РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Хотынец 02 декабря 2013 года
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Ленкова И.С.,
при секретаре Пашаниной С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хотынецкого районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области обратилась в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков объектов культурного наследия.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области находится воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером №, расположенное в ----------, а также воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером №, расположенное в д. ----------, являющиеся муниципальной собственностью. В нарушение закона администрацией поселения до настоящего времени не приняты меры по определению границ территорий земельных участков, на которых расположены воинские захоронения, находящиеся в собственности муниципального образования, а также земельных участков сопряженных с данными объектами. Кадастровые работы, в том числе межевание, в отношении земельных участков не осуществлены. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства администрацией Меловского сельского поселения до сих пор не выполнено.
В связи с этим, просит суд признать незаконным бездействие администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в части непринятия мер по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены, являющиеся муниципальной собственностью: воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером № и воинское захоронение общей площадью ---------- кв. м. с инвентарным номером №, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия. Также просит обязать администрацию Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области принять меры по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены, являющиеся муниципальной собственностью: воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером № и воинское захоронение общей площадью ---------- кв. м. с инвентарным номером №, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хотынецкого района Орловской области Беликова И.Н. поддержала заявление в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просила суд установить администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области срок для выполнения обязательства до N-числа года.
Глава администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Багрова Т.В. в судебном заседании заявление прокурора признал полностью, о чем в материалах дела имеется ее письменное заявление, пояснив, что для выполнения кадастровых работ необходимо время и денежные средства, которых в бюджете муниципального образования нет в связи с окончанием финансового года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части первой статьи 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с частью четвёртой статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 48 данного Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
На основании ст. 9.3 данного Закона к одним из полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся отнесена государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ст. 33 вышеуказанного Закона государственная охрана объектов культурного наследия среди прочего включает в себя установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что объекты культурного наследия: воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером № и воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером №, принадлежат муниципальному образованию Меловское сельское поселение Хотынецкого района Орловской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №, серии №, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области N-числа <данные изъяты>
Таким образом, обязанность по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты культурного наследия, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия лежит на собственнике - муниципальном образовании Меловское сельское поселение Хотынецкого района Орловской области.
Кроме того, Меловское сельское поселение Хотынецкого района Орловской области как орган местного самоуправления, в силу п. 18 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязано обеспечивать сохранение, использование и популяризацию культурного наследия (памятников истории и культуры, находящихся в собственности поселения), охрану объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ответов Хотынецкого отделения Орловского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от N-числа года, Дополнительного офиса Урицкого отделения в Хотынецком районе ГУП ОО «МБ БТИ» от N-числа г., Межрайонного отдела № ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области по вопросу постановки на кадастровый учет земельных участков воинских захоронений не обращалась <данные изъяты>
В связи с этим, суд приходит к выводу, что именно администрация Меловского сельского поселения Хотынецкого района проявляет незаконное бездействие в виде не проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты культурного наследия, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Таким образом, требования прокурора о возложении на администрацию Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области обязанности по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты культурного наследия, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд принимает признание представителем ответчика заявления прокурора.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление и.о. прокурора Хотынецкого района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков объектов культурного наследия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в части непринятия мер по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены, являющиеся муниципальной собственностью: воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером № и воинское захоронение общей площадью ---------- кв. м. с инвентарным номером №, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Обязать администрацию Меловского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в срок до N-числа принять меры по проведению кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены, являющиеся муниципальной собственностью: воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером № и воинское захоронение общей площадью ---------- кв.м. с инвентарным номером №, а также земельных участков сопряженных с данными объектами для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Ленков