Дело №2а-714/2020
Решение
Именем Российской Федерации
посёлок Демянск «20» октября 2020 года
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной О.А.,
при секретаре Поспеловой М.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Демянского района Новгородской области Беляевой А.С.,
представителя административного ответчика Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Омельченко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия – обязать в срок до 01 мая 2021 года организовать деятельность по очистке пожарных водоемов по адресу: д. Ямник ул. 30 лет Победы, ул. Карла Маркса д.3; по установке подъездов с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года к пожарным водоёмам по адресу: д. Ямник ул. Школьная д.1, ул. Новая, ул. Карла Маркса (около дома культуры).
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Демянского района 25 сентября 2020 года проведена проверка соответствия обустройства противопожарных водоёмов на территории Ямникского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что в пожарных водоемах по адресу: д. Ямник ул. 30 лет Победы, ул. Карла Маркса д.3 качество воды не соответствует условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения (заиленность, загрязненность, которая приводит к засорению всасывающей сетки). Пожарные водоёмы по адресу: д. Ямник ул. Школьная д.1, ул. Карла Маркса (около дома культуры) не имеют подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей в любое время года, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму, о пожарной безопасности. Несоблюдение требований законодательства может повлечь возникновение необратимых последствий при пожаре, причинение вреда жизни и здоровью граждан, нанесение значительного материального ущерба.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Беляева А.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Омельченко С.Е. в судебном заседании согласился с требованием прокурора.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья (ст. ст.20, 42 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пунктам 21 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) к одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относится организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшения технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон №123-ФЗ), пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона №123-ФЗ.
Согласно ч.1, 2 ст. 62 Федерального закона №123-ФЗ, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (ст.63 Федерального закона №123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ПНР), руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ.
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.80 ППР).
Пунктом 4.2 раздела 4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - СП 8.13130.2009), качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года (п.9.4 СП 8.13130.2009).
Как установлено судом, прокуратурой Демянского района 25 сентября 2020 года проведена проверка соответствия обустройства противопожарных водоёмов на территории Ямникского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что в пожарных водоемах по адресу: д. Ямник ул. 30 лет Победы, ул. Карла Маркса д.3 качество воды не соответствует условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения (заиленность, загрязненность, которая приводит к засорению всасывающей сетки). Пожарные водоёмы по адресу: д. Ямник ул. Школьная д.1, ул. Карла Маркса (около дома культуры) не имеют подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей в любое время года, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму, о пожарной безопасности.
Установленные обстоятельства выявленных нарушений подтверждаются актом проверки с фототаблицей от 25 сентября 2020 года, информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работе по Крестецкому, Демянскому и Марёвскому районам от 25 сентября 2020 года, а также не опровергнуты административным ответчиком.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль соблюдением законодательства о противодействии терроризму, о пожарной безопасности, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения установлен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения прав неопределенного круга лиц – на социальную защиту, круг которых невозможно определить.
Таким образом, прокурор Демянского района действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, могут повлечь необратимые последствия, в том числе нанести значительный материальный ущерб.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства и устанавливает срок исполнения до 01 мая 2021 года.
Суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований законодательства при организации своевременного обслуживания и ремонта источников наружного противопожарного водоснабжения, незаконным.
Обязать Администрацию Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в срок до 01 мая 2021 года организовать деятельность по очистке пожарных водоемов по адресу: д. Ямник ул. 30 лет Победы, ул. Карла Маркса д.3; по установке подъездов с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года к пожарным водоёмам по адресу: д. Ямник ул. Школьная д.1, ул. Новая, ул. Карла Маркса (около дома культуры).
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.
Судья О.А. Никитина