Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-703/2019 ~ М-90/2019 от 11.01.2019

Дело 2-347/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2019 года                            г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Холназаровой Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Презент», Савкиной М.П. о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с отдельными исками к Савкиной М.П. и ООО «Презент», дела по которым в последующем судом были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование исков указали, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования «город Ульяновск» находится объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенный по    адресу: <адрес> (ранее - <адрес>), поставленный на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 «О мерах по улучшению работы по охране памятников истории и культуры в Ульяновской области».

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственниками части площадей, данного объекта культурного наследия являются Савкина М.П. и ООО «Перезент».

По результатам осмотра здания объекта культурного наследия регионального значения специалистами Управления выявлено, что на главном фасаде имеется деструкция штукатурного слоя и фрагментарное обрушение декоративных элементов, также на фасаде объекта культурного наследия без согласования с Управлением установлено инженерное оборудование в виде кондиционеров, не соответствующие требованиям действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Управлением в адрес собственников направлялись претензии с требованиями: произвести демонтаж кондиционеров, установленных на объекте культурного наследия в срок до 01.03.2018; разработать проект реставрации главного фасада объекта культурного наследия в срок до 01.04.2018; произвести историко-культурную экспертизу проекта реставрации главного фасада объекта культурного наследия в срок до 01.06.2018; произвести ремонтно-реставрационные работы по главному фасаду объекта культурного наследия в срок до 15.09.2018.

Однако, до настоящего времени требования регионального органа охраны объектов культурного наследия собственником не выполнены.

С учетом уточненных исковых требований, просят обязать Савкину М.П. произвести демонтаж кондиционеров в срок до 01.04.2019, обязать Савкину М.П. и ООО «Презент» разработать проект реставрации главного фасада объекта культурного наследия в срок до 01.04.2019,     произвести историко-культурную экспертизу проекта реставрации главного фасада объекта культурного наследия в срок до 01.06.2019, произвести ремонтно-реставрационные работы по главному фасаду в срок до 01.12.2019 на объекте культурного наследия регионального значения «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Калашнова М.И., ООО «Мед-Профи», Администрация города Ульяновска.

В судебном заседании представитель истца исковые требования и доводы иска поддержала. Также пояснила, что представленные ООО «Презент» проект реставрации и акт государственной историко-культурной экспертизы до настоящего времени не согласованы с Управлением по охране объектов культурного наследия. Также указала, что в уточненном иске имеется описка, просят произвести ремонтно-реставрационные работы по главному фасаду в срок до 01.11.2019.

Ответчица Савкина М.П. в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании исковые требования признал частично указав, что кондиционеры на главном фасаде установлены именно Савкиной М.П., которые она согласна убрать в установленные истцом сроки. Также согласен с необходимостью проведения ремонтно-реставрационных работ в сроки указанные истцом, однако полагает, что ремонт не представляет повышенной сложности, в связи с чем подготовка проекта и проведение историко-культурной экспертизы не требуется. Полагает, обязанность по проведению ремонта фасада должна быть возложено и на других собственников имеющих помещения в данном задании. Не отрицал, что помещения, относящиеся к главному фасаду, в собственности имеют только Савкина М.П. и ООО «Презент».

Представитель ООО «Презент» в судебном заседании исковые требования признала частично указав, что оснований для обязывания решением суда подготовить проект реставрации и провести историко-культурную экспертизу не имеется, так как данные проект и акт экспертизы подготовлены по заказу ООО «Презент» и в настоящее время переданы в Управление по охране объектов культурного наследия. Согласны с заявленными сроками проведения ремонтно-реставрационных работ.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Как следует из преамбулы к данному Федеральному закону, он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях исполнения подпункта статьи 10 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделённые функциями, не предусмотренными указанным Законом.

В связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано соответствующее структурное подразделение администрации Губернатора Ульяновской области - управление по охране объектов культурного наследия (далее - Управление).

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении.

Полномочия в области охраны объектов культурного наследия Управление осуществляет с 05.08.2016 года.

В соответствии с пунктом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правительство является правопреемником Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области - Управления.

Согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования «город Ульяновск» находится объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенный по адресу: <адрес> (ранее - <адрес>), поставленный на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 «О мерах по улучшению работы по охране памятников истории и культуры в Ульяновской области».

Ответчики Савкина М.П. и ООО «Презент» имеют в собственности ряд помещений в указанном задании, выходящие на его главный фасад. С ответчиками заключены охранные обязательства.

По результатам осмотра объекта культурного наследия специалистами Управления выявлено, что на главном фасаде имеется деструкция штукатурного слоя и фрагментарное обрушение декоративных элементов, также на фасаде объекта культурного наследия без согласования с Управлением установлено инженерное оборудование в виде кондиционеров, не соответствующие требованиям действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, что не оспаривалось ответчиками.

В соответствии со статьёй 45 Федерального закона от 22.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, а также проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, собственнику или иному законному владельцу запрещается проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения, структуры и интерьер объекта культурного наследия. Более того, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Судом установлено, что монтаж кондиционеров на главном фасаде осуществлен Савкиной М.П. без получения разрешения в установленном порядке.

При таком положении суд находит возможным удовлетворить иск в данной части и обязать Савкину М.П. в срок до 01.04.2019 произвести демонтаж кондиционеров с главного фасада здания объекта культурного наследия регионального значения «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами истца о необходимости возложения на ответчиков, как собственников помещений в задании объекта культурного наследия, обязанности по проведению ремонтно-реставрационных работ по главному фасаду, поскольку необходимость таких работ установлена в ходе судебного разбирательства, подтверждена представленными доказательствами и не оспаривается ответчиками.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

В материалы гражданского дела представлены копии проекта реставрации главного фасада и положительное заключение историко-культурной экспертизы, подготовленных по заказу ООО «Презент».

В связи с чем, оснований для возложения на ответчиков обязанности по подготовке указанных проекта и заключения историко-культурной экспертизы не имеется.

Вместе с тем, в силу приведенных выше норм, проведение ремонтно-реставрационных работ возможно только после согласования проекта реставрации и акта экспертизы с Управлением, чего до настоящего времени не сделано.

При таком положении суд находит возможным частично удовлетворить требования и обязать ООО «Презент» и Савкину М.П. в срок до 01.11.2019 на основании согласованных с Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области проекта реставрации и акта историко-культурной экспертизы проекта реставрации произвести ремонтно-реставрационные работы главного фасада здания объекта культурного наследия регионального значения «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с ответчика ООО «Презент» в размере 6 000 руб., с Савкиной М.П. – 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Савкину М.П. в срок до 01.04.2019 произвести демонтаж кондиционеров с главного фасада здания объекта культурного наследия регионального значения «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Презент» и Савкину М.П. в срок до 01.11.2019 на основании согласованных с Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области проекта реставрации и акта историко-культурной экспертизы проекта реставрации произвести ремонтно-реставрационные работы главного фасада здания объекта культурного наследия регионального значения «Здание кинотеатра «Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Презент» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Взыскать с Савкиной М.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов.

            

    

2-703/2019 ~ М-90/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области
Ответчики
Савкина М.П.
ООО "Презент"
Другие
Калашнова М.И.
общество с ограниченной ответственностью «Мед-Профи»
Администрация города Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
11.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее