Дело № 2-1067/2019 Мотивированное решение изготовлено 18.07.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 17 июля 2019 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
представителя истца Кузнецовой С.В.,
представителя ответчика Антоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой В.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) о перерасчете пенсии по потере кормильца,
установил:
Кузнецова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) (далее по тексту ответчик, ГУ УПФ) о перерасчете пенсии по потере кормильца. В обоснование заявленных требований указала, что <дата> умерла ее мать, Кузнецова А.А., после обращения в пенсионный орган ей (истцу) была назначена пенсия по потере кормильца с даты смерти матери <дата>. Ее отец, Кузнецов В.С., умер <дата>. Она 17 сентября 2014 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по случаю потери второго кормильца. Перерасчет пенсии ей произведен с 01 октября 2014 года. На ее обращение о перерасчете пенсии со дня смерти второго кормильца, то есть со дня смерти отца 18 августа 2014 года, из пенсионного органа последовал отказ в нарушение положений части 3 пункта 5 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца, то пенсия назначается со дня смерти кормильца. Поскольку о нарушении своего права узнала только при ознакомлении с материалами пенсионного дела в рамках гражданского дела 2-308/2019, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с даты смерти отца с <дата>.
В судебном заседании истец Кузнецова В.В. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Кузнецовой С.В.
Представитель истца Кузнецова С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Антонова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав, что истцом пропущен срок на обращения в суд, достоверных доказательству уважительности причин пропуска процессуального срока суду не представлено. Относительно заявленных требований пояснила, что истцом неверно истолкованы нормы действующего пенсионного законодательства, поскольку пенсия по заявлению представителя истца была назначена Кузнецовой В.В. со дня смерти кормильца с 12 июля 2009 года. Впоследствие, пенсия по потере кормильца Кузнецовой В.В. не назначалась, а производился перерасчет в связи со смертью второго родителя. Поскольку нормами пенсионного законодательства перерасчет пенсии предусмотрен с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, перерасчет пенсии по случаю потери кормильцев истцу произведен в соответствии с действующий нормой закона, а не со дня смерти отца.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Кузнецова В.В., <дата> года рождения, приходится дочерью Кузнецовой А.А. и Кузнецову В.С., актовая запись о рождении <номер> от <дата> Отдела ЗАЗС администрации г. Кандалакша.
<дата> Кузнецова А.А. умерла, актовая запись о смерти <номер> от <дата> отдела ЗАГС администрации муниципального образования Кандалакшский район.
<дата> законный представитель несовершеннолетней Кузнецовой В.В. - Кузнецов В.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по потере кормильца несовершеннолетней дочери.
Решением от <дата> несовершеннолетней Кузнецовой В.В. назначена социальная пенсия в соответствии с законами РФ «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении» (ст. 11 п. 1 ФЗ 166) с <дата> (с даты смерти матери).
<дата> законный представитель несовершеннолетней Кузнецовой В.В. - Кузнецов В.С. умер, актовая запись о смерти <номер> от <дата> Отдела ЗАГС администрации муниципального образования <адрес>.
<дата> опекун несовершеннолетней Кузнецовой В.В. - Кузнецова С.В. обратилась с заявлением о перерасчете размера социальной пенсии в связи со смертью второго родителя несовершеннолетней Кузнецовой В.В.
Одновременно Кузнецовой С.В. подано заявление о доставке пенсии на счет, открытый на имя опекуна.
Распоряжением пенсионного органа от <дата> <номер> Кузнецовой В.В., представителем которой является Кузнецова С.В., постановлено произвести перерасчет социальной пенсии по потере кормильца с <дата>.
Истец и ее представитель просят восстановить срок на обращение в суд с заявлением о перерасчете пенсии с даты смерти второго родителя несовершеннолетней с <дата>.
Из положений статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Истец и его представитель просят восстановить срок исковой давности для обращения в суд с требованием о перерасчете пенсии со дня смерти второго родителя несовершеннолетнего получателя пенсии по потере кормильца, мотивируя тем, что узнали о нарушении их права при ознакомлении с материалами пенсионного дела в рамках рассматриваемого гражданского дела 2- 308/2019, то есть в 2019 году.
Представитель истца в ходе рассмотрения дела указала, что не была поставлена в известность пенсионным органом о том, с какого момента был произведен перерасчет пенсии после смерти второго родителя.
Указанные доводы истца и его представителя суд находит несостоятельными в силу того, что перечисление денежных средств по потере кормильца производились ежемесячно на счет представителя несовершеннолетней Кузнецовой В.В., размер пенсии после производства перерасчета и последующие выплаты в 2014 году не менялись, что свидетельствует о том, что законный представитель Кузнецовой В.В. - Кузнецова С.В., получая пенсию по потере кормильца, не могла не знать момента ее перерасчета и размера произведенных выплат.
Доказательств ненадлежащего исполнения законным представителем Кузнецовой В.В. возложенных на нее законодательством полномочий не представлено.
В этой связи, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение с данным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, также учитывает, что истцом и ее законным представителем неверно истолкованы нормы пенсионного законодательства.
Так, пенсия по потере кормильца назначена истцу с даты смерти матери, после смерти отца пенсия истцу по потере кормильца не назначалась.
Перерасчет пенсии произведен в соответствии с нормами пенсионного законодательства, действовавшими на момент производства перерасчета.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Аналогичная норма предусмотрена Федеральным Законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на который ссылается истец.
Так, пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку после смерти отца пенсия Кузнецовой В.В. не назначалась, а был произведен перерасчет социальной пенсии по потере кормильца в связи со смертью второго родителя, в действиях пенсионного органа о перерасчете с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, нарушений прав Кузнецовой В.В. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Кузнецовой В.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) о перерасчете пенсии по потере кормильца оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева