Судья Рагимова С.Э. Дело № 10-4861/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 04 марта 2020 года
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Скуридиной И.А.,
при помощнике судьи Прокопенко А.А.,
с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры города Москвы Исаченкова И.В.,
защитника - адвоката Живовой Т.Г., предоставившей удостоверение и ордер,
обвиняемого Башмакова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу обвиняемого Башмакова В.В. на постановление Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года, которым
Башмакову В. В., *** ранее судимому, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 22 суток, то есть до 11 марта 2020 года.
Изучив материалы дела, выслушав обвиняемого Башмакова В.В. и адвоката Живову Т.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Исаченкова И.В., полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, суд
УСТАНОВИЛ:
04 декабря 2018 года СО Отдела МВД России по району Строгино г. Москвы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в отношении Башмакова В.В.
04 декабря 2018 года Башмаков В.В. задержан в порядке ст. 91 УПК РФ и допрошен в качестве подозреваемого, в этот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
05 декабря 2019 года Хорошевским районным судом г. Москвы в отношении Башмакова В.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Срок содержания под стражей обвиняемого Башмакова В.В. продлен 27 февраля 2019 года Хорошевским районным судом г. Москвы на 01 месяц 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, то есть до 04 апреля 2019 года.
06 марта 2019 года Башмакову В.В. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
06 марта 2019 года по делу выполнены требования, предусмотренные ст.ст. 215-217 УПК РФ.
25 марта 2019 года уголовное дело поступило в Хорошевский районный суд города Москвы.
27 августа 2019 года Хорошевским районным судом г. Москвы был вынесен приговор, которым Башмаков В.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
18 декабря 2019 года судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда было вынесено апелляционное определение, которым приговор Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 августа 2019 года был отменен, уголовное дело возвращено Хорошевскому межрайонному прокурору г. Москвы, а также обвиняемому Башмакову В.В. был продлен срок содержания под стражей до 18 февраля 2020 года.
31 декабря 2019 года уголовное дело поступило в Хорошевскую межрайонную прокуратуру города Москвы.
15 января 2020 года уголовное дело было возвращено в СО ОМВД России по району Строгино г. Москвы для производства дополнительного расследования.
11 февраля 2020 года срок предварительного расследования по уголовному делу возобновлен и установлен на 01 месяц 00 суток, то есть до 11 марта 2020 года.
Следователь, с согласия руководителя следственного органа, обратился в Хорошевский районный суд г. Москвы с ходатайством о продлении Башмакову В.В. срока содержания под стражей на 01 месяц 00 суток, а всего до 5 месяцев 00 суток, то есть до 11 марта 2020 года.
Постановлением Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года срок содержания обвиняемого Башмакова В.В. под стражей продлен на 22 суток, а всего до 05 месяцев 00 суток, то есть до 11 марта 2020 года. Основанием продления срока содержания обвиняемому под стражей послужила необходимость выполнения запланированных по делу следственных и процессуальных действий, с учетом невозможности изменения в отношении Башмакова В.В. ранее избранной меры пресечения.
В апелляционной жалобе обвиняемый Башмаков В.В., выражая несогласие с судебным решением, указывает, что основанием для продления меры пресечения в виде заключения под стражу послужили голословные и неподтвержденные никакими доказательствами утверждения следователя о том, что он может скрыться, иным образом воспрепятствовать производству по делу. Обвиняемый также указывает, что он имеет постоянное место жительства на территории г. Москвы, имеет ряд тяжелых хронических заболеваний, которые препятствуют его нахождению в условиях следственного изолятора, а длительное содержание под стражей нарушает его конституционные права о защите человека. Считает, что у суда не имелось оснований для продления ему срока содержания под стражей. Просит постановление суда отменить.
Проверив представленные материалы дела, выслушав выступления сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлениях, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения, до 12 месяцев.
В силу ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ.
Судом первой инстанции учтено, что следователем было представлено отвечающее требованиям уголовно-процессуального закона ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого Башмакова В.В. под стражей, составленное уполномоченным должностным лицом, в производстве которого находиться уголовное дело, в рамках возбужденного уголовного дела, срок следствия по которому продлен в установленном порядке, и с согласия соответствующего руководителя следственного органа.
При решении вопроса о продлении срока содержания Башмакову В.В. под стражей суд учел доводы следователя о невозможности закончить предварительное расследование в установленные законом сроки, ввиду необходимости проведения ряда следственных и процессуальных действий, в том числе, с участием обвиняемых.
При этом суд надлежаще проверил обоснованность подозрения Башмакова В.В. в его причастности к инкриминируемым деяниям, и, не вдаваясь в доказанность его действий и вины, правильно признал убедительными доводы следователя о необходимости продления срока содержания под стражей, подробно изложив мотивы принятого решения.
Выводы суда, изложенные в постановлении, полностью основаны на представленных материалах, исследованных в судебном заседании, и соответствуют им.
Принимая решение об удовлетворении ходатайства следователя, суд первой инстанции учел данные о личности обвиняемого, который ранее судим, и тяжесть инкриминируемых ему преступлений.
Указанные выше обстоятельства, а также представленные материалы давали суду достаточные основания полагать, что Башмаков В.В., находясь на свободе, под тяжестью предъявленного обвинения и строгостью предусмотренной законом ответственности, может скрыться от следствия и суда, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Утверждения обвиняемого о ненадлежащем проведении предварительного расследования, о том, что доводы органов следствия не имеют своего подтверждения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными. Выводы суда о необходимости продления обвиняемому срока содержания под стражей надлежащим образом мотивированы и основаны на объективных данных, содержащихся в представленных материалах органов следствия и указанных следователем в судебном заседании.
Фактов волокиты и несвоевременного проведения следственных действий, судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку ход расследования соответствует указанным следователем в ходатайстве мероприятиям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отмены или изменения избранной в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу на иную, не связанную с заключением под стражей, не имеется, поскольку основания, по которым ему была избрана данная мера пресечения, в настоящее время не отпали, и характеризующие данные не изменились.
На момент рассмотрения ходатайства судом первой инстанции, а также апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции, не представлено суду и не имеется в материалах дела объективных данных, свидетельствующих о невозможности нахождения Башмакова В.В. в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья.
Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения, суд апелляционной инстанции не находит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда по доводам апелляционной жалобы обвиняемого, и, соответственно, оснований для ее удовлетворения.
Вместе с тем, постановление суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Из представленных материалов следует, что Башмаков В.В. был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ 04 декабря 2018 года.
После утверждения обвинительного заключения по делу, 25 марта 2019 года уголовное дело в отношении Башмакова В.В. поступило в Хорошевский районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу.
По смыслу закона, в срок, продленный для производства следственных и иных процессуальных действий, не засчитывается время содержания лица под стражей со дня поступления уголовного дела в суд до возвращения дела прокурору.
Согласно представленным материалам, уголовное дело, после отмены приговора, поступило Хорошевскому межрайонному прокурору г. Москвы 31 декабря 2019 года.
11 февраля 2020 года следователем СО Отдела МВД России по району Строгино г. Москвы Андреевым С.В. предварительное следствие по делу возобновлено, и установлен срок следствия до 11 марта 2020 года.
Таким образом, срок нахождения Башмакова В.В. под стражей с 04 декабря 2018 года до 25 марта 2019 года и с 31 декабря 2019 года до 18 февраля 2020 года составляет 5 месяцев 10 дней, соответственно ходатайство следователя подлежало удовлетворению, с учетом ст. 109 УПК РФ, только до 6 месяцев.
На основании изложенного постановление суда подлежит изменению, поскольку необходимо указать о продлении Башмакову В.В. срока содержания под стражей на 20 суток, а всего до 06 месяцев 00 суток, то есть до 09 марта 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.15, 389.17, 389.20, 389.26, 389.28 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Башмакова В. В.изменить:
Указать, что срок содержания под стражей обвиняемого Башмакова В. В. продлен на 20 суток, а всего до 06 месяцев 00 суток, то есть до 09 марта 2020 года.
В остальной части постановление суда оставить без изменения, апелляционную жалобу обвиняемого - без удовлетворения.
Судья И.А. Скуридина
5