Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2013 ~ М-176/2013 от 16.05.2013

Гражданское дело № 2-176/2013

Решение

Именем Российской Федерации

17 июля 2013 года              город Смоленск

Смоленский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Шаповалова В.С.,

при секретаре Хижняк О.Н.,

с участием прокурора – помощника военного прокурора Смоленского гарнизона майора юстиции Амировой П.Н.,

заявителя Степанова Д.А., его представителя Андрейчикова Н.Н.,

представителя командира войсковой части Курочкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части капитана запаса Степанова Дмитрия Александровича об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) и командира войсковой части , связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем и денежными выплатами в полном объеме,

установил:

Степанов обратился в суд с заявлением, в котором, с учётом уточнения и увеличения своих требований в судебном заседании, просил:

- приказы командующего войсками <данные изъяты> от 21 марта 2013 года и от 27 мая 2013 года , в части касающейся увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, соответственно, признать незаконным;

- обязать командующего войсками <данные изъяты> отменить эти приказы в указанных частях и восстановить его на военной службе;

- обязать командира войсковой части представить заявителя к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам;

- обязать командующего войсками <данные изъяты> уволить его с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам;

- обязать командующего войсками <данные изъяты> восстановить на ранее занимаемой должности, произвести перерасчет и выплату денежного довольствия с даты освобождения от воинской должности по дату восстановления на военной службе;

- обязать руководителя ЕРЦ выплатить ему единовременное пособие при увольнении с военной службы с учетом повышающего коэффициента, в полном объеме, а также компенсацию за неполученное вещевое имущество.

В обоснование своих требований заявитель в своем заявлении и в судебном заседании указал, что считает данные приказы командующего войсками Западного военного округа незаконными, так как он был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем, которое ему безусловно положено.

Он признан нуждающимся в получении жилого помещения при увольнении с военной службы в городе Самаре. При этом жилые помещения, которые ему предлагались, не соответствуют установленным законом нормам. Так, ему предлагались жилые помещения с превышением установленной нормы предоставления жилого помещения, за которые надо было доплачивать более двухсот тысяч рублей. На предоставление жилого помещения, за которое ему нужно доплачивать, он согласия не давал.

Представитель заявителя требования своего доверителя поддержал, и, в их обосновании указал, что оспариваемыми приказами Степанов был незаконно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части. Ему неоднократно предоставлялось жилье в городе Самаре. Но его отказ от данного жилья нельзя расценивать, как злоупотребление правом, поскольку предлагаемое жилье было расположено в одном районе и за него требовалось доплачивать, а на доплату, при получении жилья в указанном районе, он согласия не давал. Вместе с тем, в городе Самаре в соседнем районе имеются жилые помещения, которые подходят по нормам предоставления жилой площади для его доверителя, однако. данные жилые помещения Степанову не предлагались.

Кроме того, при увольнении заявителю не выплатили компенсацию за вещевое имущество и единовременное пособие при увольнении выплатили не в полном объеме.

Представитель войсковой части требования заявителя не признал и пояснил, что Степанов был уволен, а затем исключен из списков личного состава воинской части в соответствии с действующим законодательством. Заявителю неоднократно предлагалось жилье по избранному месту жительства, но он все время отказывался. Таким образом, имеет место быть злоупотребление правом, вместе с тем, Степанов был уволен с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в получении жилого помещения.

При увольнении заявителя с военной службы права последнего нарушены не были, процедура увольнения был проведена с соблюдением требований законодательства.

Что касается требований заявителя о восстановлении его на военной службе в ранее занимаемой должности и производства перерасчета денежного довольствия, то по этим требованиям уже имеется вступившее в законную силу решение суда.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания командующий войсками Западного военного округа и руководитель ЕРЦ, либо их представители в суд не явились и о причинах своей неявки суд не уведомили.

При этом, представитель командующего войсками Западного военного округа в своих письменных возражениях указал, что требования заявителя не признает, поскольку его доверитель действовал в строгом соответствии с нормами закона и при увольнении Степанова с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части права заявителя командующим нарушены не были. Также, он просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, а также заслушав заключение военного прокурора, полагавшего необходимым данное заявление удовлетворить частично, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с её окончанием. Окончанием военной службы согласно пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с пунктами 12, 13, 14 и 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение) увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и, в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего. Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов, он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

По смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Из этого следует, что на должностных лиц возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы.

Вопросы, касающиеся нормы предоставления жилых помещений военнослужащим, регламентируются статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с указанным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из данной нормы предоставления площади жилого помещения, но не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

С учетом изложенного, Степанов имеет право на получение жилого помещения общей площадью не более 36 кв.м.

Приказом командующего войсками <данные изъяты> от 21 марта 2013 года Степанов был уволен с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом этого же должностного лица от 27 мая 2013 года , исключен из списков личного состава воинской части с 31 мая 2013 года. При этом заявитель жилым помещением по нормам законодательства не обеспечен.

Согласно копии представления заявитель был представлен к увольнению по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с признанием его негодным к летной работе.

В соответствии с рапортами заявителя от 27 апреля 2012 года и 2 апреля 2013 года, листом беседы от 6 сентября 2011 года и вышеуказанным представлением от 10 декабря 2012 года Степанов с увольнением согласен, но после предоставления жилой площади, по вновь избранному месту жительства в городе Самара.

Согласно выписке из решения начальника 1 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 4 июня 2012 года , заявитель принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Самара.

В соответствии с письмом заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 3 июня 2013 года Степанов на территории Смоленской области жилых помещений в собственности не имеет.Согласно материалам учетного дела заявителя, он прописан по адресу воинской части, жилого помещения в собственности не имеет, и жилым помещением по линии Министерства обороны не обеспечивался.

В соответствии с извещениями о распределении жилого помещения от 13 июля 2012 года , 9 августа 2012 года ,27 сентября 2012 года , 17 октября 2012 года , 25 декабря 2012 года , 11 февраля 2013 года , 25 февраля 2013 года , 19 марта 2013 года , 4 апреля 2013 года , 26 апреля 2013 года , Степанову неоднократно предлагались жилые помещения в городе Самаре, однако, все предлагаемые заявителю квартиры, не соответствовали норме распределения жилого помещения, и для их получения необходимо было внести доплату более двухсот тысяч рублей.

Как установлено в судебном заседании, Степанов своего согласия на доплату за получение жилого помещения не давал.

Кроме того, согласно показаниям заявителя и представителя командира войсковой части , Степанов жильем по месту службы не обеспечен, и проживает на квартире, которую снимает за свой счет.

Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы, в части касающейся увольнения Степанова с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, являются незаконными, поскольку нарушают право заявителя на увольнение с военной службы после обеспечения жилым помещением.

При этом, указанное нарушение прав заявителя, суд расценивает как существенное, и считает, что права заявителя могут быть восстановлены путем возложения на командующего войсками Западного военного округа обязанности отменить данные приказы в вышеуказанной части.

Удовлетворяя вышеизложенные требования, суд приходит к выводу, что требования заявителя о возложении обязанности на командира войсковой части 41687 представить Степанова к увольнению с военной службы, а на командующего войсками Западного военного округа уволить его с военной службы после обеспечения жилым помещением, также необходимо удовлетворить, поскольку заявитель, после обеспечения жильем, подлежит увольнению с военной службы по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с признанием его негодным к летной работе.

Ссылки представителя войсковой части 41687 на злоупотребление заявителем своим правом суд отвергает, поскольку из всех предложенных Степанову квартир ни одна не соответствовала нормам распределения жилья. Превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома допускается лишь в случае отсутствия возможности распределения военнослужащему жилого помещения исходя из установленных норм. Как установлено в судебном заседании, в городе Самаре имеются жилые помещения, которые подходят для обеспечения Степанова по установленным нормам, но они ему не предлагались. При таких обстоятельствах суд считает, что злоупотребление правом со стороны заявителя отсутствует.

На этот вывод суда не влияет то, что согласно листа беседы от 26 октября 2012 года заявитель дал согласие на доплату за предоставляемое жилое помещение, поскольку данное согласие было получено в отношении конкретного района, в котором имелись квартиры, подходящие ему по нормам распределения. Вместе с тем, заявителю эти квартиры не предлагались.

Ссылки представителей заинтересованных лиц на то, что их доверители действовали в соответствии с законодательством, военный суд отвергает, поскольку они опровергаются вышеуказанными требованиями закона и материалами дела.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления в части требований о возложении обязанности на руководителя ЕРЦ по выплате заявителю единовременного пособия при увольнении с военной службы с учетом повышающего коэффициента и компенсации за неполученное вещевое имущество, поскольку настоящим решением заявитель восстановлен на военной службе, следовательно, эти денежные выплаты ему не положены.

Относительно остальных требований заявителя, суд находит установленным следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

- нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;

- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;

- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.

Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.

Так, в соответствии со статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе, - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - не более, чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и указанным Положением, - до его исключения.

Решением ВЛК филиала ФГУ « ЦВКГ имени А.А. Вишневского МО РФ» от 4 марта 2011 года Степанов признан негодным к летной работе и годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Согласно выписке из приказа командующего войсками 1 командования Военно-Воздушных Сил и Противовоздушной обороны от 17 июня , Степанов зачислен в распоряжение в связи с признанием его не годным к летной работе.

В соответствии с рапортом заявителя от 8 апреля 2011 года, Степанов от назначения на нелетные воинские должности отказался.

Таким образом, суд приходит к выводу, что права заявителя выводом его в распоряжение не нарушены. А доказательств обратному, вопреки требованиям статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Степановым в суд не представлено.

С учетом изложенного, военный суд приходит к выводу, что зачислением заявителя в распоряжение какие-либо нарушения действующего законодательства не допущены, в связи с чем, суд отказывает Степанову в удовлетворении его требования о возложении обязанности на командующего войсками Западного военного округа о восстановлении на ранее занимаемой должности.

Отказывая в удовлетворении данного требования, суд находит, что требования о производстве перерасчета и выплаты денежного довольствия с даты освобождения от воинской должности по дату восстановления на военной службе, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

Заявление Степанова Дмитрия Александровича удовлетворить частично.

Приказ командующего войсками <данные изъяты> от 21 марта 2013 года , в части касающейся увольнения Степанова Д.А. с военной службы - признать незаконным.

Обязать командующего войсками <данные изъяты> отменить приказ от 21 марта 2013 года , в части касающейся увольнения Степанова Д.А. с военной службы.

Приказ командующего войсками <данные изъяты> от 27 мая 2013 года , в части касающейся исключения Степанова Д.А. из списков личного состава воинской части - признать незаконным.

Обязать командующего войсками Западного военного округа отменить приказ от 27 мая 2013 года -сч, в части касающейся исключения Степанова Д.А. из списков личного состава воинской части и восстановить Степанова Д.А. на военной службе.

Обязать командира войсковой части представить Степанова Д.А. к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.

Обязать командующего войсками Западного военного округа уволить Степанова Д.А. с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.

В удовлетворении требований Степанова Д.А.:

- обязать командующего войсками Западного военного округа восстановить на ранее занимаемой должности, произвести перерасчет и выплату денежного довольствия с даты освобождения от воинской должности по дату восстановления на военной службе;

- обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Степанову Д.А. единовременное пособие при увольнении с военной службы с учетом повышающего коэффициента, в полном объеме, а также компенсацию за неполученное вещевое имущество, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в месячный срок, со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу (подпись).

Верно

Судья Смоленского

гарнизонного военного суда                  В.С. Шаповалов

Секретарь судебного заседания                   О.Н. Хижняк

2-176/2013 ~ М-176/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанов Дмитрий Александрович
Другие
Командующий войсками ЗВО
Командир войсковой части 41687
Суд
Смоленский гарнизонный военный суд (Смоленская область)
Судья
Шаповалов В.С.
Дело на странице суда
sgvs--sml.sudrf.ru
16.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2013Передача материалов судье
16.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2013Предварительное судебное заседание
27.06.2013Судебное заседание
08.07.2013Судебное заседание
17.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2013Дело оформлено
02.10.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее