Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием представителя истца Карповой Н.С.– Педяш С.В. по доверенности,
при секретаре – Пашкевич А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-351/2019 по исковому заявлению Карповой Наталии Сергеевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в части категории земель и вида их разрешенного использования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным иском, в котором просит признать принадлежащий Карповой Наталье Сергеевне земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок сельхозугодий Борисовой А.А., площадью <данные изъяты> относящимся к категории земель: «Землям населенных пунктов», основным видом разрешенного использования признать – «Индивидуальная жилая застройка», а также указать, что решение суда является основанием для Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области для внесения изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в части изменения категория земель с «Земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов» и разрешенного вида использования: основной вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка», согласно утвержденного Генерального плана сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, произвести все необходимые действия для внесения указанных сведений (изменений) в ЕГРН.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенных в иске.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель ответчика - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии, не возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенных в отзыве.
Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает свои требования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ регистрационные записи №
Согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений и дополнений), земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки). Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования: Индивидуальная жилая застройка.
В соответствии с постановлением Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области земельному участку с кадастровым номером № установлена категория земель - земли населенных пунктов.
Для внесения соответствующих изменений в части категории и вида разрешенного использования спорной земли, истец обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о внесении в ЕГРН сведений в отношении спорного земельного участка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области во внесении в ЕГРН изменении в категорию спорного земельного участка и вид разрешенного использования отказано, поскольку администрация сельское поселение Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области не предоставила сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит спорный земельный участок.
Согласно п. 13 Соглашения №1 о делегировании полномочий сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области, предметом настоящего Соглашения является утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, в части:
- подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков;
- согласования документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений, имеющих общую границу с поселением;
- содействия в разработке, утверждении и согласовании генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовка на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
- принятие решений о развитии застроенных территорий;
- принятие решения и (или) о ходатайстве перед органами государственной власти о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
- выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
- разработка местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- выполнения Региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия и реформированию жилищно-коммунального хозяйства» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;
- осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров.
Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
Из письменного ответа Министерства Строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что изменение категории земель на «земли населенных пунктов» допускается на основании решения высшего органа исполнительной власти Самарской области либо на основании генерального плана населенного пункта, содержащего перечень земельных участков, подлежащих включению в состав населенного пункта и согласованного высшим органом исполнительной власти Самарской области.
В соответствии с Картой (схемой) функционального зонирования территории сельского поселения Ягодное, утвержденной Генеральным планом сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на расчетный срок до 2025 года, утвержденным Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное от ДД.ММ.ГГГГ №, земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в границах кадастрового квартала №, площадка № и относятся к функциональной зоне жилая застройка.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в отношении администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области прокуратурой Ставропольского района Самарской области вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.204 №172-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий и земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На территории Самарской области органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Согласно ч.1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как установлено, земельный участок истца не относится к категории земель сельхозугодий.
В силу ст. 36 ГК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3 ст. 36 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Кроме этого, в соответствии с п.1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов является документами территориального планирования, под которым понимается планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст.1, п.п. 2,3 ч.1 ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно генеральный план является достаточным правовым основанием считать, что спорный земельный участок переведенным в категорию земель «земли населенных пунктов».
Из определении Верховного суда Российской Федерации от 20.07.2017 №341-АПГ17-5 следует, что принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую не требуется, поскольку имело место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Анализируя изложенные нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что права истца нарушены, поскольку им приняты все необходимые меры для изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также соблюдена процедура выдачи разрешения на изменение вида разрешенного использования участка, находящегося в собственности, что подтверждено материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карповой Натальи Сергеевны – удовлетворить.
Признать принадлежащий Карповой Наталье Сергеевне земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, относящимся к категории земель: «Земли населенных пунктов», с основным видом разрешенного использования – «Индивидуальная жилая застройка».
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в части изменения категория земель с «Земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов» и разрешенного вида использования: основной вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка», согласно утвержденного Генерального плана сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья А.Г. Шишкин