Мировой судья Кашарова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2022 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Теплова С.Н.,
при секретаре Ивановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Поликарпова Виталия Витальевича на решение мирового судьи судебного участка № № Самарского судебного района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Поликарпова Виталия Витальевича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о взыскании расходов по коммунальным услугам,
УСТАНОВИЛ:
Поликарпов В.В. обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о взыскании расходов по коммунальным услугам, указав, что Поликарпов В.В. в 2019 г. потерял работу, ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован как безработный, получал пособие в размере 1 500 рублей. Истец посчитав, что как безработному ему положена помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, обратился в социальную службу, однако там ему отказали, причиной отказа послужило необоснованное в 2021 г. ответчиком начисление задолженность за потребленный газ в сумме 7 408,29 рублей. В связи с этим Поликарпов В.В. обратился в суд с иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» об оспаривании обоснованности начисления задолженности, в последствии задолженность была ликвидирована, а Поликарпов В.В. от исковых требований отказался. Истец считает, что по вине ответчика ему отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения. В связи с чем, истец с учетом уточнения исковых требований просил суд, взыскать с ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» в свою пользу денежные средства за оплату квартиры, капитального ремонта и техническое обслуживание газового оборудования в размере 45 438,08 рублей, за оплату почтовых расходов в размере 430 рублей, расходов на пересылку искового заявления в сумме 115 рублей, расходов, связанных с оплатой проезда для участия в судебных заседаниях в размере 514,40 рублей, моральный вред в размере 7 408,29 рублей.
Мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ принято следующее решение:
«Уточненные исковые требования Поликарпова Виталия Витальевича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о взыскании расходов по коммунальным услугам, оплаты почтовых расходов и транспортных расходов и компенсации морального вреда – оставлено без удовлетворения».
В апелляционной жалобе истец просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение, указав, что решение суда незаконное и необоснованное, поскольку задолженность за потребленный газ ликвидирована и с ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован как безработный.
Истец Поликарпов В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, и просил суд отменить решение мирового судьи судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Из статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 18 ФЗ N 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в РФ", поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которыми регламентированы отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе, особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно пунктам 24, 25 указанных Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Пункт 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549, предусматривает, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и Поликарповым В.В. был заключен договор поставки природного газа №, согласно которому Поликарпову В.В. осуществляется поставка природного сетевого газа для удовлетворения его личных бытовых потребностей по адресу: <адрес>.
Расчет стоимости потребляемого газа производится в соответствии с показаниям установленного у Поликарпова В.В. прибора учета газа.
Из материалов дела следует, что у Поликарпова В.В. на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в размере 7 408,29 рублей, в связи с не допуском представителей поставщика газа для снятия контрольных показаний счетчика то за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год расчет стоимости потребленного газа производился в соответствии с нормативами потребления (л.д.26).
Также судом установлено, что в 2021 г. Поликарпов В.В. обращался к мировому судье судебного участка № Похвистневского судебного района Самарской области с исковым заявлением к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» об оспаривании обоснованности начисления задолженности за потребленный газ. В процессе рассмотрения дела, задолженность была ликвидирована ответчиком, а Поликарпов В.В. от исковых требований отказался. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи производство по гражданскому делу по иску Поликарпова В.В. к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» об оспаривании обоснованности начисления задолженности за потребленный газ прекращено.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность у Поликарпова В.В. по адресу: <адрес> отсутствует.
Согласно справке Министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> ГКУСО ЦЗН г.о. Похвистнево, Поликарпов В.В. был зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по причине отказа от услуги.
Из ответа ГКУ Самарской области «Главное управление Социальной защит населения Северо-Восточного округа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Поликарпову В.В. разъяснен порядок предоставления субсидий, а именно, в соответствии с Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, до ДД.ММ.ГГГГ субсидии предоставлялись гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашения по ее погашению.В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Поликарповым В.В. оспариваются расходы по коммунальным услугам, со ссылкой на то, что начисленная задолженность ликвидирована, а также на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако доказательств обращения Поликарпова В.В. в ГКУ Самарской области «Главное управление Социальной защиты населения Северо-Восточного округа» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2020 - 2021 г. не представлено, в то время как получение субсидии носит заявительный характер.
Таким образом, требования Поликарпова В.В. о взыскании суммы убытков в виде неполученной субсидии с ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обоснованно оставлены мировым судьей без удовлетворения, поскольку данные убытки возникли не по вине ответчика, так как функция по предоставлению такого социальной услуги возложена на ГКУ Самарской области «Главное управление Социальной защиты населения Северо-Восточного округа».
В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений, мировым судьей при вынесении решения не допущено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи мирового судьи судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Поликарпова Виталия Витальевича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о взыскании расходов по коммунальным услугам, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поликарпова В.В. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев.
Мотивированный текст определения изготовлен 11.08.2022 года.
Судья: С.Н. Теплова