Дело № 2-1889/2020
УИД - 13RS0025-01-2020-0021-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д. 94 23 ноября 2020 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
истца Салямова Н. Ш., его представителей адвоката Куканова О. Ю., действующего на основании ордера от 11 июня 2020 г., Юрченковой О. Н., действующей на основании устного заявления в порядке части шестой статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ответчика Администрация городского округа Саранск в лице представителя Антоновой А. А., действующей на основании доверенности от 10 февраля 2020 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салямова Н. Ш. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Салямов Н.Ш. обратился в суд с иском к Администрации го Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обосновании требований указано, что на основании договора купли-продажи от 12 января 2018 г. он является собственником комнаты № в общежитии, расположенном в жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 15,3 кв.м. На основании заключения межведомственной комиссии от 10 сентября 2014 г. № 13 жилые помещения признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу. Указанный многоквартирный дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53. Уведомлением от 14 февраля 2020 г. №490-ОГ Администрация го Саранск известила о сносе данного многоквартирного дома, а также о принятом решении заключить соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения, на которое собственник Салямов Н.Ш. отказался. Администрация го Саранск считает, что он, приобретший право собственности на жилое помещение после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, имеет право на выкупную стоимость жилого помещения, сославшись на положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предложила Салямову Н.Ш. заключить соглашение о выкупе спорного жилого помещения. Между тем, право собственности на спорную квартиру, а также право требовать жилое помещение возникло до введения в Жилищный кодекс Российской Федерации указанной нормы, вследствие чего на правоотношения сторон она не распространяется.
На основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» просит обязать Администрацию го Саранск предоставить Салямову Н.Ш. в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53, благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа Саранск взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Салямов Н.Ш., его представители адвокат Куканов О.Ю., Юрченкова О.Н. исковые требования поддержали в том же объёме и по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Антонова А.А. исковые требования не признала, пояснив, что в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с изъятием жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, истец Салямов Н.Ш. имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью седьмой указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Минжилкомхоз Республики Мордовия не явилось. Представителем Ивашкиным В.П., действующим на основании доверенности от 20 февраля 2020 г., представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Салямова Н.Ш. подлежащими удовлетворению.
Согласно выписке из ЕГРН от 5 июня 2020 г. и договору купли-продажи от 12 января 2018 г. Салямов Н.Ш. является собственником комнаты в общежитии, расположенном в жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 15,3 кв.м с 19 января 2018 г.
Из выписки из ЕГРН от 13 августа 2020 г. следует, что данный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 1 073 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоквартирного дома, для многоквартирной застройки.
На основании заключения межведомственной комиссии от 10 сентября 2014 г. № 13 жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации го Саранск от 29 декабря 2018 г. № 3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением от 29 декабря 2018 г. № 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, планируемая дата переселения 31 декабря 2020 г.
15 ноября 2019 г. Салямову Н.Ш. направлено уведомление о проведение мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении месяца со дня получения настоящего требования и согласие на реализацию жилищных и имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, путем заключения с Администрацией го Саранск соглашений о мене жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.
27 ноября 2019 г. Салямовым Н.Ш. направлено уведомление о выборе предложения о заключении с Администрацией го Саранск соглашения о мене жилых помещений.
Уведомлениями от 14 февраля 2020 г. №490-ОГ Администрация го Саранск повторно известила Салямова Н.Ш. о проведении мероприятий по сносу указанного жилого дома в течении месяца со дня получения настоящего требования, а также о принятом решении заключить соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения.
6 марта 2020 г. собственник Салямов Н.Ш. уведомил Администрацию го Саранск об отказе заключить соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения.
Письмом от 20 марта 2020г. №1103-ОГ Администрация го Саранск повторно известила Салямова Н.Ш. о реализации его жилищных прав путем заключения соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации
4 июня 2020 г. Администрацией го Саранск принято постановление №813 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу согласно приложению. В данном приложении указано жилое помещение: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 15,3 кв.м.
15 сентября 2020 г. Салямову Н.Ш. вручен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ему предложено взамен изымаемого жилого помещения и земельного участка выкупную стоимость в размере 417301 рубль.
28 сентября 2020 г. в адрес Салямова Н.Ш. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором истцу предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 400 000 рублей.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть шестая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» в Государственной программе Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53.
Таким образом, собственник Салямов Н.Ш. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Салямов Н.Ш. известил Администрацию го Саранск о выборе им способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у Администрации го Саранск имеется обязанность предоставить Салямову Н.Ш. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.
Доводы представителя ответчика Антоновой А.А. о праве истца на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права.
Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена новой частью 8.2 (вступила в силу 28 декабря 2019 г.), согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью седьмой указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Исходя из смысла данной нормы, реализация жилищных прав собственника изымаемого жилого помещения, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, зависит от даты возникновения права собственности и признания многоквартирного дома аварийным.
Частью четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Разделом IV Положения (в редакции, действующей с 19 апреля 2013 г.) определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (абзац 5).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и органом местного самоуправления.
Изложенное свидетельствует о наличии у соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления обязанности по принятию соответствующего решения на основании заключения межведомственной комиссии независимо от наличия (отсутствия) заявления собственника жилого помещения или иных лиц на принятие такого решения.
Как указывалось, заключение межведомственной комиссии о признании непригодными для проживания жилых помещений, а жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, датировано 10 сентября 2014 г.
Между тем, постановление в рамках предоставленных законом полномочий, которым жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу принято Администрацией го Саранск 29 декабря 2018 г.
Таким образом, процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу завершена 29 декабря 2018 г.
Статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно выписке из ЕГРН от 5 июня 2020 г. Салямов Н.Ш. зарегистрировал право собственности на спорное жилое помещение 19 января 2018 г.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что право собственности на спорное жилое помещение в многоквартирном жилом доме у Салямова Н.Ш. возникло до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Соответственно, спор, возникший между истцом Салямовым Н.Ш. и ответчиком Администрация го Саранск, подлежит урегулированию без учета положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылки представителя ответчика Антоновой А.А. на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 суд находит несостоятельными, поскольку оно не зарегистрировано и официально не опубликовано, в связи с чем, не может применяться в целях регулирования жилищных правоотношений в силу положений части третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», предусматривающих, что нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию и(или) не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Такими актами не могут регулироваться соответствующие правоотношения независимо от их содержания.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования Салямова Н.Ш. к Администрации го Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Салямова Н. Ш. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Салямову Н. Ш. благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, взамен изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск, согласно постановлению Администрации го Саранск от 4 июня 2020 г. №813, в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья С.Г. Скуратович
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 г.