Решение по делу № 2-892/2011-Р ~ М-787/2011-Р от 23.09.2011

Дело № 2-892/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Усманова В.М.

при секретаре Тимофеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. к Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз имени Явнова Стерлитамакского района Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 обратился в суд с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз имени <адрес> Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> РБ в соответствии с плановым заданием ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства должностными лицами СПК колхоз имени <адрес> РБ. Проведенной проверкой установлено, что на балансе СПК колхоз имени <адрес> РБ имеются 2 подземные скважины в <адрес>, в <адрес>, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктами 1.2-1.4 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ, данные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех источниках водоснабжения и водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Согласно пунктам 1.9, 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.2.1.4 при выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально. В соответствии с пунктами 1.15, 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.2.1.4 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.2.1.4. Вместе с тем, проверкой установлено, что зона санитарной охраны для подземного источника водоснабжения СПК колхоз имени <адрес> РБ не разработана, также отсутствует какая-либо техническая документация на данный источник водоснабжения. Кроме того, в ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой <адрес> РБ в августе 2011 года, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проект зоны санитарной охраны на подземный водоисточник не разработан.

Данные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

Просит обязать СПК колхоз имени <адрес> РБ в течение 12 месяцев со дня принятия судебного решения разработать проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предприятия, населения в <адрес> РБ.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> РБ ФИО3 иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз имени <адрес> РБ ФИО4 показал, что с исковыми требованиями не согласен.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования заявлены и.о. прокурора <адрес> РБ ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что на балансе Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз имени <адрес> РБ имеются 2 подземные скважины в селе Кармаскалы, в селе Асава-<адрес> РБ, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

<адрес> РБ в ходе проведенной проверки деятельности Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз имени <адрес> РБ выявлены нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны для подземного источника водоснабжения предприятия, населения в селе Кармаскалы, в селе Асава-<адрес> РБ.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно статье 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с пунктом 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствует проект зоны санитарной охраны скважин, эксплуатируемых ответчиком - Сельскохозяйственным производственным кооперативом колхоз имени <адрес> РБ.

При таких обстоятельствах, для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения ответчиком должны быть разработаны и утверждены в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых им для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, суд приходит к обоснованности требований и.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 к Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз имени <адрес> РБ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и считает необходимым обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз имени <адрес> Республики Башкортостан в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны подземной скважины, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предприятия, населения в <адрес> РБ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 11, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 43 Водного кодекса РФ, ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░-<░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:                        ░.░.░░░░░░░

2-892/2011-Р ~ М-787/2011-Р

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Стерлитамакского района РБ
Ответчики
СПК Явнова
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Усманов Валерий Миниахметович
Дело на сайте суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
23.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2011Передача материалов судье
26.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2011Судебное заседание
08.11.2011Судебное заседание
13.11.2011Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее