Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сызрань 29 февраля 2016 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.,
при секретаре Бирюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-386/16 по исковому заявлению Бабушевой Е. А., Тарчуткина В. М., Тарчуткиной Т. П. к ООО «Сызраньводоканал» о признании недействительными требований, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику и с учетом уточнения просили признать недействительным и не подлежащим оплате требование ответчика на оплату на сумму 9 510,48 руб., признать не подлежащим исполнение требования ООО «Водоканал» в части переноса водомера в колодец в срок до <дата>, взыскать с ООО «Сызраньводоканал» в пользу Бабушевой Е.А., Тарчуткина В.М., Тарчуткиной Т.П. в качестве компенсации за причинение морального вреда по 3 000 руб. каждому, взыскать с ООО «Водоканал» в пользу Бабушевой Е.А., Тарчуткина В.М. и Тарчуткиной Т.П. в качестве компенсации за понесенные расходы по оплате услуг представителя по 2 000 руб. каждому.
В обоснование своих требований истцы указали на то, что Бабушева Е.А. является собственником жилого дома и земельного участка расположенного по адресу: г. Сызрань <адрес>. Фактически в этом доме постоянно проживают ее родители Тарчуткина Т.П. и Тарчуткин В.М. <дата> с ответчиком был заключен договор № *** на отпуск воды и прием сточных вод. В технических условиях на подключение дома к водопроводным сетям ответчик в п. 4 указал об установке водомерного узла в колодце, расположенном на улице в районе их дома, однако <дата> в день фактической установки водомера, колодец оказался затоплен грунтовыми водами и по согласованию с ответчиком водомерный узел был установлен на кухне и ответчиком опломбирован. В этот же день ответчиком ей было выдано разрешение № *** на пользование водой от городской магистрали. <дата> к ним прибыли представители ответчика, с прибора учета воды сорвали пломбу и перекрыли вентиль на водонапорной трубе. В акте обследования от <дата> Тарчуткин В.М. своей рукой написал «Пломба сорвана представителем Водоканала». <дата> они получили письмо о том, что прибор учета воды необходимо установить в колодце, т.е. в месте соединения подключения ее трубы к городскому водопроводу. В настоящее время выполнить это требование не представляется возможным, поскольку колодец постоянно затапливают грунтовые воды. В этих условиях нормально водомерный узел работать не будет и контролировать его работу, в т.ч. и снимать показания будет невозможно. <дата> ответчик подключил их дом к водоснабжению с требованием оплатить 9 510,48 руб., а в противном случае дом от водоснабжения снова будет отключен. <дата> ответчик опломбировал прибор учета и составил акт ввода в эксплуатацию водомерного узла. В этом же акте ответчик снова указал о переносе водомера в колодец в срок до <дата>. Порядок отключения от водоснабжения регулируются п. 115 и п. 117 постановления Правительства РФ № 354 от 6.05.2011. Долгов по оплате у нас нет. В соответствии с п. 28 Закона «О защите прав потребителей» он как потребитель вправе по своему выбору поручить выполнение работы (оказание услуги) совершить ответчика своими силами. В соответствии со ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» истцы вправе требовать удовлетворения морального вреда. Истцам причинен моральный вред, поскольку отсутствие холодного водоснабжения с <дата> по <дата> заставило переживать за обеспечение водоснабжения системы отопления (в расширительный бак требуется регулярно добавлять воду), возникли значительные сложности в приготовлении пищи, уборке дома, сложно без воды вовремя принимать лекарство, поскольку в районе проживания колонки ликвидированы. В связи с обращением в суд истцы вынуждены были обратиться за помощью к юристу и за оказание помощи по составлении искового заявления и представления интересов в суде оплатили каждый по 2 000 руб.
В судебное заседание истец Бабушева Е.А. не явилась, в заявлении проситла рассмотреть дело без ее участия, просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истцы Тарчуткин В.М., Тарчуткина Т.П. и их представитель по устному ходатайству Сидоров Ю.Е. уточненные исковые требования полностью поддержали, сославшись на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сызраньводоканал» в лице представителя Бородинова М.А. исковые требования не признал, считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению, показал, что при проведении проверки состояний водопроводной сети истца специалистами ООО «Сызраньводоканал» было установлено, что на приборе учета истцами сорвана контрольная пломба и просто повешена на прибор учета, истцами была переделана вся система водоснабжения, в результате чего прибор учета перенесен из кухни в подпольное помещение жилого дома. Прибор учета в подполе представителями ООО «Сызраньводоканал» никогда не опломбировывался и к эксплуатации не допускался. Пломбу представители ООО «Сызраньводоканал» не срывали, так как в подполе пломбы, установленной надлежащим образом, никогда не было. В соответствии с п. 16 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» утвержденных постановлением Правительства от 04.09.2013 № 776 при неисправности прибора учета применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. В соответствии с п. 62 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета. В данном случае самовольное снятие прибора учета без уведомления абонентской службы ООО «Сызраньводоканал» и срыв пломбы с прибора учета расценивается как несанкционированное вмешательство. При использовании полудюймовой трубы объем водоснабжения, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, равен 518 м3 в месяц. Расчет в соответствии с п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», производится следующим образом. Из «Таблиц для гидравлического расчета водопроводных труб (авторы Шевелев Ф.А., Шевелев А.Ф.), которые составлены на основании СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» определяется объем воды, вытекающий из трубы заданного диаметра и скорости движения воды 1,2 м/сек. При диаметре трубы 15 мм. - объем вытекающей воды равен 0,1998 л/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 0,1998 л/сек * 60 сек. * 60 мин. * 24 ч. * 30 дней = 518 м3/мес. Сумма оплаты данного объема водопотребления по тарифу 18,36 руб. за 1 м3 составляет 9 510,48 руб. Указанная сумма была предъявлена к оплате Тарчуткину В.М., заключившему договор на водоснабжение жилого дома по <адрес>.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения сторон, свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, исследовав письменные материалы по делу, считает заявленные исковые требования не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, что собственником жилого дома и земельного участка по адресу: г. Сызрань, <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата> является истица Бабушева Е.А. В данном доме фактически проживают родители Бабушевой Е.А. – истцы Тарчуткина Т.П. и Тарчуткин В.М.
По заявлению истца Тарчуткина В.М. от <дата> о разрешении провести водопровод в дом по вышеуказанному адресу на подключение к водопроводным сетям жилого дома были выданы технические условия, после выполнения которых Тарчуткину В.М. <дата> был выдан акт о том, что вновь построенный домашний водопровод по адресу: г. Сызрань, <адрес>, сделан с соблюдением условий, при этом водомер установлен на кухне.
Согласно технических условий на подключение к водопроводным сетям жилого <адрес> г. Сызрани: водопровод предписано запроектировать от городской водопроводной линии Д=100 <адрес>, с врезкой в проектируемый колодец, до начала производства работ согласовать схему прокладки водопровода и уточнить место и глубину заложения подземных коммуникаций, в колодце на месте врезки установить водомерный узел.
На основании заказа Тарчуткина В.М. был подготовлен план и схема установки водомера в колодце.
<дата> Тарчуткину В.М. было выдано разрешение на пользование водой от городской магистральной трубы, проложенной по <адрес> г. Сызрань.
<дата> между Тарчуткиным В.М. и ООО «Сызраньводоканал» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод по адресу: г. Сызрань, <адрес> нормативом водопотребления /водоотведения – 3,6 м3, тип благоустройства дома – водопровод.
Судом так же установлено, что <дата> при осуществлении проверки контролерами отдела ООО «Сызраньводоканал» участка № *** водопроводных сетей, в частности в жилом доме по адресу: г. Сызрань, <адрес> было обнаружено, что полив осуществляется помимо водомера – «левая» врезка до прибора учета, Тарчуткин В.М. был предупрежден о том, что при использовании воды не на хозяйственно-бытовые нужды подача воды будет прекращена, о чем был составлен акт в двух экземплярах, где имеется роспись Тарчуткина В.М., а так же служебная записка.
<дата> Тарчуткин В.М. получил уведомление ООО «Сызраньводоканал» о необходимости до <дата> перенести прибор учета холодной воды на место врезки в муниципальные сети и обратиться в абонентский отдел для его опломбирования во исполнение требований ст. 13 ФЗ от <дата> № *** «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которой собственник обязан обеспечить установку прибора учета используемых вод на границе с центральными системами, а так же ввод установленных приборов учет в эксплуатацию. В случае отказа от переноса прибора учета в колодец на место врезки, подача холодной воды может быть ограничена. Кроме того, временные водопроводы, не имеющие разрешение на подключение и водомера на месте врезки, будут отключаться и разрешение на времянки в дальнейшем выдаваться не будет.
<дата> представителями ООО «Сызраньводоканал» был обследован жилой <адрес> по адресу: г. Сызрань, <адрес>, в результате было выявлено, что в доме на приборе учета - водомере сорвана пломба. В своих пояснениях в акте обследования Тарчуткин В.М. указал, что пломба сорвана представителем «Сызраньводоканал».
Контролером АБО ФИО11 ООО «Сызраньводоканал» была составлена служебная записка от <дата>, согласно которой при проверке водомера в жилом доме по адресу: г. Сызрань, <адрес> обнаружено, что переделана вся система водоснабжения, водомер перенесен с кухни в подвал, сорвана пломба. Хозяин обвиняет контролера в срыве пломбы, однако этого не было. Летом в данном жилом доме была обнаружена несанкционированная врезка, водомер в колодец не перенесен.
Требование ООО «Сызраньводоканал» о переносе прибора учета холодной воды на место врезки в муниципальные сети и обращении в абонентский отдел для его опломбирования во исполнение требований ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до <дата> Тарчуткиным В.М. исполнено не было.
<дата> ООО «Сызраньводоканал» в адрес Тарчуткиной Т.П. было направлено письмо, согласно которого <дата> специалистами ООО «Сызраньводоканал» была отобрана проба воды, имеющейся в водопроводном колодце. В тот же день был проведен краткий химический анализ пробы воды. По заключению начальника лаборатории ООО «Сызраньводоканал» данная вода не является городской водопроводной водой. По составу данная вода является грунтовой. В связи с этим предписана необходимость привести колодец в соответствие с действующими строительными нормами и герметизировать его, чтобы исключить попадание в колодец грунтовых вод. После приведения колодца в надлежащее техническое состояние, Тарчуткину Т.П. обязали перенести туда прибор учета холодной воды.
Судом так же установлено, что ООО «Сызраньводоканал» в июле 2015 года предъявил к оплате Тарчуткину В.М. сумму в размере 9 510,48 руб. за водопотребление, рассчитанную по тарифу исходя из сечения трубы, поскольку был установлен факт «левой» - несанкционированной врезки до прибора учета, который истцом не оспаривался.
В связи с невыполнением истцами требований ООО «Сызраньводоканал» о переносе прибора учета в колодец в период с <дата> по <дата> было отключено водоснабжение жилого <адрес> г. Сызрани, на основании наряда № *** от <дата> работниками ООО «Сызраньводоканал» был сделан разрыв линии водоснабжения, линию перекрыли и опломбировали, и на основании наряда № *** жилой дом Тарчуткина В.М. был подключен к городскому водопроводу.
<дата> прибор учета был опломбирован, был составлен акт ввода в эксплуатацию водомерного узла и было выставлено требование о переносе водомера в колодец в срок до <дата>.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу подп. "г" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 354 (далее - Правила) потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения.
На основании ст. 7 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно:
1) порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам;
6) порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов;
В силу ст. 13 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Договор водоснабжения является публичным договором.
Существенными условиями договора водоснабжения являются:
1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
2) сроки осуществления подачи воды;
3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;
4) порядок контроля качества воды;
5) условия прекращения или ограничения подачи воды;
6) порядок осуществления учета поданной воды;
7) сроки и порядок оплаты по договору и иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 18 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 548 ГК РФ.
Согласно абзаца 2 п. 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Частями 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; полномочия по утверждению Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, делегированы Правительству Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, подлежащей применению к спорным правоотношениям, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 данного Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно п. 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Согласно п. 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий.
В соответствии с п. 16 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» утвержденных постановлением Правительства от 04.09.2013 № 776 при неисправности прибора учета применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
В соответствии с п. 62 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
В случае если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей).
При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
При использовании полудюймовой трубы объем водоснабжения, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, равен 518 м3 в месяц.
Расчет в соответствии с п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», производится следующим образом. Из «Таблиц для гидравлического расчета водопроводных труб (авторы Шевелев Ф.А., Шевелев А.Ф.), которые составлены на основании СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» определяется объем воды, вытекающий из трубы заданного диаметра и скорости движения воды 1,2 м/сек. При диаметре трубы 15 мм. - объем вытекающей воды равен 0,1998 л/сек. При круглосуточном действии полным сечением объем вытекающей воды в месяц равен 0,1998 л/сек * 60 сек. * 60 мин. * 24 ч. * 30 дней = 518 м3/мес. Сумма оплаты данного объема водопотребления по тарифу 18,36 руб. за 1 м3 составляет 9 510,48 руб.
В соответствии с п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, доказательством несанкционированного подключения к сетям является акт или другое документальное подтверждение, свидетельствующее о факте самовольного пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в котором указываются место, дата и время его составления, основания введения временного прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, имя, отчество и должность лиц, подписывающих акт.
С учетом всех обстоятельств по делу суд считает требования истцов о признании не подлежащим исполнение требования ООО «Сызраньводоканал» в части переноса водомера в колодец в срок до <дата> не подлежат удовлетворению, поскольку требования ООО «Сызраньводоканал» о переносе прибора учета холодной воды на место врезки в муниципальные сети, т.е. в колодец, с последующим опломбированием прибора учета являются законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства, требования об установке водомерного узла именно в колодце определены и в технических условиях на подключение к водопроводным сетям жилого дома истцов. Факт того, что изначально водомер был установлен на кухне по согласованию с ООО «Сызраньводоканал», а не в колодце в соответствии в техническими условиями, поскольку в день фактической установки водомера колодец оказался затопленный грунтовыми водами, затем было выдано разрешение на пользование водой при фактически невыполненных технических условий, а в дальнейшем при производстве реконструкции жилого дома полы жилого дома были подняты и система водоотведения оказалась под полом - в подвальном помещении, не может служить основанием для не исполнения требования о переноса водомера в колодец. Тем более, что ООО «Сызраньводоканал» обязал истцов привести колодец в соответствие с действующими строительными нормами и герметизировать его, чтобы исключить попадание в колодец грунтовых вод, а после приведения колодца в надлежащее техническое состояние перенести туда прибор учета холодной воды. Соответственно, требования ООО «Сызраньводоканал» о переносе водомера в колодец не могут быть признаны не подлежащими исполнению.
Суд так же полагает, что требования истцов о признании недействительным и не подлежащим оплате требование ООО «Сызраньводоканал» об оплате 9 510,48 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку был установлен факт несанкционированной вмешательства в работу индивидуального прибора учета, посредством реконструкции истцами всей системы водоснабжения( переноса прибора учета) и срыва пломбы на приборе учета, данная сумма за водопотребление рассчитана по тарифу исходя из сечения трубы в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом права и законные интересы истцов не нарушены. Доказательств тому, что пломба на приборе учета была сорвана представителем ООО «Сызраньводоканал», а так же отсутствие фактического переноса прибора учета из помещения кухни в подпольное помещение, истцами суду не представлено. При этом доверять показаниям сотрудников ООО « Сызраньводоканал» свидетелей ФИО10, ФИО11 у суда оснований не имеется.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пп.1,3,8 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
С учетом всех обстоятельств по делу суд полагает, что исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов в размере по 3 000 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку наличие вины в действиях ООО «Сызраньводоканал» не установлено, действия работников ООО «Сызраньводоканал» по отключению холодного водоснабжения в доме истцов в период с <дата> по <дата> являлись законными и обоснованными, в связи с тем, что неоднократные уведомления и требования ООО «Сызраньводоканал» о переносе прибора учета холодной воды на место врезки в муниципальные сети, т.е. в колодец, истцами исполнены не были. Истицами не представлено в суд каких-либо доказательств того, что действиями ответчика нарушены их личные неимущественные права либо нематериальные блага.
Судом установлено, что истцами представителю Сидорову Ю.Е. за составление искового заявления и участие в судебном заседании было оплачено по 2 000 руб. каждым, что подтверждается квитанциями от <дата>.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд по ее письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд полагает, что требования истцов в части взыскания в пользу каждого из истцов понесенные расходы по оплате услуг представителя по 2 000 руб. каждому удовлетворению не подлежат, поскольку основные требования истцов о признании не подлежащим исполнение требования ООО «Сызраньводоканал» в части переноса водомера в колодец в срок до <дата> и о признании недействительным и не подлежащим оплате требование ООО «Сызраньводоканал» об оплате 9 510,48 руб. были оставлены без удовлетворения.
При этом суд не принимает во внимание техническое заключение, предоставленное Тарчуткиной Т.П. согласно которого реконструкция здания Литера АА1 по <адрес> г. Сызрани производилась в 2015 году и по итогам обследования и анализа полученных результатов следует, что в результате изменения геометрических параметров фундаментов и вышележащих конструкций инженерные коммуникации находившиеся до реконструкции над уровнем пола, после реконструкции переместились в тех. подполе ниже уровня пола следовательно перенос инженерных сетей не осуществлялся, поскольку как следует из пояснений инженера ФИО12 данное техническое заключение было подготовлено и составлено со слов самих Тарчуткиных, которые показали что реконструкция дома в результате которой изменился уровень пола, проводилась в 2015г. Других допустимых и достоверных доказательств в подтверждение заявленных требований истцами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Бабушевой Е. А., Тарчуткина В. М., Тарчуткиной Т. П. к ООО «Сызраньводоканал» о признании недействительным требований, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Сорокина О.А.