Дело 2-885/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года г. Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ромась О.В.,
при секретаре – Портянко А.С.,
с участием: представителя истца –помощника прокурора Петровского района Бурба А.А.., действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
представителя ответчика - администрации Петровского городского округа Ставропольского края Сыроватко О.В., действующей на основании доверенности --- от 26.03.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по исковому заявлению заместителя прокурора Петровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Петровского района обратился в Петровский районный суд с исковым заявлением, которое в последствии уточнил, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства.
Исковое заявление мотивирует следующим.
Прокуратурой Петровского района во исполнение указания прокурора края от 18.04.2018 № 45/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов на обеспечение условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в деятельности администрации Петровского городского округа Ставропольского края.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон
№ 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В ходе проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта: остановочный пункт, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ г.Светлоград ул.Николаенко, д. 27, обеспечивающие доступ к объекту здравоохранения - Детская поликлиника ГБУЗ СК «Петровская РБ», который в своей конструкции имеет многочисленные нарушения ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004.
Установлено, что автомобильная дорога в границах Петровского городского округа г. Светлоград по ул. Николаенко отнесена к муниципальной собственности Петровского городского округа Ставропольского края.
Требования к остановочным комплексам закреплены в ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Согласно отраслевому дорожному методическому документу «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» ОДМ 218.2.007-2011 проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечивается выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.
Автомобильная дорога по ул. Николаенко относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным обеспечить соответствия состояния дороги при ее содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, является администрация Петровского городского округа Ставропольского края.
Вместе с тем, остановочный комплекс, расположенный в непосредственной близости к одному из ключевых объектов здравоохранения на территории
г. Светлоград не соответствуют требованиям доступности для маломобильных групп населения.
Остановочный пункт общественного транспорта расположенный по адресу Ставропольский край, Петровский городской округ г. Светлоград ул. Николаенко, д. 27 имеет следующие недостатки: не соблюдены требования ГОСТ 25869 - на автобусной остановке отсутствует информация о маршрутах движения автобусов; в нарушение п.п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 отсутствует тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение; не соблюден п.п. 4.10, 5.4.1.10 ОДМ 218.2.007, согласно которому обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11. Поверхность покрытия имеет повреждения; вопреки п. 3.16.2. ОСТ 218.1.002 элементы автобусной остановки используются для размещения рекламы.
Кроме того, согласно п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
По результатам проверки установлено, что светофоры на регулируемых пешеходных переходах - на перекрестках ул. Пушкина и ул. Крупской,
ул. Калинина и ул. Комсомольская, ул. Комсомольская и ул. Почтовая,
ул. Калинина и ул. Николаенко, ул. Комсомольская и ул. Сельскохозяйственная не оборудованы звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофора. Отсутствие звуковых сигнализаций на светофорах затрудняет свободное передвижение инвалидов по зрению и слабовидящих по этим пешеходным переходам, и создает для них препятствия по доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Указанные перекрестки находятся в жилищном массиве, в котором располагается значительное количество объектов социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Неисполнение требований вышеназванного федерального законодательства, не принятие мер, направленных на своевременного выявление подобных фактов, путем обследования, нарушает права граждан в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, тогда как обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия установленным правилам, стандартам, в силу закона является прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно ответа администрации Петровского городского округа от 29.08.2018 № 8441 на представление прокуратуры района от 31.07.2018
№ 7-84-2018 «Об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите прав инвалидов» работы по устранению выявленных нарушений ведутся лишь с учетом бюджетной обеспеченности мероприятий по организации дорожной деятельности на территории округа и выполнение работ по устранению нарушений, указанных в представлении будет предусмотрено при планировании дорожной деятельности на 2019 год.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Просит обязать администрацию Петровского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся недостатки: - оборудовать остановочный пункт, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ г. Светлоград ул. Николаенко, д. 27, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004; - светофоры на регулируемых пешеходных переходах - на перекрестках ул.Пушкина и ул.Крупской, ул.Калинина и ул.Комсомольская, ул.Комсомольская и ул.Почтовая, ул.Калинина и ул.Николаенко,
ул.Комсомольская и ул.Сельскохозяйственная оборудовать звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофора в соответствие с п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Бурба А.А.. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Петровского городского округа Ставропольского края Сыроватко О.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заместителя прокурора Петровского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, и полагает обязать администрацию Петровского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся недостатки: - оборудовать остановочный пункт, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ г. Светлоград ул. Николаенко, д. 27, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004; - светофоры на регулируемых пешеходных переходах - на перекрестках ул.Пушкина и ул.Крупской, ул.Калинина и ул.Комсомольская, ул.Комсомольская и ул.Почтовая, ул.Калинина и ул.Николаенко,
ул.Комсомольская и ул.Сельскохозяйственная оборудовать звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофора в соответствие с п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
На основании изложенного, и в соответствии со статьями 139, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Обязать администрацию Петровского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся недостатки: - оборудовать остановочный пункт, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ г. Светлоград ул.Николаенко, д.27, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004; - светофоры на регулируемых пешеходных переходах - на перекрестках ул.Пушкина и ул.Крупской, ул.Калинина и ул.Комсомольская, ул.Комсомольская и ул.Почтовая, ул.Калинина и ул.Николаенко,
ул.Комсомольская и ул.Сельскохозяйственная оборудовать звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофора в соответствие с п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд в течение месяца.
Судья .