Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ирбейское 23 августа 2016 года
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском
в составе: председательствующего судьи – Сабаевой В.И.,
с участием зам. прокурора района Юрьевой А.В.
истца Гушану Д.Х
его представителя Ажгибесовой Г.А.
представителя ответчика администрации Ирбейского района по доверенности Маленкова О.В.
при секретаре – Межовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гушану ФИО14 к администрации Ирбейского района о признании незаконным увольнения его с должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района, восстановлении на работе в указанной должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>., взыскании денежной компенсации, морального вреда в размере <данные изъяты> руб., суд
У С Т А Н О В И Л:
Гушану Д.Х. обратился в суд с иском к администрации Ирбейского района о признании незаконным увольнения его с должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района, восстановлении его на работе в указанной должности, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и в уточненных требованиях – о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> требования свои мотивируя тем, что на основании его заявления 14.01.2015 года исполняющим обязанности главы района ФИО8 было издано распоряжение №-№ от 14.01.2015 года на принятие его, Гушану, на муниципальную службу в администрацию Ирбейского района для замещения должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам - руководителя финансового управления администрации района с 15 января 2015 года с оплатой труда согласно штатному расписанию и заключенному договору № от 14.01.2015 года. Решением Ирбейского районного Совета депутатов № от 14.01.2015 года было принято возложить исполнение полномочий главы администрации Ирбейского района на него, Гушану, с 15.01.2015 года. Решением Ирбейского районного Совета депутатов № от 24.09.2015 года было принято прекратить исполнение им полномочий главы администрации Ирбейского района. А от 25.09.2015 года в трудовой книжке под № была сделана запись об увольнении в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных настоящим Кодексом или иным Федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Считает, что увольнение его с занимаемой должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам - руководителя финансового управления администрации района является незаконным, принят он был на эту должность правомерно в пределах полномочий и.о. главы района ФИО15, запретов, ограничений для его принятия в соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в РФ» не имеется. Кроме того, при принятии решения о прекращении с ним трудовых отношений, работодателем не предлагалась ему возможность перевода, предоставления другой вакантной работы, которую работник может выполнить с учетом его состояния здоровья. Незаконными действиями ему причинен моральный вред, он испытал физические и нравственные страдания, находился после излечения в стационаре, этот вред он оценивает в <данные изъяты> руб.. И по состоянию на 23.08.2016 года он просит взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 29.10.2015 года в размере <данные изъяты> коп.. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Гушану Д.Х. исковые требования поддержал полностью по указанным в исковом заявлении основаниям, в том числе с уточнением по взысканию заработной платы за время вынужденного прогула.
Представитель истца Гушану Д.Х. Ажгибесова Г.А. в судебном заседании также поддержала исковые требования истца в полном объеме, полагая, что истец на законных основаниях был принят на должность муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам - руководителя финансового управления администрации района и незаконно с ним были прекращены трудовые отношения и он был уволен по п. 11 ч. 1 ст. 77 УК РФ, так как эта статья отсылает к ст. 84 ТК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения трудового договора вследствие нарушения правил заключения трудового договора, под которые совершенно не подпадает истец Гушану.
Представитель ответчика администрации Ирбейского района по доверенности Маленков О.В. в судебном заседании исковые требования истца Гушану Д.Х. не признал, просит в удовлетворении его исковых требований отказать, ссылаясь на то, что должность, на которую просит восстановить себя истец никогда не была вакантна, на этой должности работала и работает ФИО7, истец никогда не работал в этой должности, процедура оформления принятия его на эту должность была нарушена. А потому, было прекращено то, что не возникло.
Представитель третьего лица Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края в настоящее судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения сторон, свидетелей, заслушав заключение зам. прокурора района Юрьевой А.В., полагавшей не подлежащими удовлетворению исковые требования истца, - суд находит необходимым в удовлетворении исковых требований истца отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, со ст. 391 ТК РФ о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в судах, с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» - лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе обратиться в суд.
И из ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, истец Гушану утверждает, что он распоряжением и.о. главы района ФИО16 от 14. 01.2015 года за №-№ был принят на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района с 15.01.2015 года, с ним был заключен трудовой договор № от 14.01.2015 года, разработана должностная инструкция, и он работал в этой должности. Распоряжением №-№ от 25.09.2015 года он был незаконно уволен с этой должности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, с чем он не согласен, это им и оспаривается в суде. В доказательство представлены и приобщены копия трудового договора № от 14.01.2015 года, должностная инструкция заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации Ирбейского района. Копия трудовой книжки, распоряжение №-№ от 14.01.2015 г. о принятии его на должность муниципальной службы, распоряжение №-№ от 25.09.2015 г. об увольнении с этой должности.
При этом установлено, что истец Гушану, продолжавший исполнять обязанности главы района по 14.01.2015 года, - с 01.01.2015 года находился в очередном отпуске (распоряжение №-№ от 07.11.2014 г. т. № л.д. №), кроме того с 14.01.2015 г. находился на листке нетрудоспособности по 30.01.2015 года. Обязанности главы района в этот период по 14.01.2015 года исполнял ФИО8.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Трудовым договором. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если работник не преступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор.
Как следует из представленного в суд Трудового договора № от 14.01.2015 года, датой начала работы истца Гушану по должности заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района является 15 января 2015 года.
Подтверждения о том, что истец Гушану приступил к работе с этой даты, не имеется.
Более того, в суд представлены табели учета использования рабочего времени и подсчета заработка с января 2015 года по сентябрь 2015 года (т. № л.д. №), согласно которых рабочее время истца Гушану протабелировано с 15.01.2015 года только по должности и.о. главы администрации Ирбейского района. Согласно представленных суду бухгалтерских справок и сведений о начислении заработной платы истцу Гушану за период с января по сентябрь 2015 года (т№ л.д. №), - распоряжений о назначении истца Гушану на какую-либо другую должность кроме должности и.о. главы администрации района в указанный период в бухгалтерию администрации района не поступало и заработная плата ему начислялась и выплачивалась только по занимаемой с 15.01.2015 года должности и.о. главы администрации Ирбейского района.
Это же подтвердила в судебном заседании в своих показаниях допрошенная в качестве свидетеля главный бухгалтер администрации Ирбейского района ФИО9.
Номер трудового договора № от 14.01.2015 года, заключенного между и.о. главы района ФИО8 и истцом Гушану о принятии последнего на муниципальную службу не соответствует порядковому номеру трудовых договоров в журнале регистрации трудовых договоров. В суд представлена копия договора под этим же номером № (т№ л.д. №) между и.о. главы администрации Гушану Д.Х. и работником ФИО10, что и соответствует порядковому номеру этого трудового договора в журнале регистрации трудовых договоров (т. № л.д. №).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен порядок поступления на муниципальную службу и перечень предоставляемых документов. Перечень следующий:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно исковых требований истца Гушану, он распоряжением №-№ от 14.01.2015 года был принят на муниципальную службу в администрацию Ирбейского района для замещения должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района с 15 января 2015 года.При обозрении в судебном заседании личного дела истца Гушану Д.Х., в нем отсутствуют при принятии на муниципальную службу следующие документы: заявление Гушану с просьбой о поступлении на муниципальную службу, собственноручно заполненная анкета по установленной Правительством РФ форме, документ об образовании, заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
При этом, личное дело пронумеровано, скреплено, составлена опись его. В судебном заседании инспектор по кадрам и контролю за исполнением поручений главы района ФИО11 подтвердила исполнение описи этого личного дела ею, и что листы согласно нумерации в личном деле все. В то же время она не смогла пояснить почему в личном деле отсутствуют указанные выше необходимые для принятия на муниципальную службу документы.
Кроме того, согласно п. 10 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго ст. 22 ТК РФ - работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу. Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновении, необходимо проверить делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений, размещено на доске объявлений). Из чего следует, что инициатива заключения трудового договора с конкретным лицом должна исходить от работодателя и принятие работника должно быть осуществлено на вакантную должность.
По настоящему делу в судебном заседании не нашло подтверждения, что должность муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района была вакантна.
Доводы истца Гушану о том, что это должность была предусмотрена структурой администрации района, полностью опровергнуты в суде.
В соответствии с Уставом Ирбейского района структура администрации Ирбейского района утверждалась решением Ирбейского районного Совета депутатов Красноярского края.
Структура администрации Ирбейского района по состоянию на январь 2015 года была утверждена решением Ирбейского районного Совета депутатов за № от 21.03.2014 года (т. № л.д. № согласно которой и приложения к ней (т. № л.д. № существовала одна должность заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района и указана конкретно на этой должности ФИО7. Других изменений, других единиц в структуру администрации района в указанный период не вносилось. Это подтвердил также в судебном заседании и ФИО12, занимавший с 2010 года по 23.09.2015 года должность председателя Ирбейского районного Совета депутатов.
Распоряжением администрации Ирбейского района № от 30.04.2010 г. за подписью главы района Гушану (т.№ л.д. № на должность муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления с 01.05.2010 года постоянно переведена ФИО7 От 30.04.2010 года работодателем главой района Гушану с ней был заключен трудовой договор № (л.д. № т. №). Утверждена главой района Гушану 27.12.2010 года должностная инструкция заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации Ирбейского района (т. № л.д. №), с которой ФИО17 была ознакомлена.
Распоряжением №-№ от 24.06.2015 года администрации Ирбейского района за подписью и.о. главы администрации Гушану Д.Х. предоставляется ФИО7 как заместителю главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителю финансового управления администрации района ежегодный дополнительный отпуск (т. №.д. №). Распоряжением №-№ от 09.09.2015 года за подписью Гушану Д.Х. представляется ей же, как заместителю главы администрации района по финансово-экономическим вопросам - руководителю финансового управления администрации района ежегодный основной оплачиваемый отпуск (т. № л.д.№).
На л.д. №, №, № т. № – представлены ряд распорядительных и других рабочих документов, подписанных ФИО7 в период с января по сентябрь 2015 года как заместителем главы района по финансово – экономическим вопросам – руководителем финансового управления администрации Ирбейского района.
В тоже время как ни единого аналогичного документа за подписью истца Гушану в должности заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации Ирбейского района в этот же период, в суд не представлено.
Согласно копии трудовой книжки Никитиной Т.П. (т. № л.д. №), в ней под № указано, что с 01.05.2010 года она переведена на должность муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам - руководителя финансового управления администрации района (распоряжение от 30.04.2010 года № - №). Других записей о перемещении, переводе ФИО18 на другие должности - не имеется.
Согласно карточки – справки и расчетов по заработной плате (т. № л.д. №), заработную плату с января 2015 года ФИО19 получала по указанной в трудовой книжке должности.
В судебном заседании ФИО20. пояснила, что она с 2010 года и по настоящее время занимает должность заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района. Другой единицы на этой должности не было и нет. Истец Гушану в период с января 2015 года финансовым управлением не руководил.
Исследованная в судебном заседании должностная инструкция заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации, утвержденная и.о. главы Ирбейского района ФИО8 14.01.2015 года, с которой ознакомлен Гушану Д.Х. (т. № л.д. №) идентична должностной инструкции заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам финансового управления администрации Ирбейского района ФИО7, утвержденной главой района Гушану Д.Х. 27.10.2010 года и подписанной ФИО7 (т. № л.д. №).
Инспектор по кадрам и контролю за исполнением поручений главы района ФИО11, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила суду, что разрабатывая должностную инструкцию под Гушану, она основные моменты взяла из должностной инструкции ФИО7
Ни инспектор по кадрам ФИО11, ни исполнявший обязанности главы района на 14 января 2015 года ФИО8 не смогли убедительно подтвердить суду, что на 14.01.2015 года имелась вакантная должность заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации Ирбейского района. При этом ФИО21 пояснила, что она по указанию и.о. главы района ФИО8 подготовила документы о приеме на муниципальную службу 14.01.2015 года Гушану, руководствовалась штатным расписанием. Из пояснений в качестве свидетеля ФИО8 в суде, - на уточняющие вопросы он пояснил, что о вакансии должности муниципальной, на которую был принят 14.01.2015 года Гушану, он узнал, когда вместе с ФИО22, уже подготовившей проекты документов, в этот день, 14 января они пришли в кабинет Гушану. Сведений о вакансии спорной должности никуда не подавалось.
Из пояснений указанных свидетелей следует, что инициатива заключения трудового договора и оформления распоряжения о принятии истца Гушану 14.01.2015 года на должность муниципальной службы исходила ни от работодателя ФИО8, а от самого истца Гушану, в отсутствии вакансии по этой должности.
Номер распоряжения администрации Ирбейского района от 14.01.2015 г. №-№ об утверждении изменений штатного расписания администрации Ирбейского района, в соответствии с которым в штатном расписании от 14.01.2015 года появилась дополнительная должность заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района, совпадает с номером другого распоряжения администрации Ирбейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-№ о подтверждении доплаты за работу с секретными действиями работниками администрации Ирбейского района, то есть имеет место задвоение номера распоряжения администрации.
Главный бухгалтер администрации района ФИО9 в судебном заседании подтвердила, что по указанию истца Гушану без внесения изменений в структуру администрации района, в штатное расписание от 14.01.2015 года вводилась дополнительная единица заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района. Но уже с марта 2015 года, вновь по распоряжению истца Гушану эта должность в штатном расписании не указывалась и уже отсутствовала до конца года.
Изложенное также подтверждается копиями штатных расписаний по состоянию на 14.01.2015 года (т. № л.д. № и последующими распоряжениями и штатными расписаниями (т. № л.д. №).
Распоряжение администрации района от 14.01.2015 г. №-№ об утверждении изменений штатного расписания администрации Ирбейского района и само штатное расписание от этой даты подписано главой района Гушану Д.Х., а распоряжение о его принятии на спорную муниципальную должность от этой же даты 14.01.2015 года подписано исполняющим обязанности главы района ФИО8. В один день – 14.01.2015 года полномочия главы района согласно указанных документов исполняли и ФИО23, и истец Гушану, при том, что последний находился в отпуске и по листу нетрудоспособности.
Согласно копии трудовой книжки истца Гушану Д.Х. (т. № л.д. №), под номером записи № на основании решения Ирбейского районного Совета депутатов от 14.01.2015 года №, с 15.01.2015 года на него возложено исполнение полномочий (обязанностей) главы администрации Ирбейского района.
Под номером записи № на основании распоряжения от 14.01.2015 г. №-№, с 15.01.2015 года он принят на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителем финансового управления администрации района.
То есть, от одной даты две должности. При этом, ни работа по совместительству в порядке ст. 60.1 ТК РФ, ни работа по совмещению профессий (должностей) в порядке ст. 60.2 ТК РФ - не оформлялись.
От 15.01.2015 года за №-№ за подписью уже и.о. главы администрации района Гушану Д.Х. в материалах дела распоряжение администрации Ирбейского района с текстом: «приступаю к исполнению полномочий (обязанностей) исполняющего обязанности главы администрации Ирбейского района с 15 января 2015 года».
Таким образом, давая оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, изложенным выше, суд приходит к выводу, что трудовые отношения между истцом Гушану Д.Х. и и.о. главы Ирбейского района ФИО8 на основании трудового договора № от 14.01.2015 года по должности заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района, - фактически не возникли, не сложились, что исключает восстановление его на этой работе.
Истцом Гушану не представлено суду достаточных доказательств тому, что его трудовые права были нарушены.
А потому, в удовлетворении исковых требований истца Гушану следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гушану ФИО24 к администрации Ирбейского района о восстановлении на работе в должности муниципальной службы заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам – руководителя финансового управления администрации района, взыскании заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме – 29 августа 2016 года.
Председательствующий В.И. Сабаева