Дело 2-126/2021
10 RS 0006-01-2021-000294-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 26 апреля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лахденпохского района Республики Карелия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное управление» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лахденпохского района Республики Карелия обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Лахденпохского района была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем содержании противорадиационного укрытия муниципальным казенным учреждением «Хозяйственное управление» (далее МКУ «Хозяйственное управление»). Проверкой установлено, что в подвальном помещении администрации Лахденпохского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, находится противорадиационное укрытие (ПРУ). Договором о передаче функций от 28.02.2011 ответственность за содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования возложено на МКУ «Хозяйственное управление». В ПРУ отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей в случае пожара.
На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчиков оборудовать противорадиационное укрытие, находящееся по адресу: г. Лахденпохья, ул. Советская, д.7-а, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей в случае пожара.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Просил обязать ответчиков в срок до 1 октября 2021 года устранить выявленные нарушения.
Ответчик – представитель администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия по доверенности Медведева О.В. иск прокурора признала, не согласившись с предложенным прокурором сроком устранения недостатков. Просила установить срок до 31 декабря 2021 года.
Ответчик – представитель муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное управление», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Третье лицо – представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сортавальскому и Лахденпохскому районам Карпенко К.П. полагал, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
Третье лицо – представитель Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, поддержав в письменном отзыве требования прокурора района.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее ФЗ №28 от 12.02.1998) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу ст.2 ФЗ №28 от 12.02.1998 основными задачами в области гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее ФЗ №35 от 06.03.2006) установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно п.4 ст.3 ФЗ№35 от 06.03.2006 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответчики с п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее ФЗ №123 от 22.07.2008) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч.4 ст.4 ФЗ №123 от 22.07.2008 в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Согласно п.2.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 №285, хранение средств радиационной и химической защиты включает: правильное устройство, оборудование, содержание и использование специализированных складских помещений (мест хранения); охрану специализированных складских помещений (мест хранения) и выполнение правил пожарной безопасности.
В силу п.п. 38 таблицы А.3 приложения А СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные приказом МЧС России (действовавшего до 01.03.2021), помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.
Исходя из положений п.п. 16 таблицы 2 п. 7 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173, здания, сооружения учреждений органов управления, контор, офисов должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей соответствующего типа.
В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ №28 от 12.02.1998 организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ч.2 ст.8 вышеуказанного закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Судом установлено, что в подвальном помещении администрации Лахденпохского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>-а, находится противорадиационное укрытие (ПРУ). Договором о передаче функций от 28.02.2011 ответственность за содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования возложено на МКУ «Хозяйственное управление». В ПРУ отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей в случае пожара.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне и пожарной безопасности со стороны ответчика. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывает возможности ответчика по исполнению решения суда, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд считает необходимым установить срок совершения предписываемых действий до 31 декабря 2021 года, полагая, что данный срок отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление» в срок до 31 декабря 2021 года оборудовать противорадиационное укрытие, находящееся по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Советская, д. 7 «а», автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей в случае пожара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение составлено 11 мая 2021 года