Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2911/2021 ~ М-2367/2021 от 02.07.2021

Дело № 2-2911/2021

УИД 36RS0006-01-2021-004158-67

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретарях Шестопаловой В.П., Жуковой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Центрального района г. Воронежа, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :

И.о. прокурора Центрального района г. Воронежа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что прокуратурой Центрального района г. Воронежа на основании поручения прокуратуры Воронежской области в феврале 2020 г. проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, в том числе, в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека», в результате которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) в применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, направляющие тактильные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных не предусмотрены, в результате чего ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Воронежа Курапова А.Н., заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчика ГБУК «Воронежская областная детская библиотека», действующие на основании доверенностей Диденко С.И., Минакова Г.А., в судебном заседании по существу против заявленных требований не возражали, суду пояснили, что часть нарушений, выявленных при проведении проверки в настоящее время устранена, а именно установлено информационное табло (тактильная табличка) в применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Также представители ответчика обратили внимание суда, что в помещении учреждения имеются три уборных, но только в одной из них возможно оборудовать кабину для инвалидов.

Представитель третьего лица Департамента культуры Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г. Воронежа в феврале 2020 г. по поручению прокуратуры Воронежской области проведения проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, в том числе в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека».

В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24.09.2008, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в ст. 15 Закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

В силу пп. 5 ч. 1 ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Кроме того, согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле» условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Как предусмотрено ч. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденного приказом Минкультуры России от 10.11.2015 №2761, организациями, предоставляющими услуги в сфере библиотечной деятельности, обеспечивается создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности библиотек в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в библиотеки и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги текстовой информации на электронных носителях, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлопереводчика; обеспечение доступа инвалидов к иным помещениям: вестибюль, гардероб, санузлы, коридоры, буфет, читальные, выставочные (экспозиционные) залы и помещения, лифтовые холлы; доступность звуковой информации для посетителей, использующих слуховые аппараты, путем оборудования залов обслуживания посетителей библиотек индукционной системой.

В соответствии с п. 7.1.8 Свода Правил «СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, актуализированного СНИП 35-01-2001 (далее по тексту - СП 59.13330.2012), при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0.025 м.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства, здание ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» до настоящего момента не оборудовано вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В силу требований п. 5.3.1, п. 5.3.2, п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для маломобильных групп места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных, доля доступных кабин для маломобильных групп должна составлять 7%, но не менее одной.

Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее: ширина - 1,65 м, глубина - 1,8 м, ширина двери - 0,9 м. В кабине следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. в кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Проведенной проверкой установлено, что в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» специально оборудованные для маломобильных групп санитарно-гигиенические комнаты не предусмотрены.

В связи с этим 28.02.2020 заместителем прокурора района в отношении ответственного за вышеуказанные нарушения – начальника отдела материально-технического снабжения и хозяйственного обслуживания учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. Постановление направлено мировому судье судебного участка №5 в Центральном Воронежской области для рассмотрения по существу. ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей..

Прокуратурой района на основании поручения прокуратуры области проведена проверка фактического устранения ранее выявленных нарушений, в результате которого установлено, что выявленные нарушения не устранены, что подтверждается объяснением руководителя ГБУК «Воронежская областная детская библиотека».

Документ СП 59.13330.2012 утратил силу полностью с 01.08.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, утвердивший новый Свод правил СП 59.13330.2016 (далее по тексту - СП 59.13330.2016).

Вместе с тем, новый Свод правил предусматривает аналогичные требования в отношении культурно-зрелищных сооружений с целью защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно- управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

В силу требований п. 6.3.1, п. 6.3.2, п. 6.3.3 СП 59.13330.2016 6.3.1 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.

В общем расчетном числе кабин уборных в общественных зданиях доля доступных для инвалидов кабин должна составлять 5%, но не менее одной в каждом блоке уборных, и они должны быть открыты для всех посетителей. Доля кабин для инвалидов в составе уборных для сотрудников организации и предприятий, а также образовательных организаций определяется заданием на проектирование.

Число универсальных кабин следует принимать дополнительно из расчета одна универсальная кабина на 15 человек на креслах-колясках, но не менее одной. Универсальные кабины уборных следует предусматривать не далее 40 м от основной зоны оказания услуг на объекте или расположения рабочих мест инвалидов. В универсальной кабине вход следует проектировать автономным от других уборных, с учетом возможных тендерных различий сопровождающего лица и инвалида.

Доступная кабина в общественной уборной должна иметь размеры в плане, м, не менее: ширина - 1,65, глубина - 2,2, ширина двери - 0,9. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства, учреждением не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных не предусмотрены.

На основании изложенного, учитывая, что в результате несоблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются основанными и подлежат удовлетворению.

При этом, учитывая, что в ходе разрешения данного спора ответчиком часть нарушений была устранена, а именно установлено информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы и информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что подтверждается пояснениями представителя ответчика, фотоматериалами, контрактом на поставку товаров, спецификацией поставляемых товаров, актом приема-передачи товара, платежным поручением, товарной накладной, счетами на оплату, решение суда в данной части исполнению не подлежит.

Также суд учитывает, что в помещении библиотеки имеется три уборных, однако техническая возможность для оборудования доступной для инвалидов кабины имеется только в одной из них, что подтверждается представленными фотоматериалами, техническим эскизом, поэтажным планом, в связи с чем суд считает возможным обязать ответчика оборудовать одну доступную для инвалидов кабину в уборной учреждения в помещении на поэтажном плане №15 площадью 6, 1 кв.м., что будет соответствовать требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Обязать ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничение по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы;

- установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.

Решение в этой части исполнению не подлежит.

Обязать ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях;

- оборудовать одну доступную для инвалидов кабину в уборной учреждения в помещении на поэтажном плане №15 площадью 6, 1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 26.11.2021.

Дело № 2-2911/2021

УИД 36RS0006-01-2021-004158-67

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретарях Шестопаловой В.П., Жуковой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Центрального района г. Воронежа, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :

И.о. прокурора Центрального района г. Воронежа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что прокуратурой Центрального района г. Воронежа на основании поручения прокуратуры Воронежской области в феврале 2020 г. проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, в том числе, в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека», в результате которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) в применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, направляющие тактильные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных не предусмотрены, в результате чего ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Воронежа Курапова А.Н., заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчика ГБУК «Воронежская областная детская библиотека», действующие на основании доверенностей Диденко С.И., Минакова Г.А., в судебном заседании по существу против заявленных требований не возражали, суду пояснили, что часть нарушений, выявленных при проведении проверки в настоящее время устранена, а именно установлено информационное табло (тактильная табличка) в применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Также представители ответчика обратили внимание суда, что в помещении учреждения имеются три уборных, но только в одной из них возможно оборудовать кабину для инвалидов.

Представитель третьего лица Департамента культуры Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г. Воронежа в феврале 2020 г. по поручению прокуратуры Воронежской области проведения проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, в том числе в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека».

В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24.09.2008, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в ст. 15 Закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

В силу пп. 5 ч. 1 ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Кроме того, согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле» условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Как предусмотрено ч. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденного приказом Минкультуры России от 10.11.2015 №2761, организациями, предоставляющими услуги в сфере библиотечной деятельности, обеспечивается создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности библиотек в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в библиотеки и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги текстовой информации на электронных носителях, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлопереводчика; обеспечение доступа инвалидов к иным помещениям: вестибюль, гардероб, санузлы, коридоры, буфет, читальные, выставочные (экспозиционные) залы и помещения, лифтовые холлы; доступность звуковой информации для посетителей, использующих слуховые аппараты, путем оборудования залов обслуживания посетителей библиотек индукционной системой.

В соответствии с п. 7.1.8 Свода Правил «СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, актуализированного СНИП 35-01-2001 (далее по тексту - СП 59.13330.2012), при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0.025 м.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства, здание ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» до настоящего момента не оборудовано вывеской с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В силу требований п. 5.3.1, п. 5.3.2, п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для маломобильных групп места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных, доля доступных кабин для маломобильных групп должна составлять 7%, но не менее одной.

Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее: ширина - 1,65 м, глубина - 1,8 м, ширина двери - 0,9 м. В кабине следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. в кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Проведенной проверкой установлено, что в ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» специально оборудованные для маломобильных групп санитарно-гигиенические комнаты не предусмотрены.

В связи с этим 28.02.2020 заместителем прокурора района в отношении ответственного за вышеуказанные нарушения – начальника отдела материально-технического снабжения и хозяйственного обслуживания учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. Постановление направлено мировому судье судебного участка №5 в Центральном Воронежской области для рассмотрения по существу. ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей..

Прокуратурой района на основании поручения прокуратуры области проведена проверка фактического устранения ранее выявленных нарушений, в результате которого установлено, что выявленные нарушения не устранены, что подтверждается объяснением руководителя ГБУК «Воронежская областная детская библиотека».

Документ СП 59.13330.2012 утратил силу полностью с 01.08.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, утвердивший новый Свод правил СП 59.13330.2016 (далее по тексту - СП 59.13330.2016).

Вместе с тем, новый Свод правил предусматривает аналогичные требования в отношении культурно-зрелищных сооружений с целью защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно- управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

В силу требований п. 6.3.1, п. 6.3.2, п. 6.3.3 СП 59.13330.2016 6.3.1 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.

В общем расчетном числе кабин уборных в общественных зданиях доля доступных для инвалидов кабин должна составлять 5%, но не менее одной в каждом блоке уборных, и они должны быть открыты для всех посетителей. Доля кабин для инвалидов в составе уборных для сотрудников организации и предприятий, а также образовательных организаций определяется заданием на проектирование.

Число универсальных кабин следует принимать дополнительно из расчета одна универсальная кабина на 15 человек на креслах-колясках, но не менее одной. Универсальные кабины уборных следует предусматривать не далее 40 м от основной зоны оказания услуг на объекте или расположения рабочих мест инвалидов. В универсальной кабине вход следует проектировать автономным от других уборных, с учетом возможных тендерных различий сопровождающего лица и инвалида.

Доступная кабина в общественной уборной должна иметь размеры в плане, м, не менее: ширина - 1,65, глубина - 2,2, ширина двери - 0,9. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства, учреждением не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных не предусмотрены.

На основании изложенного, учитывая, что в результате несоблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются основанными и подлежат удовлетворению.

При этом, учитывая, что в ходе разрешения данного спора ответчиком часть нарушений была устранена, а именно установлено информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы и информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что подтверждается пояснениями представителя ответчика, фотоматериалами, контрактом на поставку товаров, спецификацией поставляемых товаров, актом приема-передачи товара, платежным поручением, товарной накладной, счетами на оплату, решение суда в данной части исполнению не подлежит.

Также суд учитывает, что в помещении библиотеки имеется три уборных, однако техническая возможность для оборудования доступной для инвалидов кабины имеется только в одной из них, что подтверждается представленными фотоматериалами, техническим эскизом, поэтажным планом, в связи с чем суд считает возможным обязать ответчика оборудовать одну доступную для инвалидов кабину в уборной учреждения в помещении на поэтажном плане №15 площадью 6, 1 кв.м., что будет соответствовать требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Обязать ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничение по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы;

- установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.

Решение в этой части исполнению не подлежит.

Обязать ГБУК «Воронежская областная детская библиотека» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях;

- оборудовать одну доступную для инвалидов кабину в уборной учреждения в помещении на поэтажном плане №15 площадью 6, 1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 26.11.2021.

1версия для печати

2-2911/2021 ~ М-2367/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Центрального района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГБУК ВО "Воронежская областная детская библиотека"
Другие
Департамент культуры Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2021Передача материалов судье
06.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.09.2021Предварительное судебное заседание
16.09.2021Предварительное судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее