Судья - Мокуршин О.А.
Дело № 7-501/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 марта 2019 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Банниковой М.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Уралгазсервис» Банниковой Марии Ивановны на решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 14 февраля 2019 г., постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 30 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уралгазсервис»
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 30 ноября 2018 г. № 59/12-1611-18-И/5 общество с ограниченной ответственностью «Уралгазсервис» (далее - ООО «Уралгазсервис», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей, в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 14 февраля 2019 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы законного представителя ООО «Уралгазсервис», постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ООО «Уралгазсервис» Банникова М.И. просит отменить решение судьи районного суда, постановление должностного лица, производство по делу прекратить, указывая на нарушение процессуальных требований при производстве по делу, выразившееся в привлечении к административной ответственности за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании в краевом суде, защитник Банникова М.И. жалобу поддержала.
Законный представитель ООО «Уралгазсервис» Сычев В.А., потерпевшие З., Р., Е., извещенные надлежаще, участие в судебном заседании не принимали.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, заслушав защитника Банникову М.И., судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В соответствии с пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 (далее - Технический регламент), при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
На основании пункта 5.6 Технического регламента средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении № 4 к Техническому регламенту.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н, устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Согласно пункту 4 указанных правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. № 997н установлено, что сторожу выдается костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на год, сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара, перчатки с полимерным покрытием 12 пар на год.
В силу подпункта «б» пункта 1 Примечания к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» работникам организаций, выполняющим наружные работы зимой, в зависимости от вида деятельности дополнительно выдаются костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, головной убор утепленный - 1 шт. на 2 года, белье нательное утепленное - 2 комплекта на 1 год, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в связи с обращением в Государственную инспекцию труда Пермского края З. (№ 59/7-1126-18-ОБ от 12 июля 2018 г.) на основании распоряжения (приказа) врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае (по охране труда) от 23 июля 2018 г. № 59/12-1611-18-И в отношении ООО «Уралгазсервис» (****), проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе данной проверки в период с 23 июля 2018 г. по 10 августа 2018 г. было установлено нарушение ООО «Уралгазсервис» статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации трудового законодательства, пункта 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н, пункта 163, подпункта «б» пункта 1 Примечания к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 09 августа 2018 г. № 59/12-1611-18-И/1.
Из содержания акта проверки следует, что в нарушение указанных выше положений на момент проведения проверки сторожа З., Е., Р. не были обеспечены перчатками с полимерным покрытием 12 пар на год, сапогами резиновыми с защитным подноском, головным убором утепленным, бельем нательным утепленным 2 комплектами на год, перчаткам и с защитным покрытием, морозостойкими с утепляющими вкладышами 3 парами на год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Уралгазсервис» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения данного юридического лица к административной ответственности.
Принимая решение по делу и отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО «Уралгазсервис» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом данного административного правонарушения по существу не оспаривается, подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае (по охране труда) от 23 июля 2018 г. № 59/12-1611-18-И, обращением № 59/7-1126-18-ОБ от 12 июля 2018 г., актом проверки 09 августа 2018 г. № 59/12-1611-18-И/1, протоколом об административном правонарушении от 29 октября 2018 г. № 59/12-1611-18-И/2 и иными материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований трудового законодательства и иных норм, регламентирующих обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, равно как и доказательства принятия ООО «Уралгазсервис», исчерпывающих мер, направленных на их соблюдение, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО «Уралгазсервис» к административной ответственности.
Действия ООО «Уралгазсервис» по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы жалобы о привлечении к административной ответственности за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании заявителем содержания постановления.
Из содержания постановления следует, что ООО «Уралгазсервис» вменено нарушение в виде не выдачи сторожам З., Е., Р. перчаток с полимерным покрытием 12 пар на год, сапог резиновых с защитным подноском, головного убора утепленного, белья нательного утепленного 2 комплектов на год, перчаток с защитным покрытием, морозостойких с утепляющими вкладышами 3 пар на год, отнесенных Техническим регламентом к средствам индивидуальной защиты 2 класса, в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, на момент проведения проверки, то есть не обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае вменяемое ООО «Уралгазсервис» правонарушение является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Проверка в отношении ООО «Уралгазсервис» проведена в период с 23 июля 2018 г. по 10 августа 2018 г., акт о результатах проверки составлен 09 августа 2018 г., протокол об административном правонарушении 29 октября 2018 г., таким образом временем совершения правонарушения является день его обнаружения 09 августа 2018 г., что указывает на вынесение постановления 30 ноября 2018 г. в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суждение заявителя о совершении вменяемого правонарушения выразившегося в ненадлежащем оформлении личной карточки учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в связи с неполной выдачей комплекта средств индивидуальной защиты и исчисления срока давности привлечения к ответственности с даты ненадлежащего оформления личных карточек, также основано на ошибочном толковании содержания постановления, поскольку такое нарушение ООО «Уралгазсервис» оспариваемым постановлением не вменялось.
Административное наказание назначено ООО «Уралгазсервис» с учетом требований статей 3.1, 3.5, статьи 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного административного правонарушения и его последствиям, является справедливым.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО «Уралгазсервис», допущено не было.
При таком положении оснований для отмены решения судьи районного суда, постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 14 февраля 2019 г., постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 30 ноября 2018 г. № 59/12-1611-18-И/5 оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Уралгазсервис» Банниковой М.И. - без удовлетворения.
Судья - подпись