К делу № 5-688/2014г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
20 октября 2014 года город Сочи
Судья Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края Крижановская О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Федерального Государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» материал об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомплекс», расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, <адрес> по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административных правонарушениях юридическому лицу - ООО «Жилкомплекс» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении при проведении проверки участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» А. 15 сентября 2014 года обнаружен и установлен факт нарушения природоохранного законодательства, которое выразилось в выбросе бытового мусора на не санкционированную свалку в районе п. Голубая Нива, вблизи насосной станции №5. Осуществлен вывоз бытового мусора на не санкционированную свалку в районе насосной станции №5 п. Голубая Нива гр. Б.., на тракторе ЮМЗ-6 № с телегой КТС-4 г/н № по путевому листу выданному ООО «Жилкомплекс». Согласно трудовому договору от 01.11.13г. №47 заключенным между ООО «Жилкомплекс» и Б.., ООО «Жилкомплекс» предоставило Б. работу по профессии тракторист. Территория, на которой осуществлен вывоз бытового мусора, находится в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» и является особо охраняемой природной территорией. Тем самым действия ООО «Жилкомплекс» по организации выброса мусора в неустановленном месте противоречат основным целям, задачам и направлениям развития государственного природного заказника федерального значения «Приазовский», нарушают установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника федерального значения «Приазовский».
В связи с чем, в отношении юридического лица - ООО «Жилкомплекс» 15.09.2014 года участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» А. был составлен протокол об административном правонарушении № №.
Представитель юридического лица - ООО «Жилкомплекс» в судебном заседании просит производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава и события административного правонарушения. Свою позицию представитель ООО «Жилкомплекс» обосновал тем, что вина юридического лица - ООО «Жилкомплекс» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях не доказана, отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. В описательной части рассматриваемого протокола об административном правонарушении указано, что гр. Б.., являясь работником ООО «Жилкомплекс», на транспортном средстве по путевому листу, выданному ООО «Жилкомплекс», осуществил выброс бытового мусора на несанкционированную свалку в районе п. Голубая Нива. Далее указано, что юридическое лицо - ООО «Жилкомплекс» своими действиями по организации выброса мусора в неустановленном месте противоречит основным целям, задачам и направлениям развития государственного природного заказника федерального значения «Приазовский», что повлекло за собой снижение экологической ценности данной территории и причинило вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. На основании изложенного участковым государственным инспектором сделан вывод о привлечении ООО «Жилкомплекс» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, участковый государственный инспектор, не устанавливая, в чем конкретно выразилась вина юридического лица, посчитал, что факта выброса бытового мусора на несанкционированную свалку в районе п. Голубая Нива гражданином Б.., являющимся работником ООО «Жилкомплекс», на транспортном средстве по путевому листу, выданному ООО «Жилкомплекс», достаточно для привлечения юридического лица - ООО «Жилкомплекс» к административной ответственности. ООО «Жилкомплекс» не может согласиться с таким выводом, т. к. со своей стороны предприняло все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Между ООО «Жилкомплекс» и МКУ «Петровский центр» 31.12.2013 г. заключен договор, согласно которому МКУ «Петровский центр» оказывает услуги ООО «Жилкомплекс» по приему и размещению твердых бытовых отходов на площадке временного хранения, расположенной на территории Петровского сельского поселения. 02.07.2014 г. трактористу Б. выписан путевой лист №, согласно которому перед работником ставилась задача на вывоз мусора с контейнеров п. Агуево и п. Голубая Нива на размещение площадки временного хранения ст. Петровская.
В свою очередь, тракторист Б. в нарушение маршрута вывоза твердых бытовых отходов, указанном в выданном ему путевом листе №, самовольно осуществил выброс мусора на территории п. Голубая Нива, что подтверждается Актом расследования о нарушении маршрута вывоза ТБО, объяснительной Б. на имя директора ООО «Жилкомплекс». В отношении тракториста Б. применены меры дисциплинарного взыскания: Приказом № от 02.07.2014 г. ему объявлен выговор, а также лишение премии.
Таким образом, ООО «Жилколмплекс» считает, что действия тракториста Б. являются эксцессом исполнителя и никак не связаны с волей юридического лица — ООО «Жилкомплекс». Административное правонарушение произошло по вине гр. Б., самовольно осуществившего выброс мусора на территории п. Голубая Нива, и, по мнению юридического лица, в данном случае нет оснований для привлечения ООО «Жилкомплекс» к ответственности.
Представитель Государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» настаивала на привлечении юридического лица ООО «Жилкомплекс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. При этом указала, что в силу требований Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, суд установил, что юридическим лицом ООО «Жилкомплекс» совершено административное правонарушение, а именно допущено нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, ответственность за которое предусмотрено ст.8.39 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Данный вывод суда основан на следующем.
Подпунктом "г" п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. №33-ФЗ (далее Закон №33-ФЗ) к особо охраняемым природным территориям отнесена такая категория территорий, как государственные природные заказники.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 33-ФЗ государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Государственный природный заказник «Приазовский» образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 года № 336 без изъятия земельных участков у пользователей и собственников. 24 мая 1958 года Решением Краснодарского крайисполкома №467 были определены границы заказника «Приазовский».
Положением о Государственном природном заказнике Федерального значения «Приазовский», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ, от 10.06.2010г., за №201 ФГБУ «Сочинский национальный парк» осуществляет охрану территории и обеспечивает мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов Государственного природного заказника Федерального значения «Приазовский».
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников, или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Как установлено п.п. 11 п. 3.1 Раздела III Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», на территории заказника запрещается создание объектов размещения отходов производства и потребления.
Подпунктом 21 п.3.1 Раздела ІІІ Положения о Государственном природном заказнике «Приазовский», запрещаются иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Из протокола натурного обследования № составленного участковым инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» установлено, что 02.07.2014 г. в ходе обхода государственного природного заказника «Приазовский» обнаружено несанкционированное складирование бытовых отходов и отходов потребления в районе п. Голубая Нива, вблизи насосной станции №5. Складирование бытового мусора на не санкционированную свалку в районе насосной станции №5 п. Голубая Нива осуществлено на тракторе ЮМЗ-6 № с телегой КТС-4 № по путевому листу выданным ООО «Жилкомплекс» на имя Б.Водитель от дачи пояснений отказался. ( л.д.33). К протоколу прилагается Фотоматериал ( л.д. 34-35).
14 июля 2014 года участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» А. вынесено определение «О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования» за № в отношении юридического лица- ООО «Жилкомплекс», <адрес> ст. Полтавская, Славянский район, Краснодарский край по ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
15 сентября 2014 года участковым государственным инспектором ФГБУ «Сочинский национальный парк» А.., по материалам проведенного административного расследования составлен протокол об административном правонарушении за № в отношении юридического лица ООО «Жилкомплекс», которое совершило административное правонарушение, выразившееся: в выбросе бытового мусора на не санкционированную свалку в районе п. Голубая Нива, вблизи насосной станции №. Осуществлял вывоз бытового мусора на не санкционированную свалку в районе насосной станции № п. Голубая Нива находящийся в трудовых отношения с ООО «Жилкомплекс» гр. Б.., на тракторе ЮМЗ-6 № с телегой КТС-4 № по путевому листу выданному ООО «Жилкомплекс». Данная территория находится в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» и является особо охраняемой природной территорией.
В судебном заседании так же установлено, что между ООО «Жилкомплекс» и МКУ «Петровский центр» 31.12.2013 г. заключен договор, согласно которому ООО «Жилкомплекс» оказывает МКУ «Петровский центр» услуги по приему и размещению твердых бытовых отходов на площадке временного хранения, расположенной на территории Петровского сельского поселения.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд не может согласиться с доводами представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, что не установлена вина ООО «Жилкоплекс» в нарушении природоохранного законодательства, так как работник ООО»Жилкомплекс» Б.., самовольно осуществил выброс мусора на территории п. Голубая Нива, поскольку по мнению суда неисполнение работником организации требований законодательства при осуществлении своих служебных обязанностей не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины юридического лица и освобождающим данную организацию от ответственности.
Заключая трудовой договор, общество является участником правоотношений как в гражданско-правовом, так и в публично-правовом смысле, и оно обязано обеспечить соблюдение закона при осуществлении им хозяйственной деятельности.
Таким образом, общество является самостоятельным субъектом административной ответственности и отвечает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей его работниками.
В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ООО "Жилкомплекс" не были предприняты все, зависящие от него меры, по соблюдению по соблюдению правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, ответственность за нарушение которых установлена ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответственно суд считает, что вина юридического лица ООО «Жилкомплекс» в совершении указанного административного правонарушения установлена и доказана.
Дело об административном правонарушении возбуждено управомоченным на это должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях. К настоящему моменту сроки для привлечения к административной ответственности не истекли.
При определении и назначении юридическому лицу – ООО «Жилкомплекс» административного наказания, суд учитывает, в соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в связи с чем считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом суд не находит необходимым назначить наказание в виде конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10, Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомплекс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей, без конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
Штраф следует перечислить на следующие реквизиты: р/с 40105810800000010001 л/сч 03181780460, БИК 040349001 УФК по Краснодарскому краю (Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) ИНН 2309089375 КПП 230901001, ОГРН 1042304949752, Банк получателя Южное ГУ Банка России по Краснодарскому краю: г. Краснодар, ОКПО 20704996, ОКТМО 03701000, ОКВЭД 75.11.12.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд в течение 10 дней со дня получения постановления.
Судья О.А.Крижановская
На момент опубликования не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО
Судья Крижановская О.А.