Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2019 (2-2080/2018;) ~ М-2022/2018 от 21.11.2018

Дело № 2-148/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Михайловка

Волгоградской области 06 февраля 2019 года

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Поликарпова В.В.,

при секретаре судебного заседания Шишкиной Л.В.,

с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Шибитовой Ю.М.,

представителей ответчика Гаврильева А.В., Михина Б.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Гелио-Пакс-Агро 4» об устранении нарушений правил противопожарной безопасности, приостановлении деятельности, приведении решения к немедленному исполнению,

установил:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» об устранении нарушений правил противопожарной безопасности, приостановлении деятельности, приведении решения к немедленному исполнению, в обоснование указал, что в Михайловскую межрайонную прокуратуру поступила информация из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам Волгоградской области (далее - Госпожнадзор) о неисполнении требований предписаний ООО «Гелио-Пакс-Агро 4», выданных по результатам проведенных проверок. ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» является собственником: производственной базы МТМ, состоящей из двадцати зданий и сооружений, общей площадью 5106, 3 кв.м., расположенной по адресу: Адрес согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата; территории мехтока с находящимися на ней кирпич, весовой и навесом, одноэтажным дощатым бригадным домиком, двумя зернохранилищами из ж/б плит, крытым шиферным током, навесом над установ зерноочистительной машиной, общей площадью 116, 7 кв.м, расположенной по адресу: Адрес-1, Адрес согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата. Установлено, что на основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Госпожнадзора от Дата №№ 264, 265 проведена плановая выездная проверка ООО «Гелио-Пакс-Агро-4» с целью осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в здании, помещениях, территории по адресу: Адрес, согласно ежегодного плана проверок. По результатам проведенной проверки Дата составлены акт проверки № 264, согласно которому выявлены 9 нарушений требований пожарной безопасности, акт проверки № 265, согласно которому выявлены 5 нарушений требований пожарной безопасности. 19.09.2014 ООО «Гелио-Пакс-Агро-4» выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 264/1/1 со сроком исполнения 20.06.2015, № 264/1/2 со сроком исполнения 20.06.2015, № 265/1/1 со сроком исполнения 20.06.2015, № 265/1/2 со сроком исполнения 05.07.2015. Однако, нарушения в обозначенный срок не были устранены. Аналогичные нарушения выявлены при проведении повторных внеплановых выездных проверок с целью проверки устранения нарушений по ранее выданным предписаниям на основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Госпожнадзора от 15.06.2015 № 134, от 15.06.2015 № 135, от 10.06.2016 № 026/206, от 10.06.2016 № 026/207, от 26.05.2017 № 026/88, от 26.05.2017 № 026/89. По завершении проверок составлены соответствующие акты и вынесены предписания, которые по настоящее время ООО «Гелио-Пакс-Агро-4» не исполнены. В соответствии с распоряжением (приказом) от 10.05.2018 № 026/78 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица с целью проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию от 06.06.2017 № 88/1/1. 24.05.2018 ответственным сотрудником Госпожнадзора составлен акт проверки, согласно которому 4 нарушения ранее выданного предписания не устранены, а именно: Мехток Помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС) (ст. 46, 54, 83,103 ФЗ- 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 110-03; п.13.1    СП.5.13130.2009; п. 61 Постановление правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ); Помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех.токов не оборудованы системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (ст.84 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 104-03; п.3.1 СП.3.13130.2009; п. 61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли помещений, складов 1, 4. (п.21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ» ст. 52, 87, 88 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Несущие металлические конструкции не обработаны огнезащитным составом склад 2, 3 (п.21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ» ст. 52, 87, 88 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В соответствии с распоряжением (приказом) от 10.05.2018 № 026/79 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица с целью проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию от 06.06.2017 № 89/1/1. 24.05.2018 ответственным сотрудником Госпожнадзора составлен акт проверки, согласно которому 3 нарушения ранее выданного предписания не устранены, а именно: Производственная база МТМ Помещение МТМ, столовой, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС). (ст. 46, 54, 83,103 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 110-03; п.13.1 СП.5.13130.2009; п.61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Помещение МТМ, столовой, не оборудовано системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (ст.84 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 104-03; п.3.1 СП.3.13130.2009; п. 61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания МТМ. (п. 21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»). По результатам проведенных проверок ООО «Гелио-Пакс-Агро-4» 24.05.2018 выданы предписания об устранении нарушений № 026-78/1/1, № 026-29/1/1. Данный факт свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых сотрудниками Госпожнадзора. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 1 Закона №    69-ФЗ установлено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Статьей 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию. На основании ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Согласно ст. 26 Закона № 123-ФЗ, классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях. Статьями 46, 54, 83, 103 Закона № 123-ФЗ установлены классификация средств пожарной автоматики, системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации. На основании п.п. 5, 6 ст. 52 Закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций. Статьями 87, 88 Закона № 123-ФЗ установлены требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков, требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее- Закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Частью 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. На основании п. 21 Правил руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. В соответствии с п. 61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Выявленные Госпожнадзором нарушения свидетельствуют о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, которые могут находиться в зданиях и помещениях, что является недопустимым и требует принятия мер по ограничению доступа неопределенного круга лиц в соответствующие помещения, что может быть достигнуто только устранением нарушений правил пожарной безопасности. Просил обязать ООО «Гелио-Пакс-Агро 4», расположенный по адресу: Адрес устранить нарушения правил противопожарной безопасности, а именно: Оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС); Оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); Произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли помещений, складов 1, 4 мех. тока по адресу: Адрес-1; Обработать огнезащитным составом несущие металлические конструкции складов Номер, 3 мех. тока по адресу: Адрес-1; Оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС); Оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); Произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания МТМ по адресу: Адрес. Приостановить деятельность по использованию помещений и зданий до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес, а именно: производственной базы МТМ, а также помещений и зданий до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес-1, Адрес, а именно: мех.ток. В данной части привести решение суда к немедленному исполнению. В ходе рассмотрения дела Михайловский межрайонный прокурор требования изменил, просил обязать ООО «Гелио-Пакс-Агро 4», расположенный по адресу: Адрес устранить нарушения правил противопожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС); оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли помещений, складов 1, 4 мех. тока по адресу: Адрес-1; обработать огнезащитным составом несущие металлические конструкции складов №Номер, 3 мех. тока по адресу: Адрес-1; оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС); оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); Произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания МТМ по адресу:    Адрес. Приостановить деятельность по использованию помещений и зданий до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес, а именно: помещения МТМ, столовой, а так же зданий и помещений до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес-1, Адрес, а именно: помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех.тока. В данной части привести решение суда к немедленному исполнению.

Представители ответчика в судебном заседании, а также в письменных возражениях указали, что требования прокуратуры считают незаконными и необоснованными по следующим причинам: прокурором в нарушение требования ст. 45 ГПК РФ и Информационного письма Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» не указано в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых подано данное исковое заявление. ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» не осуществляет какие либо виды деятельности по предоставлению услуг неограниченному кругу лиц. Перечисленные в исковом заявлении здания и сооружения не относятся к разряду торговых центров, спортивно-развлекательных учреждений, а также к числу зданий и сооружений на которых возможно массовое нахождение неограниченного числа лиц. Основным видом деятельности ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» является производство сельскохозяйственной продукции. Почти во всех перечисленных в исковом заявлении зданиях и сооружениях отсутствуют рабочие места, на которых бы постоянно находились работники нашего предприятия. Допуск же посторонних лиц на территорию нашего предприятия исключен. Таким образом, по нашему мнению отсутствует неопределенный круг лиц, в интересах ко торою прокурор в данном случае мог бы обратиться с подобным иском. Обращаясь с исковым заявлением и требуя в соответствии со ст. 1065 ГК РФ приостановить деятельность по использованию помещений и зданий прокурор должен представить доказательства реальности причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц. По нашему мнению подобных доказательств прокуратура суду не представила. В качестве нарушения правил пожарной безопасности указано отсутствие в перечисленных зданиях и сооружениях автоматических установок пожарной сигнализации (АУИС), отсутствие системы оповещения, управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ), отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли и отсутствие обработки огнезащитным составом металлических конструкций складов. Требования пожарной безопасности установлены в Федеральном законе от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация

указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной; безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Если проверенные на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности! объекты были построены, введены в эксплуатацию, реконструированы до ввода в действие Федерального закона № 123-ФЗ, то собственник здания, введённого в эксплуатацию, реконструированного до вступления в действие Технического регламента, обязан принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии е требованиями технического регламента, в случае если пожарный риск на этом объекте зашиты ; превышает допустимые значения, установленные законом. Указанные в исковом заявлении здания и сооружения построены: Мехток в Адрес в составе: Весовая - 1970 год постройки; Зернохранилище (Г2) - год постройки не указан Зернохранилище (Г4) - год постройки не указан Зернохранилище (Г5) - год постройки не указан Крытый ток (ГЗ) - год постройки не указан Однако технический паспорт на эти склады изготовлен в 2000 году и они указаны в качестве служебных построек. Из чего можно сделать вывод, что они построены в одно время с весовой. МТМ по Адрес - 1956 года постройки Столовая, ул. тракторная, 3 - 1969 года постройки Таким образом, все указанные в исковом заявлении здания и сооружения построены до ввода в действие ФЗ № 123-ФЗ. В материалах проверок, а также в документах предоставленных суду отсутствуют доказательства того, что пожарные риски на этих объектах превышают допустимые пределы, в частности, не указано на то, что невозможность дальнейшей эксплуатации проверенных здании, строений, сооружений в существующем состоянии создаёт угрозу возникновения пожара. Из искового заявления следует, что ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» вменено нарушение требований "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования утверждённого Приказом МЧС России от Дата N 175, который устанавливав нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (пункт 1.1 СП 5.13130.2009). Согласно пункту 1.2 СП 5.13130.2009 его действие распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружении: различного назначения. Свод правил СП 5.13130.2009 в соответствии с Приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии N474 от 16 апреля 2014 года включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Следовательно, положения СП 5.13130.2009 могут применяться ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» в добровольном порядке. Кроме прочего, ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» вменено нарушение требований СП 3.13130.2009. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 года № 173 утверждён и введён в действие с 01 мая 2009 года СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», разработанный в соответствии со статьёй 84 Федерального Закона N 123-ФЗ, являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливающий требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Свод правил СП 3.13130.2009 в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 474 от 16 апреля 2014 года включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Следовательно, положения СП 3.13130.2009 так же могут применяться в добровольном порядке. Кроме того, в соответствии с данным сводом правил (примечание к разделу 7) одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 кв.м, без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать

Принадлежащая ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» весовая не имеет постоянных рабочих мест, постоянного присутствия людей и имеет площадь менее 50 кв.м. (14,3 кв.м.) В исковом заявлении указано на нарушение ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» требований НПБ 110-03, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2013 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", а также содержатся ссылки на нарушения требований НПБ 104-03 "Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утверждённых Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года Минимально необходимые требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям установлены ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в указанные в частях 1, 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (часть 1 статьи 6, часть 3 статьи 42 ФЗ N 384-ФЗ). В Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. №1521 национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», НПБ 110-03 и НПБ 104-03 не включены. Кроме того, в соответствии с п.6 разъяснений Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г. «По вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл, 2 ППБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.(весовая, столовая), просили суд отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании, а также в письменных возражениях представитель главного управления МЧС России по Волгоградской области, старший дознаватель – государственный инспектор г. Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому, Фроловскому районам по пожарному надзору с доводами, представителей ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» не согласились в обоснование указали, что невыполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности выявленных отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г. Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому району на объектах защиты, используемых (эксплуатируемом) ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» в случае возникновения пожара может привести к позднему обнаружению пожара, к позднему оповещению людей о пожаре, к преждевременному обрушению конструкций кровель и негативно повлиять на своевременность эвакуации людей и имущества из зданий, а также способствовать распространению пожара, тем самым создавая реальную угрозу жизни и здоровья граждан. В соответствии ст. 2 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты - это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. В соответствии ст. 5 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии ст. 6 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ). В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Учитывая, что оценка пожарного риска объектов защиты ООО «Гелио-Пакс- Агро 4» не проводилась, исполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности является обязательным, в том числе Сводов правил и норм пожарной безопасности. В части касающейся необходимости оборудования зданий и помещений автоматическими установками пожарной сигнализацией (АУПС), требования установлены: ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации», утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. регистрационный N 4836). П. 4 определено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т. п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток. Сводом Правил 5.13130.2009 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 175. В части касающейся необходимости оборудования помещений системами оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), требования установлены: ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утв. утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 323 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4837). Сводом Правил 3.13130.2009 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 2 ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 21 указанного Федерального закона установлено, что разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара.

На основании ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

В судебном заседании установлено, что ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» является собственником: производственной базы МТМ, состоящей из двадцати зданий и сооружений, назначение производственное, общей площадью 5106,3 кв.м, расположенной по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д.68), а также территории мехтока с весовой и навесом, одноэтажным дощатым бригадным домиком, двумя зернохранилищами из ж/б блоков, одним зернохранилищем из ж/б плит, крытым шиферным током, навесом над зерноочистительной машиной, общей площадью 116,7 кв.м, расположенной по адресу: Адрес-1, Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д.69).

На основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Михайловского района Волгоградской области от 21.08.2014 № 264, № 265 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» с целью осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в здании, помещениях, территории по адресу: Адрес (Княжеский) городской округ Адрес, согласно ежегодного плана проверок на 2014 год.

По результатам проведенной проверки 19.09.2014 составлен акт проверки № 264, согласно которому по адресу: Адрес выявлены 9 нарушений требований пожарной безопасности.

Также составлен акт проверки № 265, согласно которому по адресу: Адрес (Княжеский) городской округ Адрес выявлены 5 нарушений требований пожарной безопасности.

19.09.2014 ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 264/1/1 со сроком исполнения 20.06.2015, № 264/1/2 со сроком исполнения 20.06.2015, № 265/1/1 со сроком исполнения 20.06.2015, № 265/1/2 со сроком исполнения 05.07.2015.

На основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Михайловского района Волгоградской     области от 15.06.2015 № 134, от 15.06.2015 № 135, от 10.06.2016 № 026/206, от 10.06.2016 № 026/207, от 26.05.2017 № 026/88, от 26.05.2017 № 026/89, также были проведены повторные внеплановые выездные проверки ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» по результатам которых установлены нарушения требований пожарной безопасности по вышеуказанным адресам, выявленные по результатам проведенной проверки от 19.08.2014.

По завершении проверок составлены соответствующие акты и вынесены предписания.

Далее в соответствии с распоряжением (приказом) от 10.05.2018 № 026/78 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика с целью проверки устранения нарушений по ранее выданным предписаниям.

По результатам проверки составлен акт проверки от 24.05.2018 г. по адресу: Адрес Адрес, согласно которому 4 нарушения ранее выданного предписания не устранены, а именно: мехток - помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС) (ст. 46, 54, 83,103 ФЗ- 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 110-03; п.13.1    СП.5.13130.2009; п. 61 Постановление правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ); Помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. токов не оборудованы системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (ст.84 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 104-03; п.3.1 СП.3.13130.2009; п. 61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли помещений, складов 1, 4. (п.21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ» ст. 52, 87, 88 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Несущие металлические конструкции не обработаны огнезащитным составом склад 2, 3 (п.21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ» ст. 52, 87, 88 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В соответствии с распоряжением (приказом) от 10.05.2018 № 026/79 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика с целью проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию, по результатам которой составлен акт проверки, согласно которому 3 нарушения ранее выданного предписания не устранены, а именно: Производственная база МТМ Помещение МТМ, столовой, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией (АУПС) (ст. 46, 54, 83,103 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 110-03; п.13.1 СП.5.13130.2009; п.61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Помещение МТМ, столовой, не оборудовано системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (ст.84 ФЗ-123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 104-03; п.3.1 СП.3.13130.2009; п. 61 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»); Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания МТМ. (п. 21 Постановление Правительства РФ №390 от 25.04.2012г. «ППР в РФ»).

По результатам проведенных проверок ООО «Гелио-Пакс-Агро-4» 24.05.2018 выданы предписания № 026-78/1/1, № 026-79/1/1 об устранении нарушений в срок 23.04.2019 г.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, которые могут находиться в зданиях и помещениях, что является недопустимым.

Данные нарушения на момент подачи искового заявления не устранены, что представителями ответчика не оспаривалось.

При рассмотрении дела представителями ответчика доказательств невозможности исполнения вышеуказанных требований предписаний не представлено.

При таких обстоятельствах в силу вышеуказанных требований закона суд находит, что требования Михайловского межрайонного прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчика о том, что прокурором не указано в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых подано данное исковое заявление, указанные прокурором требования пожарной безопасности не относятся ООО «Гелио-Пакс-Агро 4», основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права, а также опровергаются совокупностью доказательств собранных по делу.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Из материалов дела усматривается, что в настоящее время в зданиях и помещениях ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» по адресу: Адрес производится ремонт (подготовка) тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин к весенне-полевым работам, следовательно приостановление деятельности в указанных зданиях и помещениях может привести к срыву работ по подкормке озимых, посеву яровых культур, защитных мероприятий от сорняков, болезней и вредителей, то есть весенней посевной компании.

В зданиях и помещениях ООО «Гелио-Пакс-Агро 4» по адресу: Адрес 1, Адрес находится на хранении семена зерновых культур, следовательно, приостановление деятельности ответчика в указанных помещениях может привести к срыву графика их проверки, а в результате гибель, что приведет к срыву обработки протравливателями и биостимуляторами, посева, доказательств обратного суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, а также учитывая характер деятельности ответчика (выращивание зерновых культур, зернобобовых культур, семян масличных культур, масличными семенами деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая, обработка семян для посадки, ремонт машин и оборудования, оптовая торговля зерном, оптовая торговля семенами, и т.п.) в удовлетворении исковых требований прокурору о приостановлении деятельности по использованию вышеуказанных зданий и помещений следует отказать.

Согласно ст.211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Часть 1 ст.212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, в суде не установлено, исковые требования прокурора об обращении решения к немедленному исполнению удовлетворению также не подлежат.

Следует установить срок исполнения данного решения в части устранения требований пожарной безопасности до 01 июля 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Гелио-Пакс-Агро 4» об устранении нарушений правил противопожарной безопасности, приостановлении деятельности, приведении решения к немедленному исполнению удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Гелио-Пакс-Агро-4», расположенное по адресу: Адрес устранить нарушения правил противопожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, автоматической установкой пожарной сигнализацией;

оборудовать помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех. тока по адресу: Адрес-1, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре;

произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли помещений, складов 1, 4 мех. тока по адресу: Адрес-1;

обработать огнезащитным составом несущие металлические конструкции складов №№ 2, 3 мех. тока по адресу: Адрес-1;

оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, автоматической установкой пожарной сигнализации;

оборудовать помещение МТМ, столовой по адресу: Адрес, системой оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре;

произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания МТМ по адресу:    Адрес.

В удовлетворении исковых требований о приостановлении деятельности по использованию помещений и зданий до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес, а именно: помещения МТМ, столовой, а так же зданий и помещений до устранения требований противопожарного законодательства, расположенных по адресу: Адрес-1, Адрес, а именно: помещения весовой, складов 1, 2, 3, 4, мех.тока, приведении решения к немедленному исполнению отказать.

Установить срок исполнения данного решения до 01 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня вынесения в окончательной форме в Волгоградский областной суд, через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Судья Поликарпов В.В.

Решение в окончательной форме принято 08.02.2019 года.

2-148/2019 (2-2080/2018;) ~ М-2022/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области
Ответчики
ООО "Гелио-Пакс-Агро-4"
Другие
отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам Волгоградской области
Главное управление МЧС России по Волго-градской области
Суд
Михайловский районный суд Волгоградской области
Судья
Поликарпов В.В.
Дело на сайте суда
mihal--vol.sudrf.ru
21.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2018Судебное заседание
17.01.2019Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2019Дело оформлено
27.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее