дело №
24RS0№-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года <адрес>
Туруханский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демина А.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Туруханский районный суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец является круглой сиротой. Мать лишена родительских прав, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой у ФИО6 Состоит на учете в Министерстве образования по обеспечению жильем. В июле 2020 года закончил обучение в Красноярском колледже сферы услуг и предпринимательства. Жилье в порядке очереди до настоящего времени не получил. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение на территории <адрес> отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещенный своевременно и надлежащим образом, не явился. Просил суд о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причин неявки суду не пояснил, заявлений, ходатайств не представил.
Третье лицо - представитель Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причин неявки суду не пояснил.
Руководствуясь 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, огласив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ч.2 ст.150 ГПК РФ, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Рассматривая данный спор, суд исходит из положений ст.56 ГПК РФ, п.3, ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть продемонстрированы в судебном постановлении убедительным образом, в противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Согласно п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав ребенка" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в данном случае предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, органу, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории граждан.
Кроме того, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающемуся в жилом помещении, не может быть поставлено и в зависимость от даты включения его в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других граждан, включенных в список ранее этого лица.
Согласно п.п.7 и 8 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно Свидетельству о рождении, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе отец указан ФИО4, в графе мать указана ФИО5 (л.д. 10).
Согласно решения Суда № <адрес> Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1(л.д.11-12).
Из удостоверения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном над несовершеннолетним ФИО1, согласно постановления Акимата <адрес>, назначена ФИО6(л.д.13).
Как следует из ответа на запрос КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» ФИО7 выдан диплом о среднем профессиональном образовании 112405 0012926 регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.54).
Справкой Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(л.д.14).
Согласно справки о рождении сведения об отце ФИО1 внесены в запись акта о рождении № по указанию матери ребенка(л.д.39).
ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 ФИО6 было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением(л.д.51).
Из выписки из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 стоит в списке муниципального образования, на территории которого предпочтительно предоставление жилого помещения – <адрес>, под номером 1765(л.д.60).
Из ответа администрации Борского сельсовета <адрес> следует, что договор социального найма с ФИО1 не заключался(л.д.52).
Согласно Уведомления № КУВИ-002/2021-21793407 сведения о правах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют (л.д.64-65).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на предоставление жилья в соответствии с Федеральным законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в Министерстве образования <адрес>, однако по независящим от него обстоятельствам до настоящего времени, в установленном порядке, уполномоченными органами местного самоуправления жильем не обеспечен.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав ребенка" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Принимая во внимание то, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 20 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд, руководствуясь приведенными выше нормами Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", считает необходимым обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 33 кв. м.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. метра с допусками, установленными частью 24 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав ребенка".
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Туруханский районный суд.
Председательствующий А.В. Демин