Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-156/2016 от 21.03.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 апреля 2016 года         г. Самара                

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Якушева Е.В.,

При секретаре судебного заседания Стецюк И.С.,

с участием представителя ПАО «***» Щ.Е.В., действующей на основании доверенности от дата,

помощника прокурора Промышленного района г. Самары Ш.Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... в отношении ПАО ***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем прокурора адрес И.О.В. дата вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ПАО «*** в котором указано, что по результатам проверки прокуратурой адрес в деятельности юридического лица - ПАО «***» выявлены нарушения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выразившиеся в следующем. адрес во исполнение указания прокурора Самарской области от дата №... проверяется соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере управляющими компаниям, расположенными и осуществляющими деятельность на территории адрес. Руководствуясь п.2 ст.857 ГК РФ, ст.21, ч.1 ст.6, п.4 ст.22, п.2.1 ст.4 ФЗ РФ «О прокуратуре Россйской Федерации», п.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», ст.26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», правовой позицией, изложенной в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ №8-П, прокуратурой района дата за исх.№... в адрес председателя правления ПАО «***» был направлен запрос о предоставлении информации о движении денежных средств по расчетному счету ООО ***», ООО УК «***», ООО ***», ТСЖ «***» за период с дата по дата со сроком до дата. Ответ на указанный запрос поступил в прокуратуру района дата за вх.№... от дата. Запрашиваемая информация в прокуратуру района не представлена. Таким образом, в нарушение п.2.1 ст.4, ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» юридическим лицом - ПАО «***» требования прокурора от дата за исх.№... оставлены без исполнения, в предоставлении запрашиваемой информации, отказано. Информация об отказе в предоставлении сведений направлена с нарушением срока. Данный факт свидетельствует об умышленном невыполнении требований прокурора района, а следовательно в действиях юридического лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г.Самары Ш.Е.А. указал, что в действиях ПАО «***» имеется состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, поскольку требование прокурора было законным, вытекает из полномочий, установленных Конституцией РФ и законом о прокуратуре, законность действий прокурора мотивированы в постановлении. Прокурор затребовал в банке сведения о движение денежных средств по счетам юридического лица, в том числе по контрагентам, относящиеся частично к банковской ***, но закон о прокуратуре позволяет получать такую информацию. Сведения у самих юридических лиц не запрашивались, поскольку они могут предоставить недостоверную информацию.

Представитель ПАО «***» Щ.Е.В. в судебном заседании вину не признала. Пояснила, что согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует *** банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую ***, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую ***. При этом органы прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне. Согласно п. 2.1 ст. 4 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать такую информацию только в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Требования прокурора не были основаны на законе. Просила прекратить дело в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Суд, выслушав участников производства по делу, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу требований пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Судом установлено, что прокуратурой адрес во исполнение указания прокурора Самарской области от дата №... проверялось соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере управляющими компаниям, расположенными и осуществляющими деятельность на территории адрес.

В ходе данной проверки дата за исх.№... в адрес председателя правления ПАО ***» направлялся запрос о предоставлении информации о движении денежных средств по расчетному счету ООО «***», ООО УК «***», ООО ***», ТСЖ «***» за период с дата по дата со сроком до дата.

Ответ на указанный запрос поступил в прокуратуру района дата за №... от дата. Запрашиваемая информация в прокуратуру района не представлена со ссылкой на то, что запрашиваемые сведения составляют банковскую ***, предоставление указанной информации в органы прокуратуры законодательством о банках и банковской деятельности не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что ПАО «***» правомерно отказал прокурору в предоставлении указанных сведений, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом ***, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.

Статья 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую ***. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.

Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую ***.

Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской ***. В п.2.1 ст.4 данного закона также указано, что доступ к необходимой для осуществления прокурорского надзора информации и получение информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, прокурор вправе получать в установленных законодательством РФ случаях.

В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной *** и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в *** сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую ***, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.

По смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской *** по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской ***, затрагивая тем самым частную жизнь и личную *** граждан.

В пункте 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует *** банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую ***, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую ***, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Банковская ***, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую *** и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую ***, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую *** определяются законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую ***, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Принимая во внимание требования норм статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а также изложенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что органы прокуратуры Российской Федерации не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую ***.

Таким образом, из анализа изложенных норм закона в их системной взаимосвязи следует, что ПАО «***», руководствуясь положениями статьи 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» правомерно отказал в предоставлении по требованию прокурора сведения о движении денежных средств по расчетным счетам юридических лиц: ООО «***11», ООО УК «***», ООО ***», ТСЖ «***», в связи с чем не имеется оснований полагать о невыполнении указанным должностным лицом законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

Соответственно, в действиях ПАО «***», отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ПАО «***» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 29.9 – 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица ПАО «***» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья             Е.В. Якушева

5-156/2016

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
ПАО "Первобанк"
Другие
помощник прокурора Промышленного района г.Самары Шишов Е.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Якушева Е. В.
Статьи

КоАП: ст. 17.7

Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
22.03.2016Передача дела судье
29.03.2016Подготовка дела к рассмотрению
13.04.2016Рассмотрение дела по существу
13.04.2016Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
25.04.2016Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее