Дело № 2-1323/2021
24RS0033-01-2021-001817-42
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2021 года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего: судьи Рыжовой Т.В.
При секретаре Вороновой Д.А.
С участием истца Тришаускас Т.В.,
Представителя истца Исаевой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тришаускас Т.В. к Администрации г.Лесосибирска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тришаускас Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Лесосибирска о предоставлении жилого помещения в собственность, мотивируя свои требования тем, что на основании договора купли-продажи квартиры от 24 октября 1992 года Тришаускас Т.В. принадлежит квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м. Данный многоквартирный дом признан ветхим, аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Тришаускас Т.В. уведомлена ответчиком, что нет оснований для предоставления ей жилого помещения взамен аварийного, так как право собственности возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу. Между тем, регистрация права собственности на обозначенное жилое помещение была произведена 25 февраля 2020 года на основании решения Лесосибирского городского суда. Однако данная квартира была приобретена 24 октября 1992 года, право собственности на нее не было зарегистрировано своевременно. Просила обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить в собственность Тришаускас Т.В. взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> жилое помещение, площадью не менее 40,5 кв.м, состоящее не менее, чем из двух комнат, по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», без дополнительной платы.
В судебном заседании истец Тришаускас Т.В., ее представитель Исаева Н.А. на удовлетворении иска настаивали, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили. На рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в заочном порядке согласны.
Представитель ответчика Администрации г. Лесосибирска в судебное заседание не явился, судом надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие в заочном порядке. Согласно представленному отзыву на иск, возражает против удовлетворения требований Тришаускас Т.В. в связи с тем, что право собственности у последней на спорное жилое помещение возникло позже признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Представитель третьего лица КУМС г. Лесосибирска в судебное заседание не явился, судом надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал на то, что порядок переселения из аварийного и ветхого жилья определяется ЖК РФ.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, Тришаускас Т.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Согласно договору купли-продажи данного жилого помещения оно было приобретено Тришаускас Т.В. 24 октября 1992 года. Данный договор в регистрирующем органе зарегистрирован не был. Право собственности Тришаускас Т.В. на обозначенное жилое помещение установлено решением Лесосибирского городского суда от 12 декабря 2019 года. Обозначенным решением суда установлено, что регистрирующим органом было отказано в регистрации перехода права собственности в связи с тем, что ФИО5 (прежний собственник квартиры) при выдаче ею доверенности на имя ФИО6 не указала переданные ею полномочия на продажу долей в праве собственности на квартиру, принадлежащих ее детям. При этом обозначенным решением также установлено постоянное проживание Тришаускас Т.В. с 1992 года в спорном жилом помещении, передача и поступление на счета денежных средств за данную квартиру, то обстоятельство, что в реестре муниципальной собственности данное жилое помещение не числится.
Согласно информации, представленной Администрацией г. Лесосибирска, Тришаускас Т.В. малоимущей признана в установленном законом порядке, однако в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. Многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, является участником региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы».
Согласно Постановлению Администрации г.Лесосибирска от 12 мая 2021 года № постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок с расположенными на таком участке объектами недвижимого имущества в многоквартирном доме в г.Лесосибирске, в том числе земельный участок с кадастровым №, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В Разделе 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года №144-п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от 27.12.2019 года N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с 28 декабря 2019 года.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения. Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании, Распоряжением Администрации г. Лесосибирска от 08 февраля 2013 года №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом указанный жилой дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы».
При таких обстоятельствах, учитывая, что иного жилого помещения истец Тришаускас Т.В. не имеет, приобрела жилое помещение еще в 1992 году, право собственности зарегистрировала только в 2019 году, по независящим от нее причинам (в регистрации права собственности было отказано по причине ненадлежащего оформления доверенности прежним собственником), то есть фактически приобрела жилое помещение задолго до признания дома аварийным и подлежащим сносу, свидетельствует о том, что истец не злоупотребил своими правами.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцом жилого помещения и начала процедуры расселения, в связи с чем право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления Тришаускас Т.В. на предоставление ей в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах исковые требования Тришаускас Т.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тришаускас Т.В. к Администрации г.Лесосибирска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию г.Лесосибирска обязанность предоставить Тришаускас Т.В. в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 40,5 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям города Лесосибирска, находящееся в черте города Лесосибирска, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляци-онном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявле-ния об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в те-чение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворе-нии этого заявления.
Председательствующий: Т.В.Рыжова