Дело № 2-1-7755/2016
Решение
Именем Российской Федерации
17 октября 2016 года г.Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Кудашева Р.Р.,
при секретаре Можаевой И.В.,
с участием представителя истца Михалап В.В., ответчика Цытва Н.И., представителя ответчиков Чуприкова А.В., представителя ответчика Осиповой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Л. Е. к Цытва Н. И., Товариществу собственников жилья «Тельмана 6», Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Саратовской области о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, обязании налогового органа обратиться в суд с требованиями о ликвидации указанного юридического лица.
установил:
Анисимова Л.Е. обратилась в Энгельсский районный суд с иском к Цытва Н.И. В обоснование требований указала, что является собственником <адрес> ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Саратовской области № 19 была произведена государственная регистрация ТСН «Тельмана 6», образованного решением общего собрания собственников указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Инициатором собрания был ответчик, который представил в налоговый орган фиктивные документы о проведении собрания и создания ТСН, никакими полномочиями не наделялся. Решением Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, все решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ были признаны недействительными, в том числе, решение о создании ТСН.
Определениями Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Товарищество собственников жилья «Тельмана 6» и Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Саратовской области были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
В судебное заседание Анисимова Л.Е. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении слушания дела не просила.
Представитель истца Михалап В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дал суду пояснения, согласующиеся с заявленными требованиями.
Ответчик Цытва Н.И. исковые требования не признал, просит в иске отказать. Пояснил, что регистрация юридического лица произведена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного им пакета документов во исполнение решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями закона. Несмотря на это, со стороны сотрудников ООО «Дом Сервис» и некоторых граждан, проживающих в доме, принимаются незаконные меры по отстранению ТСН «Тельмана 6» от управления домом, создаются препятствия его деятельности. В настоящее время подавляющее большинство жителей дома выразили свое желание, что именно ТСН «Тельмана 6», а не другое лицо, должно управлять многоквартирным домом.
Представитель ответчиков Цытва Н.И. и ТСН «Тельмана 6» Чуприков А. В. исковые требования не признал, просит в иске отказать. Пояснил, что регистрация юридического лица произведена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ на основании пакета документов, представленных Цытва Н.И. во исполнение решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями закона. Кроме того, ранее состоявшимся решением Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано, что регистрация юридического лица произведена в соответствии с требованиями закона, нарушений закона при этом не допущено, поэтому заявленные требования неправомерны. В деятельности ТСН «Тельмана 6» не допущено грубых и не устранимых нарушений закона, которые являются основанием для его ликвидации в судебном порядке по иску налогового органа.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области Осипова М.В. исковые требования не признала, просит в иске отказать. Пояснила, что при осуществлении полномочий, связанных с регистрацией юридических лиц налоговые органы руководствуются законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ записи в государственные реестры вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. ТСН «Тельмана 6» ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию при создании юридического лица в регистрирующий орган представлены заявление, протокол об учреждении юридического лица, квитанция об оплате государственной пошлины, Устав, протокол правления ТСН об избрании председателя ТСН «Тельмана 6», то есть, были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, перечень которых предусмотрен ст. 12 закона. Оснований для отказа в государственной регистрации, перечисленных в ст. 23 Закона, установлено не было. Таким образом, принятое решение о государственной регистрации в отношении ТСН «Тельмана 6» является обоснованным, правомерным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Предусмотренных законом оснований для обращения налогового органа в суд с иском о ликвидации ТСН «Тельмана 6» не имеется. Кроме того, требование об обязании налогового органа обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица не соответствует требованиям ст. 12 ГК РФ, то есть, истцом в данной части избран ненадлежащий способ защиты прав.
Представитель третьего лица ООО «Дом Сервис» в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а суд в силу ст. 11 ГК РФ осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 4 ЖК РФ к числу отношений, регулируемых жилищным законодательством, относятся, в том числе, и вопросы пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда и общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами и т. д.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Из п. 1, 2 ст. 46 ЖК РФ следует, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных законом случаев.
Судом установлено, что протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было оформлено решение о создании юридического лица ТСН «Тельмана 6» в целях управления многоквартирным домом, указанным собранием Цытва Н.И. уполномочен совершить действия по представлению пакета документов для регистрации юридического лица при его создании в налоговом органе.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, материалам регистрационного дела, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области произведена государственная регистрация ТСН «Тельмана 6», в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ внесена запись № в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
В силу указанной нормы, признание государственной регистрации юридического лица недействительной возможно при грубых нарушениях закона, допущенных при создании юридического лица. Причем только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер. Указанная норма не содержит указания на момент регистрации, при этом признание регистрации юридического лица недействительной не влечет ликвидацию юридического лица (ст. 61 ГК РФ).
Согласно положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация по смыслу ст. 11 указанного Федерального закона заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
При этом, в силу п. 4.1 ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу, в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка их на соответствие нормативным правовым актам РФ.
В соответствии со ст. 11, п. 3 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, установлено, что государственная регистрация юридического лица ТСН «Тельмана 6» осуществлена налоговым органом в полном соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 года и при наличии необходимого пакета документов, давать правовую оценку которым налоговый орган не вправе, а равно требовать иные документы, не предусмотренные законом; каких-либо препятствий для регистрации у налогового органа не имелось. Решение о государственной регистрации, на основании которого были произведены соответствующие записи в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Тельмана 6» никем не оспорено и не отменено.
При рассмотрении указанного дела судом не установлено нарушений действующего законодательства при принятии ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой России № 19 по Саратовской области решения о государственной регистрации юридического лица при создании ТСН «Тельмана 6». Действующим законодательством не предусмотрена возможность аннулирования регистрирующим органом каких-либо записей о юридическом лице из ЕГРЮЛ. Решения о ликвидации ТСН в порядке, установленном 61 ГК РФ, не принималось, требований о ликвидации ТСН не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительной государственной регистрации юридического лица ТСН «Тельмана 6», не имеется.
При разрешении требования об обязании налогового органа обратиться в суд с иском о ликвидации ТСН «Тельмана 6» суд учитывает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Для подачи налоговым органом указанного иска в суд необходимо наличие предусмотренных законом оснований, реальное наличие которых, их проверка входит в компетенцию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области.
Закон не предусматривает прямой обязанности обращения налогового органа с иском в суд по указанным основаниям, оставляя реализацию данного права на его усмотрение в ходе текущей деятельности.
Статьёй 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, законом предусмотрена судебная защита прав граждан и юридических лиц лишь в том случае, если истцом избран надлежащий способ защиты прав.
Как таковое обязание налогового органа обратиться в суд с иском для разрешения гражданского спора не является мерой принуждения, прямо направленной на непосредственное устранение предполагаемых нарушений права.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что избранный истцом способ защиты, как он полагает, нарушенного права, не соответствует требованиям ст. 12 ГК РФ, в связи с чем, заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований Анисимовой Л. Е. о признании недействительной государственной регистрации Товарищества собственников недвижимости «Тельмана 6», обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области обратиться в суд с требованиями о ликвидации указанного юридического лица.
Мотивированное решение составлено 24 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий (подпись) Кудашев Р.Р.
Верно
Судья Кудашев Р.Р.