Постановление по делу № 12-9/2020 (12-92/2019;) от 17.12.2019

Дело №12-9/2020

РЕШЕНИЕ

г. Гай                  31 января 2020 года

Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Буйловой О.О.,

при секретаре Нефедовой М.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Калмацкого М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного инженера МУП ЖКХ Ермолаева В.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Б.А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении заместителя главного инженера МУП ЖКХ Ермолаева В.В.

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Б.А.С. от ДД.ММ.ГГГГ. заместитель главного инженера по промышленной и экологической безопасности, охране труда и транспортированию ТКО МУП ЖКХ Ермолаев В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Ермолаев В.В. обратился с жалобой в суд, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Калмацкий М.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме.

Заместитель главного инженера МУП ЖКХ Ермолаев В.В., должностное лицо –государственный инспектор Б.А.С. в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, присутствовавших в судебном заседании, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка МУП ЖКХ в части соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления требований водного и земельного законодательства РФ, соблюдения лицензионных требований к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серии .

В рамках проверки установлено, что данное предприятие эксплуатирует «Очистные сооружения» (очистные сооружения хозяйственно- бытовой канализации), которое предназначено для очистки сточных вод хозбытовой канализации <адрес>. Проектная документация на строительство очистных сооружения <адрес> разработана институтом «Унипромедь» в ДД.ММ.ГГГГ. Комплекс очистных сооружений построен и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Технологический регламент по эксплуатации II и III очереди очистных сооружений утвержден главным инженером МУП ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ.

Технология предусматривает очистку воды механическим методом – отстаивание, фильтрование и биологическое воздействие микроорганизмов.

Проектная производительность очистных сооружений составляет 50 000 куб.м/сут. При норме водоотведения 350л/чел. в сутки и условном числе жителей 36 000 человек, фактическая производительность сооружений в настоящее время 12-20 тыс. куб.м./сут.

В соответствии с проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. инвентаризацией, в процессе основной и вспомогательной производственной деятельности МУП ЖКХ образуется 157,204 т/год отходов производства и потребления, в количестве 29 наименований отходов.

Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области МУП ЖКХ выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ. которым для предприятия утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления 29 наименований отходов в количестве 157,204 тонн. Утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления 14 наименований отходов в количестве 561,210 тонн. Лимит на размещение отходов установлен сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Согласно статистической отчетности по форме 2 – ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год, представленной в Управление, на очистных сооружениях предприятия образовалось 68,954 тонн отходов.

Предприятием разработаны, утверждены и направлены в Управление паспорта образующихся отходов I-IV класса опасности.

При проведении натурного осмотра очистных сооружений МУП ЖКХ, комиссией Управления с целью идентификации конкретного класса опасности и подтверждения факта осуществления деятельности в области обращения с отходами – образования и накопления отходов, специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Оренбургской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был осуществлен отбор пробы отхода – «Отходы (осадки) при механической очистке хозяйственно бытовой и смешанной канализации (отходы после решеток)» (акт отбора от ДД.ММ.ГГГГ (от), протокол отбора от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с протоколом результатов биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ (Б), отобранная проба отхода – «Отходы (осадки) при механической очистке хозяйственно бытовой и смешанной канализации (отходы после решеток) относится к IV классу опасности.

В соответствии с действующим федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), отобранная проба отхода – отходы после решеток соответствуют отходу – «Мусор с защитных решеток дождевой (ливневой) канализации» (код по ФККО 7 21 000 01 71 4).

Согласно программе производственного экологического контроля МУП ЖКХ, утвержденной директором предприятия ДД.ММ.ГГГГ., заместитель главного инженера по промышленной и экологической безопасности, охране труда и транспортированию ТКО является лицом, ответственным за организацию производственного экологического контроля, отвечает за организацию проверки технического состояния природоохранных сооружений и оборудования, контролирует выполнение природоохранных мероприятий в структурных подразделениях, выполнение требований нормативно- правовых документов, распоряжений руководства по вопросам охраны окружающей среды, контролирует работу отдела охраны окружающей природной среды.

Приказами директора МУП ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ , ответственным за организацию производственного экологического контроля на предприятии назначен заместитель главного инженера по промышленной и экологической безопасности, охране труда и транспортированию ТКО Ермолаев В.В.

Исходя из должностной инструкции заместителя главного инженера по промышленной и экологической безопасности, охране труда и транспортированию ТКО, утвержденной директором предприятия, в должностные обязанности Ермолаева В.В. входит: контроль и координация работы в отделе охраны труда и экологии; контроль за соблюдением в структурных подразделениях законодательных и нормативно- правовых актов; курирование разработки необходимой природоохранной документации.

В связи с тем, что в нарушение требований закона, должностным лицом Ермолаевым В.В. работа по подтверждению отнесения отобранного отхода (отходы после решеток IV класса опасности) к конкретному классу опасности в соответствии с нормативными требования не проведена, паспорт на данный отход предприятием не разработан, должностное лицо правомерно пришло к выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, техническим заданием филиалу «ЦЛАТИ по Оренбургской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» на проведение исследования объектов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, Актом (От) отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод, жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что согласно протоколу токсикологического анализа , указанные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отнесены к 5 классу опасности, основан на ошибочном толковании норм закона и признается несостоятельным.

В силу статьи 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 N 536.

В силу требований Приказа от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" (в редакции, действующей на момент получения протокола токсикологического анализа) класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливался в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 (далее - Приказ МПР РФ N 511, Критерии).

Указанный Приказ МПР РФ N 511 не применяется в связи с изданием Приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536, утвердившего Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3 приказа МПР РФ N 511, Критерий отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

В соответствии с пунктом 5 Критерий отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для ОПС (Ki).

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа отходов.

Исходя из пункта 16 Критерий, экспериментальный метод используется в том числе, для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленного расчетным методом.

Исходя из протокола токсического анализа от ДД.ММ.ГГГГ составленного Республиканским аналитическим центром контроля качества воды, отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности МУП ЖКХ, отнесены к 5 классу опасности. Указанный вывод сделан на основании экспериментальной оценки класса опасности.

Однако, из содержания положений Критерий отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды следует, что приоритетное значение при определении класса опасности отводит расчетному методу вследствие его абсолютно достоверного материально-сырьевого баланса.

Вместе с тем, отнесение отхода к 5 классу опасности было проведено экспериментальным методом в отсутствии применения расчетного метода.

В связи с чем, данный протокол токсикологического анализа не может быть признан допустимым доказательством, подтверждающим выполнение учреждением обязанности по отнесению отходов с решеток к конкретному классу опасности.

Учитывая вышеизложенное, ссылки на письмо Минприроды от 04.12.2014 N 05-12-44/27813, признаются судом несостоятельными.

При таких обстоятельствах должностное лицо- заместитель главного инженера МУП ЖКХ Ермолаев В.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Ермолаев В.В. не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в части обеспечения отнесения отхода (отходы после решеток IV класса опасности) к конкретному классу опасности в соответствии с нормативными требованиями и разработку паспорта на данный отход, в связи с чем обоснованно был привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

При назначении наказания должностным лицом были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Порядок и срок давности привлечения Ермолаева В.В. к административной ответственности не нарушены.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления, не допущено.

Учитывая вышеизложенное прихожу к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

На основании вышеизложенного в соответствие со ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу заместителя главного инженера МУП ЖКХ Ермолаева В.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Б.А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении заместителя главного инженера МУП ЖКХ Ермолаева В.В. - оставить без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Б.А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении заместителя главного инженера МУП ЖКХ Ермолаева В.В– без изменения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Гайский городской суд Оренбургской области со дня получения копии решения.

Судья:      О.О. Буйлова

12-9/2020 (12-92/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ермолаев Владимир Викторович
Суд
Гайский городской суд Оренбургской области
Судья
Буйлова Оксана Олеговна
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.9

Дело на сайте суда
gaysky--orb.sudrf.ru
17.12.2019Материалы переданы в производство судье
16.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.03.2020Вступило в законную силу
27.03.2020Дело оформлено
06.07.2020Дело передано в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее