Судья: Молчанов С.В. Дело № 33-15402/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе председательствующего судьиХапаевой С.Б.,
судей Асташкиной О.Г., Тегуновой Н.Г.,
при секретаре Морозовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года апелляционные жалобы Бойко Е. А. и Бойко М. В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 31 января 2017 года по гражданскому делу по иску Бойко М. В. к воинской части <данные изъяты> о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Асташкиной О.Г.,
объяснения Бойко М.В., Бойко Е.А., представителя войсковой части 83475 – Набиева Р.А.,
УСТАНОВИЛА:
Бойко М.В. обратился в суд с иском к в/ч 83475 о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что истец проходил военную службу по контракту с 30.07.1997 по 31.07.2014. 01 ноября 2011 года истец заключил договор найма жилого помещения в общежитии.20 августа 2012 года решением жилищной комиссии в/ч 83475 истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма. 31.07.2014 года истец был исключён из списков личного состава части. Решением жилищной комиссии истцу 25.02.2015 была выделена однокомнатная <данные изъяты>, общей площадью 42,4 кв.м., <данные изъяты>. 25 ноября 2015 года решением жилищной комиссии истец был снят с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, поскольку при постановке на учёт истцом не были предоставлены сведения о наличии у него в собственности жилья и дальнейшего его отчуждения. Истец считает, что данные обстоятельства не могли быть приняты во внимание и он не мог быть снят с учета.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Третье лицо Бойко Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Решением Химкинского городского суда Московской области от31 января 2017 года Бойко М.В. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Бойко М.В. и третье лицо Бойко Е.А. подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено в судебном разбирательстве, что Бойко М.В. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с <данные изъяты> и был уволен в запас по приказу <данные изъяты> <данные изъяты>-ЛС по подпункту «а» пункта2 статьи 51 (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и исключён из списком личного состав войсковой части 83475 от <данные изъяты> <данные изъяты>-ЛСот <данные изъяты>. Общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 17 лет 00 месяцев 1 день, в льготном исчислении 9 лет 00 месяцев 12 дней, всего – 26 лет 00 месяцев 13 дней.
С <данные изъяты> Бойко М.В. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На дату принятия Бойко М.В. на учет нуждающихся он проживал в жилом помещении общежития по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, на основании договора найма жилого помещения в общежитии войсковой части <данные изъяты>. от <данные изъяты>.
Решением жилищной комиссии в<данные изъяты> от <данные изъяты> Бойко М.В. снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях социального найма на основании п.2, 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ и пп.д п.24 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденные приказом ФСБ России от 24.10.20011 <данные изъяты>.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, судом первой инстанции было установлено, что основанием принятия истца на учет нуждающихся послужили сведения, не соответствующие действительности, что в силу положений в силу ст. 56 ЖК РФ давало право ответчику на снятие их с учета нуждающихся, поэтому по результатам проверки ответчик принял правомерное решение о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
В своих возражениях по принятому решению о снятии с учета, а также в доводах апелляционных жалобах истец и третье лицо указывают на то, что квартира по адресу: <данные изъяты> приобреталась по договору участия в долевом строительстве от <данные изъяты> за собственные денежные средства третьего лица, и после расторжения брака истец утратил на него право, что 1/4 доли в праве собственности на квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: <данные изъяты>,он подарил <данные изъяты> и на момент предоставления жилья пятилетний срок с даты отчуждения прошёл, что государство истцу жилого помещения не предоставляло, что жилым помещением, находящимся в собственности истца он распорядился задолго до принятия на учет в качестве нуждающегося.
Оценивая эти доводы истца, третьего лица, суд правомерно указал, что они не могут служить основанием для признания принятого решения о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, поскольку оно полностью соответствует требованиям ст. 56 ЖК РФ.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Военнослужащие - граждане, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогичные положения содержатся в Правилах организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих", военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
На основании пп. «д» ст. 29 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Приказом ФСБ России от <данные изъяты> <данные изъяты>, военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, учитывая, что на дату постановки на такой учет - истец не имел право быть поставленными на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с тем, что после отчуждения доли в квартире до даты признания истца нуждающимся прошло менее 5 лет, с наличием у него права на совместную собственность квартиры, то ответчик по результатам проверки документов истца принял обоснованное решение о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, которое не может быть отменено по доводам, изложенным в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, в связи с его правомерностью.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что квартира по адресу: <данные изъяты>, не является собственностью истца, и он поставлен на учёт после расторжения брака, в связи с чем ответчик не имел права снимать истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, не влияют на судьбу правильно постановленного судом решения.
Указанное выше обстоятельство может являться основанием для принятия вновь истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, но не основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, нормы действующего законодательства применены верно. Доводы жалобы не опровергают выводов суда. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда Московской области от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бойко М. В. и апелляционную жалобу Бойко Е. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи