Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6529/2014 ~ М-5764/2014 от 09.10.2014

Дело 2- 6529/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

В составе председательствующего Топильской Л.Н.

При секретаре Суплотовой А.И.

С участием истицы Гуменюк Н.А., представителей ответчиков Спиридоновой К.С., Александрова Д.С., Горбуновой Т.Н.

"."..г.                                                              в городе Волжском

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуменюк Н.А. к администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» о перерасчете социальных выплат за время обучения, -

У С Т А Н О В И Л

Гуменюк Н.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» о перерасчете социальных выплат за время обучения. В обоснование иска указала, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Она обучалась до "."..г. в Волжском институте экономики, педагогики и права на полном государственном обеспечении. Однако с "."..г. по "."..г. ей не выплачивались суммы социальных выплат за одежду, обувь, мягкий инвентарь, а выплачиваемые суммы на приобретение литературы и канцтоваров, приобретение проездных билетов были гораздо ниже, чем предусмотрено действующим законодательством. При обращении в институт для предоставления путевок по медицинским показаниям ей тоже было отказано. В результате действий ответчиков нарушены её права в части получения надлежащих гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому она просит обязать администрацию городского округа-г. Волжский Волгоградской области и МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» осуществить перерасчет выплат за время обучения за период с "."..г. по "."..г. осуществить выплату денежных средств, невыплаченных за время обучения, осуществить выплату в качестве компенсации за одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование по выпуску и предоставить путевки по имеющимся показаниям за все время обучения или денежную компенсацию за их неиспользование.

Впоследствии истица изменила свои требования и просила обязать администрацию городского округа-г. Волжский Волгоградской области и МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» осуществить перерасчет выплат в период обучения на обеспечение бесплатным питанием, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем за период с "."..г. по "."..г. в сумме <...>.; выплатить денежную компенсацию за неиспользование путевок по медицинским показаниям за <...> года в соответствии с из средней стоимостью по Волгоградской области в размере <...>.

Представитель администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области иск не признал, указывая на то, что постановлением администрации городского округа-г. Волжский №... от "."..г. Гуменюк Н.А. назначены денежные средства на содержание с "."..г. "."..г. эти выплаты были прекращены в связи с её отчислением МБУ «Волжский институт экономики, педагогики и права». Выплаты Гуменюк Н.А. производились на основании закона Волгоградской области от 05.04.2007 года № 1450-ОД с индексацией. Размер денежных средств Гуменюк Н.А. определялся исходя из размера денежных средств на содержание ребенка в возрасте 7лет и старше, к нему ежемесячно начислялись пособие на проезд в размере 200руб. Поэтому она считает, что начисление социальных пособий Гуменюк Н.А. производилось правильно в соответствии с установленными нормами.

Представители МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» иск не признали. Возражая, указали, на счет института финансовых средств для обеспечения детей-сирот бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатным общежитием, бесплатным медицинским обеспечением или возмещения их стоимости от главного распорядителя бюджетных средств не поступало с "."..г. В "."..г. личные дела и документы на студентов из категории детей-сирот на основании постановления администрации городского округа-г. Волжский институтом были переданы Управлению образования администрации городского округа. В период обучения институт за счет собственных средств выплачивал Гуменюк Н.А. социальную стипендию, ежегодные пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехкратной стипендии, компенсации стоимости проездных билетов на общественном транспорте. Гуменюк Н.А. не обращалась к администрации института с просьбой о предоставлении путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения и не представляла в институт медицинских документов с соответствующими медицинскими показаниями о необходимости оздоровления либо лечения. Поэтому они считают исковые требования, заявленные в отношении института не подлежащими удовлетворению.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне    рассмотрения дела извещен.

Представитель министерства образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил в суд письменное объяснение, в котором указал, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Волгоградской области и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования Волгоградской области производится в соответствии с нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, установленными Правительством Волгоградской области.В случае, если в судебном заседании будет установлено, что истице Гуменюк Н.А. не в полном объеме были выплачены денежные средства за период её обучения, выплаченные истице средства подлежат перерасчету.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

ак установлено статьей 6 Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

Согласно ст.3 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Волгоградской области и муниципальных образовательных организациях высшего образования Волгоградской области производится в соответствии с нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, установленными Правительством Волгоградской области.

Суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого обучающегося организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются в размере не менее 4 процентов расчетной стоимости содержания обучающегося в этих организациях.

В летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни фактически сложившаяся норма расходов на питание увеличивается на 10 процентов в день на каждого человека. Для больных и ослабленных детей по заключению врача может быть установлена 15-процентная надбавка.

При отсутствии горячего питания в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также при наличии горячего питания один раз в день детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета, выплачивается денежная компенсация для приобретения продуктов питания.

        Такие же нормы содержаться в Приказе Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской обл. от 25.11.2010 N 2284 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области».

        Так п. 1.3. указанного Приказа указывает на то, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в период обучения предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение бесплатным питанием;

- обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием;

- выплата денежной компенсации для приобретения проездных билетов на проезд в городском, пригородном транспорте (кроме такси);

- выплата денежной компенсации для приобретения проездных документов на проезд в период каникул один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;

- выплата социальной стипендии в размере не менее полуторакратного размера академической стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

Согласно п. 2.1. Приказа обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием осуществляется в период обучения, а также в летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни в соответствии с нормами, установленными постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10 февраля 2006 г. N 132 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных учреждениях, а также несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в государственном образовательном учреждении "Октябрьская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"», в государственных школах-интернатах всех типов и видов" (далее именуется - Постановление) для детей возрастной группы 12 - 18 лет

Образовательными учреждениями для обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится выплата им денежной компенсации для приобретения продуктов питания на одного человека в день (далее именуется - денежная компенсация на питание) в размере, установленном Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет по здравоохранению).

Размер денежной компенсации на питание на день определяется исходя из норм обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на одного человека в день согласно приложению 1 к настоящему Порядку с учетом средних цен на потребительские товары, рассчитанных территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области.

В летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни размер денежной компенсации на питание на день увеличивается на 10 процентов. Для больных и ослабленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заключению врача может быть установлено 15-процентное увеличение размера денежной компенсации на питание.

Выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежной компенсации на питание осуществляется ежемесячно в установленном образовательным учреждением порядке.

В соответствии с п. 2.2. Приказа обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием осуществляется в соответствии с нормами, установленными Постановлением для обучающихся и воспитанников школьного возраста.

Образовательными учреждениями для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием производится выплата им денежной компенсации на их приобретение на год (далее именуется - денежная компенсация на вещевое довольствие) в размере, установленном Комитетом по здравоохранению.

Размер денежной компенсации на вещевое довольствие на каждый учебный год определяется исходя из норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием согласно приложению 2 к настоящему Порядку в зависимости от пола получателя денежной компенсации на вещевое довольствие с учетом средних цен на потребительские товары, рассчитанных территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области, а также с учетом срока носки, службы одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования.

Выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежной компенсации на вещевое довольствие осуществляется ежегодно в первой половине учебного года.

При этом, размер денежной компенсации и нормы обеспечения питанием и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием не должны быть менее размера денежной компенсации и    норм обеспечения, установленных федеральным законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бюджетные средства на материальное обеспечение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены Минобрнауки России, исходя из следующего расчета на одного обучающего: за 2013 год обеспечение питанием ( в день) -200руб., обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (ежегодное пополнение в год) – 32000руб.; за 2014 год обеспечение питанием ( в день) -200руб., обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (ежегодное пополнение в год) – 34300руб.

В судебном заседании установлено, что Гуменюк Н.А. являлась лицом из числа детей-сирот. Кроме того, она обучалась в МБОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» с "."..г..

Постановлением администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области №... от "."..г. ей назначены денежные средства на содержание с "."..г..

Постановлением администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области №... от "."..г. прекращены назначенные Гуменюк Н.А. денежные выплаты на содержание с "."..г. (полное государственное обеспечение).

Как видно из представленных суду справок видно, за период с "."..г. по "."..г. Гуменюк Н.А. выплачивались следующие денежные средства:

-МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» выплачивал ежемесячно социальную стипендию с "."..г. в размере <...>., с "."..г.<...>.; денежную компенсацию за проезд в размере <...>.; ежегодное пособие на приобретение канцтоваров в размере <...>.;

-Администрация городского округа-г. Волжский Волгоградской области выплачивала опекунское пособие с "."..г. в размере <...> с "."..г. в размере <...>.

Из пояснений администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области и письма отдела бухгалтерского учета и отчетности №... от "."..г. следует, денежные социальные выплаты Гуменюк Н.А. производились на основании Закона Волгоградской области № 1450-ОД от 05.04.2007 года «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью». Размер выплат Гуменюк Н.А. начислялся следующим образом: на содержание ребенка в возрасте 7 лет и старше <...>, далее <...>.), а также пособие на проезд в размере <...>.

Однако суд не может согласиться с правильностью указанных начислений денежных выплат Гуменюк Н.А., поскольку во время учебы в муниципальном образовательном учреждении она имела статус ребенка-сироты и находилась на полном государственном обеспечении, а не находилась под опекой либо в приемной семье.

В то же время, каких-либо данных о денежной компенсации либо обеспечении питанием ( в день), обеспечением одеждой, обувью, мягким инвентарем Гуменюк Н.А. ответчиками суду не представлено.

Следовательно, Гуменюк Н.А. не в полном объеме выплачены денежные средства на её содержание во время учебы в МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права»

При таких обстоятельствах суд считает необходимым произвести перерасчет выплаченных истице денежных средств.

Как видно из справок о выплате, в период с "."..г. по "."..г. (за <...> месяцев) истице было выплачено денежных средств и компенсаций в сумме <...>. В то же время с учетом денежной выплаты за питание ( <...> в каникулярные дни), а также с учетом ежегодной суммы на одежду, обувь, мягкий инвентарь в размере <...> ей должно быть выплачено <...>. Представленный истицей расчет выплат судом проверен и признан достоверным доказательством.

Таким образом, в период с "."..г. по "."..г. Гуменюк Н.А, не выплачено <...> Указанную сумму суд считает необходимым взыскать в пользу истицы с администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, поскольку администрация городского округа-г. Волжский является учредителем МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» и именно администрация городского округа-г. Волжский при начислении денежных выплат Гуменюк Н.А. неправильно применяла федеральные законы, Законы Волгоградской области и иные нормативные акты.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительной гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» е Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Из представленных Гуменюк Н.А. медицинских справок, эпикризов, выписок из протоколов видно, что медицинские рекомендации о необходимости предоставления Гуменюк Н.А. оздоровительного либо санаторно-курортного лечения отсутствуют. Сама Гуменюк Н.А. в период обучения с заявлениями о предоставлении ей путевок в оздоровительные лагеря либо в санаторно-курортные учреждения к ответчикам не обращалась.

При таких обстоятельствах исковые требования Гуменюк Н.А. о взыскании с ответчиков денежной компенсации за неиспользуемые путевки в размере <...>. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.191-197 ГПК РФ,суд,-

                                          Р Е Ш И Л

Взыскать с администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области в пользу Гуменюк Н.А. за время обучения в МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» за период с "."..г. по "."..г. невыплаченную денежную компенсацию за обеспечение бесплатным питанием, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием в размере <...>.

МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» от гражданско-правовой ответственности освободить.

Гуменюк Н.А. в иске к администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» о взыскании денежной компенсации за неиспользуемые путевки по медицинским показаниям в размере <...>. отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

<...>

<...>

<...>

<...>

2-6529/2014 ~ М-5764/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гуменюк Наталья Александровна
Ответчики
МБОУ ВОП Волжский институт экономики педагогики и права
Администрация городского округа г. Волжский
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации г/о г.Волжский
Министерство образования и науки Волгоградской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Топильская Людмила Николаевна
Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
09.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2014Передача материалов судье
10.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2014Подготовка дела (собеседование)
30.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2014Судебное заседание
05.12.2014Судебное заседание
11.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2015Дело оформлено
10.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее