ (номер обезличен)» было проигнорировано. С марта месяца 2016 г. управляющая компания ООО «ЖЭУ (номер обезличен)» изменила наименование на ООО «УК ЖЭУ (номер обезличен)» и с нею (дата обезличена) был заключен новый договор управления многоквартирным домом. Согласно пунктам (дата обезличена) и 5.1.1 данного договора ответчик обязался производить расчет размера платы за электроэнергию общедомовых нужд за расчетный месяц исходя из показаний прибора учета ОДН, а также снимать ежемесячно его показания и заносить их в журнал учета (пункт (дата обезличена) договора). В нарушение вышеприведенных условий договора ответчик определяет объем электроэнергии ОДН расчетным способом, согласно пункту 13 Приложения (номер обезличен) к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), по формуле 12, вычитая из обще домового объема электроэнергии суммарный квартирный объем, заявленный жителями. Истцы считают такой расчет противоправным, так как формула 12 может применяться при наличии в многоквартирном доме только одного коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, а также в случае, если имеющийся в доме прибор учета ОДН не опломбирован.
Полагая, что действиями ответчика ущемляются права потребителей - собственников жилых помещений многоквартирного дома, истцы просили суд признать действия ответчика по определению размера платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды по нормативу потребления (по формуле 12 Приложения (номер обезличен) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии – неправомерным и обязать его рассчитывать плату за объем электроэнергии, потребленный на общедомовые нужды за расчетный период, исходя из показаний общедомового прибора учета общедомовых нужд, распределяя его для оплаты на всех собственников согласно их доле в общем имуществе.
При разрешении спора судом, в порядке, установленном статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, было привлечено в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора Открытое акционерное общество «Орелоблэнерго» (далее - АО «Орелоблэнерго»)
В судебном заседании истцы Микк И.Ю., Комисарова Ж.Н. и Богус Н.В., заявленные требования поддержали на доводах, изложенных в заявлении. Также, истцы пояснили, что используемый прибор учета электроэнергии является надлежащим и может с допустимой точностью использоваться для измерений потребляемой для общедомовых нужд электроэнергии. Его показания, как они не раз убеждались, показывают, что многоквартирным домом на общедомовые нужды расходуется электроэнергия в значительном меньшем объеме, нежели затем выставляется в квитанциях ответчиком.
Представители ответчиков по доверенности, Волобуев С.С. и Тугов Ю.А., в суде заявленные требования не признали, показав, что упоминаемый истцами прибор учета ОДН для расчета платы за потребленную общедомовым имуществом использован быть не может, ввиду того, что он неправильно подключен (последовательно, вместо параллельного с общедомовым прибором учета дома), а кроме того, он не принят в эксплуатацию в установленном законом порядке, не опломбирован комиссионно с участием представителей гарантирующего поставщика, ресурсоснабжающей организации и собственника прибора учета. Для использования его в качестве надлежащего прибора необходимо произвести его переподключение параллельно с общедомовым прибором учета, по линии, отведенной для энергоснабжения общедомового имущества, после чего для расчета суммировать показания общедомового прибора учета и прибора учета ОДН.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, АО «Орелоблэнерго», в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его времени и месте. О причинах неявки представитель третьего лица суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. В связи с этим, суд считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, состав которых определен статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) используются понятия: «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
«коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг)
Согласно подпункту «г» пункта 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг, потребителю может предоставляться коммунальная услуга электроснабжения, то есть снабжения электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 13 Приложения (номер обезличен) к Правилам предоставления коммунальных услуг, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При разрешении спора по настоящему делу судом было установлено, что истцы проживают в многоквартирном доме (номер обезличен), расположенном по (адрес обезличен): истец Микк И.Ю. - в квартире №(номер обезличен) истец Комиссарова Ж.Н. - в квартире (номер обезличен) истец Богус Н.В. – в квартире (номер обезличен)
(дата обезличена) общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме №(номер обезличен) по (адрес обезличен) было принято решение о расчете платы за электроэнергию, потребляемую общим имуществом собственников исходя из показаний прибора учета ОДН на один квадратный метр общей площади квартир.
(дата обезличена) между собственниками помещений многоквартирного дома (номер обезличен) расположенного по (адрес обезличен) с одной стороны и ответчиком, ООО «УК ЖЭУ (номер обезличен)», с другой стороны, был заключен договор управления многоквартирным домом.
Условия указанного выше договора, как следует из его пункта 1.2., были определены собранием собственников жилого дома и являются одинаковыми для всех собственников помещения.
На основании пункта 3.1. данного договора, собственник поручает, а управляющая организация обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовывать обеспечение предоставления коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, на законных основаниях пользующихся помещением(ями) собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно условиям договора, определяющим обязанности управляющей организации, ООО «УК ЖЭУ (номер обезличен)» обязано:
- ежемесячно в последний день месяца снимать показания имеющихся в доме коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой и электрической энергии, в том числе показания электросчетчика общего имущества собственников (ОДН), заносить их в журналы учета и передавать в установленной форме в ресурсоснабжающие организации для расчета платы за отопление и электроэнергию по фактически полученному объему (количеству) ресурсов (пункт (дата обезличена) договора);
- производить расчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (общее имущество собственников дома), исходя из показаний электросчетчика общедомовых нужд из расчета на один квадратный метр общей площади всех квартир (пункт (дата обезличена) договора).
Определяя порядок расчетов за потребленную общим имуществом собственников многоквартирного электроэнергию, стороны указанного выше договора в пункте 5.1.1 определили, что плата за объем электроэнергии, потребленный (поданный) на общедомовые нужды, производится исходя из показаний общедомового прибора учета общедомовых нужд (ОДН) путем распределения его на собственников квартир пропорционально их доле в общем имуществе и умножения доли на стоимость электроэнергии.
Из пояснений представителя стороны ответчика следует, что положения пунктов (дата обезличена), (дата обезличена) и 5.1.1 не являются типовыми для договоров управления многоквартирыми домами, они были разработаны и были включены в текст договора управления исключительно по настоянию собственников многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами по делу, а также отражено в проектно-сметной документации многоквартирного дома и его электрической схеме, что в электрощитовом помещении путем последовательного подключения установлены два общедомовых прибора учета электроэнергии, подаваемой в дом. Один общедомовой прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей (граница ответственности ООО «Орелоблэнерго» и одной стороны и собственниками многоквартирного дома – с другой стороны) и измеряет объем электроэнергии, поданный на весь дом в целом. Второй прибор учета – является дополнительным и измеряет объем электроэнергии, подаваемой на общедомовые нужды (содержание общего имущества собственников дома), в составе общедомового объема и подключен после первого общедомового прибора учета.
Доказательств того, что прибор учета ОДН производит некорректные замеры или что электрическая схема подключения указанного прибора не охватывает всех приборов потребления электроэнергии для общедомовых нужд, а также что данный прибор учета не соответствует требованиям, предъявляемым к таким приборам по классу точности – суду представлено не было.
Положения пунктов (дата обезличена), (дата обезличена) и 5.1.1 договора управления многоквартирным домом (номер обезличен), расположенным по (адрес обезличен) заключенного (дата обезличена) между собственниками помещений этого дома и ответчиком должны исполнятся ответчиком надлежащим образом. Данные пункты договора ответчиком были согласованы при подписании, в последующем им не оспаривались, недействительными не признавались.
Законных оснований для признания указанных выше пунктов договора управления многоквартирным домом ничтожными и, как следствие, не породившими юридических последствий, в силу требований норм пункта 1 статьи 167 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда нет.
Судом установлено, что несмотря на условия договора управления многоквартирным домом и наличие прибора учета ОДН, объем электроэнергии, потребляемой общим имуществом дома определяется ответчиком за расчетный период по нормативу потребления электроэнергии.
Учитывая положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, а также установленный пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцами требований.
Суд находит неубедительными доводы стороны ответчика о том, что установленный в многоквартирном жилом доме истцом прибор учета ОДН не может использоваться как надлежащее средство измерения объема поставляемой энергии в силу того, что он не допущен в эксплуатацию в установленном законом порядке, а также в связи с тем, что в действующее законодательстве вообще отсутствует понятие и определение общедомового прибора учета ОДН.
Согласно пункту 152 раздела 10 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утверждённых Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции от (дата обезличена)) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее – Постановление (номер обезличен)), установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Как следует из условий пункта (дата обезличена) договора управления многоквартирным домом, заключенного между сторонами по делу, ответчик обязан принимать участие в приемке общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных параметров приборов. Таким образом, именно ответчик, как управляющая организация, должен был принять меры к допуску в эксплуатацию в порядке, установленном Постановлением (номер обезличен), прибора учета ОДН. Подтверждением этому является то обстоятельство, что ранее вопрос допуска в эксплуатацию и использования прибора учета ОДН уже возникал и (дата обезличена) ООО «ЖЭУ (номер обезличен)» в адрес ОАО «Орелоблэнерго», направлялось заявление об опломбировании прибора учета ОДН. (дата обезличена) в ответ на данное заявление ОАО «Орелоблэнерго» сообщила, что прибор учета ОДН, должен быть подключен из сетей многоквартирного дома, не является расчетным прибором учета и не включен в договор на передачу электроэнергии по сетям ОАО. Контроль за данным прибором учета должен осуществляться собственниками помещений многоквартирного дома.
Вышеизложенных обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что процедура допуска прибора учета ОДН, установленного в доме истцов, не завершена. В тоже время, истцы неоднократно заявляли, что намерены добиться такого допуска и принимают к этому все необходимые меры. Таким образом, бездействие ответчика, его неучастие в приемке общедомового прибора учета коммунальных услуг в эксплуатацию не может быть признано обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности производить расчет потребления электроэнергии для общедомовых нужд по данным прибора учета ОДН, как это предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
В части отсутствия нормативного понятия и определения общедомового прибора учета ОДН, суд приходит к выводу о том, что для использования в расчетах объема поставляемой на общедомовые нужды электроэнергии показаний прибора учета ОДН специального указания в законодательстве на такой прибор – не требуется.
Согласно пункту 136 Постановления (номер обезличен), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных, в том числе, с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета. Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Соответственно, два общедомовых прибора учета поставляемой энергии: один – для измерения общего объема электрической энергии поставляемой дому и второй – для измерения объема электрической энергии поставляемой исключительно для содержания общедомового имущества могут быть использованы в составе одного измерительного комплекса.
Такая позиция соответствует письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)п-П9, наделенного пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) правом давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг
Из письма следует, что ограничений по количеству установленных общедомовых приборов учета (при наличии технической возможности их установки) действующим законодательством не установлено. В случае, когда установлено более одного коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, использование показаний таких приборов учета производится исходя из последовательности схемы их установки.
Вышеприведенным письмом обращено внимание на то, что в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг приведено понятие коллективного (общедомового) прибора учета, в котором допускается применение совокупности средств измерения и дополнительного оборудования, используемого для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Суд критически относится к объяснениям представителя ответчика Тугова Ю.А., который в объяснениях суду утверждал, что для использования прибора учета ОДН надлежащим образом, необходимо произвести его переподключение параллельно с общедомовым прибором учета, по линии, отведенной исключительно для энергоснабжения общедомового имущества, после чего для расчета суммировать показания общедомового прибора учета и прибора учета ОДН.
В данном случае, показания прибора учета ОДН, фиксирующего потребление электроэнергии для общедомовых нужд по отдельной схеме не изменятся и будут одинаковыми для одного расчетного периода, вне зависимости параллельно он подключен или последовательно. При этом, принцип расчета платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды также не изменится, будь то исключение объема электроэнергии на общедомовые нужды, отраженного прибором учета ОДН из показаний общего прибора учета при последовательном подключении, либо суммирование объемов по показаниям прибора учета ОДН и общедомового прибора учета при параллельном подключении. В обоих случаях единственно значимыми являются показания прибора учета ОДН, которые будут неизменными при применении любого математического способа расчета на основании данных показаний.
Кроме того, суд считает безосновательным довод стороны ответчика о неправомочности истцов заявлять требования об обязании ответчика производить расчет электроэнергии потребляемой общим имуществом собственников помещений дома от имени всех собственников помещений дома и отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий на заявление иска по настоящему делу.
Как следует из части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и его решения, согласно части 5 статьи 46 Кодекса, принятые в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
В тексте искового заявления Микк И.Ю., Комисаровой Ж.Н. и Богус Н.В. отсутствуют указания на то, что иск по настоящему делу заявлен в интересах всех собственников помещений дома (номер обезличен) по (адрес обезличен).
Вместе с тем, (дата обезличена) общим собранием собственников помещений дома было принято решение о наделении истца Комисаровой Ж.Н. полномочиями на обращения в организации и суды для защиты интересов собственников помещений дома в жилищно-коммунальной сфере. Следовательно, воля коллективного субъекта права - общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома - была надлежащим образом закреплена в виде состоявшегося и не оспоренного решения общего собрания, в последующем отраженного в доверенности.
Помимо этого, по мнению суда, несмотря на то, что порядок расчета платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, затрагивает права и охраняемые законом интересы всех собственников помещений дома (номер обезличен) расположенного по (адрес обезличен), истцы Микк И.Ю., Комисарова Ж.Н. и Богус Н.В., являясь собственниками жилых помещений в данном доме, не лишены права на обращение в суд за защитой своих собственных субъективных прав, в совокупности с правами других собственников нарушаемых ответчиком. Доказательств того, что удовлетворение заявленного иска нарушит права других собственников – суду представлено не было.
Истцами в судебном заседании были представлены данные прибора учета ОДН, зафиксированные ими с участием электрика ООО «Электромонтажсервис», использование которых для расчета платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за расчетный период свидетельствует о том, что применение ответчиком расчетов по нормативам - влечет для собственников дома переплату, невозможную при использовании данных прибора учета ОДН. Таким образом, расчет адекватной платы за коммунальную услугу, вносимой на основании объективных данных прибора учета, безусловно соответствует интересам всех собственников помещений многоквартирного жилого дома и не нарушает из субъективных прав.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцами требований.
В части требований истцов о признании действий ответчика по определению размера платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды по нормативу потребления неправомерными (противоправными, незаконными), суд приходит к следующему. В данном случае, решением суда по настоящему спору установлено, что расчет платы за электроэнергию, потребляемую общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома производился ответчиком с нарушением условий договора управления данным многоквартирным домом и интересов истцов. Вместе с тем, установив такое нарушение прав истцов, суд своим решением восстанавливает их путем обязания ответчика в дальнейшем производить расчет платы за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды с учетом показаний прибора учета ОДН. При этом, суд считает, что указание в резолютивной части решения на неправомерность действий ответчика, не являющегося лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями является излишним.
Разрешая вопрос о судебных расходах в соответствии с положениями статьи 98 и части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «город Орел» государственную пошлину, от уплаты которой истцы были освобождены при подаче иска, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Микк И.Ю., Комиссаровой Ж.Н., Богус Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление (номер обезличен)» о признании неправомерным применение формулы расчета платы потребляемой на общедомовые нужды электроэнергии и обязании производить расчет платы на основании показаний приборов общедомового учета - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление (номер обезличен)» рассчитывать для собственников помещений в многоквартирном жилом доме (номер обезличен) расположенном по (адрес обезличен) плату за объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за расчетный период, исходя из показаний общедомового прибора учета общедомовых нужд, распределяя его для оплаты на всех собственников согласно их долям в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление (номер обезличен)» в доход бюджета Муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления его полного текста.
Судья: