Дело № 2-349/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шалинское Красноярского края 25 июля 2016 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
с участием:
истца - Накалюжного В.В.,
представителя ответчика - Манского районного Совета депутатов Красноярского края, Юрченко С.Н., действующей на основании от 01 марта 2016 г.,
представителя ответчика - администрации Манского района Красноярского края, Резникова С.Г., действующего на основании доверенности от 11 января 2016 г.,
при секретаре Денисенко О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Накалюжного В.В. к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Накалюжный В.В. обратился в суд с иском, с учетом поданного уточнения и дополнения, к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации и судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что в период с сентября 2010 г. по сентябрь 2015 г. он был избран депутатом районного Совета депутатов Манского района Красноярского края на непостоянной основе. 30 марта 2011 г. на сессии Манского районного Совета депутатов Красноярского края принято решение № № «О порядке компенсации ежемесячных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатами <адрес> Совета депутатов, работающими не непостоянной основе», которым предусмотрена выплата ежемесячной компенсации в сумме 2000 рублей. С момента принятия указанного решения и до 30 декабря 2014 г. указанная компенсация выплачивалась ему в полном объеме, однако в последующем с января 2015 г. выплаты прекратились, в связи с чем за период с января 2015 г. по сентябрь 2015 г. образовалась задолженность в сумме 18000 рублей Нормативного правового акта об отмене положения по выплате компенсации Советом не принималось.
На основании изложенного, с учетом поданного уточнения (л.д.35) Накалюжный В.В. просит: 1) признать действие районного Совета депутатов, о невыплате компенсации ежемесячных расходов в рамках решения районного Совета от 30 марта 2011 г. за № № в отношении Накалюжного В.В. незаконными; 2) взыскать в пользу Накалюжного В.В. невыплаченную денежную компенсацию в полном объеме в размере 18000 рублей.
18 июля 2016 г. Накалюжным В.В. представлено дополнительное исковое заявление к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края, в котором он просит: 1) взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу Накалюжного В.В. денежную сумму в размере 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда; 2) взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу Накалюжного В.В. денежную сумму в размере 13600 рублей расходов на юридические услуги; 3) взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу Накалюжного В.В. денежную сумму в размере 544 рублей, мотивируя это тем, что своими действиями Манский районный Совет депутатов <адрес> причинил Накалюжному В.В. нравственные страдания, которые он оценивает в 10000 рублей, в связи с чем он вынужден был обратиться за юридической помощью в ООО «Агора» и понес существенные расходы в размере 13600 рублей, кроме того, при подаче данного иска им была уплачена государственная пошлина в размере 544 рублей.
19 июля 2016 г. от Накалюжного В.В. поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Таким образом, с учетом поданного уточнения и дополнения истец просит: 1) признать действие районного Совета депутатов, о невыплате компенсации ежемесячных расходов в рамках решения районного Совета от 30 марта 2011 г. за № № в отношении Накалюжного В.В. незаконным; 2) взыскать в пользу Накалюжного В.В. невыплаченную денежную компенсацию в полном объеме в размере 18000 рублей; 3) взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу Накалюжного В.В. денежную сумму в размере 13600 рублей расходов на юридические услуги; 4) взыскать с Манского районного Совета депутатов в пользу Накалюжного В.В. денежную сумму в размере 544 рублей в счет уплаченной государственной пошлины при подаче иска.
В судебном заседании истец Накалюжный В.В., заявленные исковые требования, с учетом подданного уточнения и дополнения поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Манского районного Совета депутатов Красноярского края, Юрченко С.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями Накалюжного В.В. не согласилась, просит отказать в их удовлетворении по основаниям указанным в возражениях на исковое заявление Накалюжного В.В., согласно которым на основании решения Манского районного Совета депутатов от 30 марта 2011 г. № № каждому депутату Манского районного Совета депутатов, работающему на непостоянной основе, ежемесячно производились выплаты в размере 2000 рублей без предоставления отчета о расходах и считалось, что это компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности. Действительно, такая сумма Накалюжному В.В. перечислялась вплоть до конца 2014 г. В дальнейшем, данная выплата не производилась никому из депутатов, ввиду признания ее неправомерной Счетной палатой Красноярского края. 10 декабря 2013 г. Счетной палатой Красноярского края была проведена проверка, в результате которой было вынесено представление № на имя Главы Манского района Красноярского края, в котором (стр.4 представления) указано, что в нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском обслуживании», на основании решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 30 марта 2011 г. № №, депутатам (работающим не на постоянной основе) ежемесячно возмещались расходы, связанные с депутатской деятельностью, без предоставления подтверждающих расходы документов. В связи с этим, Манским районным Советом депутатов выплаты не производились, так как депутаты, работающие не на постоянной основе, не представляли отчёт о расходах в указанных лимитах. С выводами Счётной палаты Красноярского края следует согласиться, так как исходя из понятия расходов, данного в абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, а также в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском обслуживании» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Кроме того, на сегодняшний день, решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 30 марта 2011 г. № № решением Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № признано утратившим силу с 01 января 2015 г. Решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № от 08 июля 2016 г. Указанное решение принято Советом депутатов в рамках ст.ст. 35 и 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, согласно абз. 2 ч. 15 ст. 35 названного закона, управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Таким образом, исходя из широты дискреции указанной нормы права, Манский районный Совет депутатов Красноярского края принял решение о признании утратившим силу решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 30 марта 2011 г. № № и законно распространил его действие на ранее возникшие правоотношения.
Представитель ответчика - администрации Манского района Красноярского края, Резников С.Г. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями Накалюжного В.В. не согласился, просит отказать в их удовлетворении по тем же основаниям, что указаны в возражениях Манского районного Совета депутатов Красноярского края.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 37 труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, являются лицами замещающими муниципальные должности (ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Правилами ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 17 июня 1998 г. Советом принят Устав Манского района Красноярского края, последние изменения в указанный документ внесены решением Совета от 24 сентября 2014 г. №р с публикацией в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от 06 ноября 2014 г. №.
Депутаты Совета осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, при этом на постоянной основе по решению Совета могут осуществлять свои полномочия не более 10% депутатов от установленной численности депутатов Совета (п. 7 ст. 20 Устава).
Решением Совета от 15 марта 2012 г. №р утвержден регламент Манского районного Совета депутатов, в соответствии с п. 4 ст. 5 этого Регламента, на постоянной основе по решению районного Совета осуществляют свои полномочия 2 депутата - председатель районного Совета и заместитель председателя районного Совета (этими лицами на период избрания Накалюжного В.В. депутатом Совета являлись глава района (председатель Совета).
Уставом в ст. 53 определено, что лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, устанавливаются гарантии, в том числе: компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности пропорционально месячной оплате труда депутата, работающего на постоянной основе.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Манского района Красноярского края от 15 марта 2010 г. № «Об установлении общих результатов выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края» установлено, что в Манский районный Совет депутатов Красноярского края на период с 2010 г. по 2015 г. избрано 20 депутатов, в том числе от Красноярского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Накалюжный В.В., статус депутата подтверждается также удостоверением на имя Накалюжного В.В.
25 сентября 2015 г. проведено первое заседание Совета пятого созыва 2015 г., в который Накалюжный В.В. не вошел в связи с неизбранием на должность депутата Совета, соответственно Накалюжный В.В. являлся депутатом Совета с 2010 г. по 24 сентября 2015 г. включительно.
30 марта 2011 г. Советом принято Решение № № «О порядке компенсации ежемесячных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Манского районного Совета депутатов, работающим на непостоянной основе» (опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № от 08 апреля 2011 г.), в соответствии с которым депутату Совета, работающему на непостоянной основе, ежемесячно компенсируются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в размере 2000 рублей без предоставления отчетов о расходах, при этом компенсационные выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутата Совета, оплачиваются за счет районного бюджета.
Администрацией Манского района Красноярского края представлена справка, согласно которой период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. депутату Накалюжному В.В. производились выплаты на основании решения.
Представлением № Счетной палаты Красноярского края установлено, что в нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском обслуживании», абзаца 2 п.1 ст.252 НК РФ депутатам Манского районного Совета депутатов, работающим на непостоянной основе, незаконно, на основании решения Совета, ежемесячно возмещались расходы, связанные с депутатской деятельностью, без предоставления подтверждающих расходы документов.
Решением Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № решение Манского районного Совета депутатов от 30 марта 2011 года № №, признано утратившим силу с 01 января 2015 года.
Решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № было опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № от 08 июля 2016 года.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № обладает признаками нормативного правового акта, и было официально опубликовано в средствах массовой информации.
Указанное решение принято Советом депутатов в рамках ст. ст. 35 и 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, согласно абз. 2 ч. 15 ст. 35 названного закона, управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Также судом установлено, что данное решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 07 июля 2016 г. № № никем не оспорено и не признано недействующим.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основанием для выплаты Накалюжному В.В. денежной компенсации являлся нормативно-правовой акт, а именно решение Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 30 марта 2011 г. № №, которое на момент рассмотрения настоящего дела утратило силу с 01 января 2015 г., в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Накалюжного В.В. о признании незаконными действий Манского районного Совета депутатов Красноярского края в невыплате Накалюжному В.В. компенсации ежемесячных расходов в рамках решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 30 марта 2011 г. за № № не имеется.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения вышеуказанного требования, не подлежат взысканию в пользу Накалюжного В.В. невыплаченная денежная компенсация в размере 18000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 13600 рублей расходов, расходы по оплате государственной пошлины в размере 544 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Накалюжного В.В. к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании незаконными действий Манского районного Совета депутатов Красноярского края в невыплате Накалюжному Владимиру Владимировичу компенсации ежемесячных расходов в рамках решения районного Совета от 30 марта 2011 г. за № №; о взыскании с Манского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу Накалюжного Владимира Владимировича невыплаченной денежной компенсации в полном объеме в размере 18000 рублей, денежной суммы в размере 13600 рублей расходов на юридические услуги, денежной суммы в размере 544 рублей в счет уплаченной государственной пошлины при подаче иска, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Тыченко