№ 5-120/19
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 сентября 2019 года город Кола Мурманской области
Судья Кольского районного суда Мурманской области Маренкова А.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Толстопятова А.Е. и прилагаемые к нему материалы,
УСТАНОВИЛ:
*** в Кольский районный суд Мурманской области поступили протокол об административном правонарушении № от ***, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 по части 1 ст. 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Толстопятова А.Е. и прилагаемые к нему материалы.
Из указанного протокола следует, что Толстопятов А.Е. *** с *** до *** осуществлял погружение в адрес*** с использованием водолазного дыхательного аппарата и добыл ***. Поскольку добытый *** находился в живом состоянии, он был выпущен в естественную среду обитания. Из объяснений Толстопятова А.Е. следует, что *** в ***. он осуществил погружение в адрес*** с целью видеосъемки участников фестиваля, во время погружения на дне он увидел *** и решил его добыть с целью показать друзьям и осуществить с ним видеосъемку на берегу, после фотосъемки с *** он намеревался выпустить его в естественную среду обитания.
Изучив представленные материалы, считаю протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежащими возвращению в орган, составивший протокол, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 26.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.
Согласно заключению эксперта ФИО1 от *** (составлено на основании определения о назначении ихтиологической экспертизы от ***) на видеозаписи, зафиксировавшей изъятие водных биологических ресурсов и возвращения их в естественную среду обитания (то есть при фактическом отсутствии объекта исследования), установлен вид водных биологических ресурсов – *** (приблизительный вес изъятой особи не оценивался), а также отсутствие ущерба от вылова указанного водного биологического ресурса.
В соответствии с заключением эксперта № от *** (составлено на основании определения о назначении экспертизы от ***) по результатам экспертизы по делу об административном правонарушении № стоимость 1 кг. *** по ценам в *** года в Мурманской области составила 635 руб. 90 коп.
До направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить ему права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4 статьи 26.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Однако, в имеющихся в материалах дела отсутствуют сведения о выполнении должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району приведенных выше требований закона.
Из приложенных к материалам дела об административном правонарушении документов следует, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Толстопятову А.Е.) в один день (а именно ***) вручены повестки о его вызове на *** для вынесения определения о назначении ихтиологической экспертизы, на *** для вынесения определения о назначении экспертизы стоимости водных биологических ресурсов, являющихся предметом административного правонарушения, на *** для составления протокола об административном правонарушении.
Каких-либо сведений (пояснений) о весе *** (предмета правонарушения), кроме среднестатистического веса такой особи, указанного в заключении эксперта ФИО1 от ***, по представленным суду материалам, не установлено.
При указанных обстоятельствах, получение указанных выше повесток единовременно, при отсутствии доказательств, подтверждающих последующее направление определений о назначении экспертиз, лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение юридически значимой информации для разрешения дела при составлении должностным лицом протокола об административном правонарушении, а также исключает возможность суду достоверно определить стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом правонарушения.
Санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено назначение административного штрафа в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
В материалах дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, должны содержаться сведения, позволяющие определить стоимость водных биоресурсов. При отсутствии таких данных судья при подготовке дела к рассмотрению согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вправе возвратить протокол и иные материалы в орган или должностному лицу, составившим протокол (абзац 4 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 (ред. от 31.10.2017) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство»).
Поскольку при проведении процедуры определения стоимости предмета административного правонарушения, должностным лицом допущены нарушения, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению Пограничному управлению ФСБ России по Западному арктическому району для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Толстопятова А.Е. и приложенные к нему материалы возвратить Пограничному управлению ФСБ России по Западному арктическому району для устранения выявленных недостатков.
Копию определения направить лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении и в административный орган – для сведения.
Судья А.В. Маренкова