Дело (УИД) № 63RS0030-01-2020-004297-15
Производство № 2-234
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе:
председательствующего судьи Захаревской М.Г.
при секретаре Мальгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчиков Щученко С.В. (доверенности № 63/ТО/43/4-5 от 10.08.2020 г., № 64/80/7-11883/19 от 25.07.2019 г. в деле)
гражданское дело по иску Михайлова А.В. к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области о включении периода службы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Михайлов А.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области о включении периода службы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении, указав в обоснование иска, что он – Михайлов А.В. имеет следующий трудовой стаж: с 05.05.1985 г. по 27.04.1987 г. – служба в Советской Армии; с 14.10.1987 г. по 11.11.1987 г. – ОВО Павловского района; с 12.11.1987 г. по 10.03.1999 г. – служба в органах внутренних дел; с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г. – работа в Управлении юстиции Ульяновской области; с 15.11.2006 г. по 04.12.2007 г. – служба в органах уголовно-исполнительной системы; с 05.02.2008 г. по 31.07.2008 г. – охранник ООО ЧОП «БК-1»; с 01.08.2008 г. по 28.09.2012 г. – охранник ООО охранная организация «БК»; с 02.10.2012 г. по 31.10.2016 г. – работа в ООО «Самаратрубопроводстрой»; с 07.10.2016 г. по настоящее время – сторож МУ «Услуги».
Считая, что имеет право на назначение досрочной пенсии, он (истец) обратился в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с заявлением о включении в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении, периода его службы в Федеральной службе судебных приставов.
Письмом № 64/ТО/43/12-4430 от 17.07.2020 г. ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отказало ему (истцу) во включении в специальный стаж период его службы в Федеральной службе судебных приставов со ссылкой на Постановление Совета Министерства Правительства № 941 от 22.09.1993 г., Постановление Правительства РФ № 1760 от 21.12.2019 г.
Он (истец) полагает данный отказ незаконным и просит обязать ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении, период его службы в Федеральной службе судебных приставов в период с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г.
В силу характера спорных правоотношений суд определением от 18.12.2020 г. привлек к участию в деле в качестве соответчика УФСИН по Самарской области (л.д. ...).
В судебном заседании 15.01.2021 г. представитель истца Савельев С.А. поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить. При этом, из показаний представителя истца в суде следует, что вопрос об исчислении выслуги лет для назначения истцу пенсии ответчиком не разрешался, поскольку Михайлов А.В. с соответствующим заявлением к ответчику не обращался.
В судебное заседание 17.02.2021 г. истец и его представитель не явились, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела по существу в их отсутствие (л.д. ...).
Представитель ответчиков Щученко С.В. в судебном заседании с иском не согласился по доводам письменного отзыва, указав, что 14.12.2020 г. в УФСИН России по Самарской области поступило исковое заявление Михайлова А.В. об обязании ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области включить в специальный стаж период службы истца в Федеральной службе судебных приставов, в частности, трудовой стаж в Управлении юстиции Ульяновской области с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г.
26.03.2020 г. истец обратился в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с просьбой разъяснить порядок исчисления выслуги лет в ФССП для перерасчета выслуги лет, назначенной Михайлову А.В.
14.04.2020 г. письмом за исх. № 64/ТО/43/12-2110 по адресу, указанному истцом, ответчиком был направлен ответ, соответствующий изложенной в заявлении просьбе.
Согласно ответу от 14.04.2020 г. за исх. № 64/ТО/43/12-2110 истцу было сообщено, что расчет выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 (в ред. № 57 от 21.12.2019 г.) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1760 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941» и в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе служба в Федеральной службе судебных приставов не включается.
После предоставленного Михайлову А.В. ответа в мае 2020 г. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 г. № 723 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 внесены изменения, а именно: добавлены органы принудительного исполнения РФ.
Согласно трудовой книжке истца в период с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г. Михайлов А.В. проходил государственную гражданскую службу и не занимал должности начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ. Также в соответствии с копией трудовой книжки истца 24.04.2006 г. служебный контракт с Михайловым А.В. расторгнут, он уволен с гражданской службы по собственной инициативе.
В исковом заявлении Михайлов А.В. ссылается на Федеральный закон № 328-Ф3 от 01.10.2019 г. «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон № 328-Ф3), который регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением и определяет правовое положение (статус) сотрудника, а не государственного гражданского служащего.
Так, в качестве одного из доводов в обоснование своей позиции истец ссылается на ч. 14 ст. 92 Федерального закона № 328-Ф3, согласно которой распространяет свое действие на сотрудников органов принудительного исполнения РФ, а не государственных гражданских служащих.
Указанные нормативно-правовые акты предусматривают зачет периодов службы в календарном и льготном исчислении для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников органов принудительного исполнения, а не для государственных гражданских служащих, которыми являлись сотрудники Федеральной службы судебных приставов.
Зачет периодов службы в календарном и льготном исчислении для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентирован указанным выше Постановлением Совета Министров –Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
На основании вышеизложенного, он (представитель ответчиков) полагает, что все ранее совершенные действия ответчиков имеют под собой законные основания, также отсутствуют нарушения социальных прав истца на получение пенсионного обеспечения, ответчиками не было создано препятствий к их осуществлению (л.д. ...).
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск Михайлова А.В. необоснованным и удовлетворению не подлежащим.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей».
Пунктом «а» ст. 13 указанного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, 20 лет и более.
При определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ).
Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (Определения от 04.04.2006 г. № 90-О, от 29.09.2011 г. № 1040-О-О, от 25.01.2012 г. № 19-О-О, от 28.01.2016 г. № 48-О и др.).
Должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», не поименована.
В суде установлено и следует из материалов дела, что Михайлов А.В. с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г. работал в Управлении юстиции Ульяновской области в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с 15.11.2006 г. по 04.12.2007 г. – проходил службу в уголовно-исполнительной системе, с 07.10.2016 г. по настоящее время работает сторожем МУ «Услуги» (л.д. ...).
26.03.2020 г. истец обратился в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с просьбой разъяснить порядок исчисления выслуги лет в ФССП для перерасчета выслуги лет при увольнении (л.д. 27).
Согласно ответу от 14.04.2020 г. за исх. № 64/ТО/43/12-2110 истцу было сообщено, что расчет выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 (в ред. № 57 от 21.12.2019 г.) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1760 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941» и в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе служба в Федеральной службе судебных приставов не включается (л.д. ...).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из показаний сторон по делу, подтвердивших, что официального решения об отказе истцу во включении спорного периода в выслугу на льготных условиях, ответчиками не принималось, и истец с таким заявлением не обращался, суд не вправе подменять собой пенсионные органы, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований полагать пенсионные права Михайлова А.В. нарушенными и подлежащими судебной защите.
Суд также учитывает, что имеющееся в деле письмо от 14.04.2020 г. начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Никулина Ю.Н. носит информационный характер и таковым отказом не является, поэтому доводы иска об отказе ответчика во включении периода службы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в выслугу лет истца, нельзя признать обоснованными.
В связи с указанным у суда отсутствуют основания для включения периода работы истца в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г. в выслугу лет для назначения и расчета пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Михайлову А.В. в удовлетворении иска к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области о включении периода службы с 22.11.1999 г. по 24.04.2006 г. в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г. Захаревская
Мотивированная часть решения изготовлена 25.02.2021 г. в единственном экземпляре и является подлинником.
Судья М.Г. Захаревская