Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-299/2017 ~ М-239/2017 от 14.08.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года                         с. Агинское

Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Захаровой Л.В.

с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Никитина А.В.,

при секретаре Требушевской Н.Е.

с участием представителя ответчика - КГБУЗ «Саянская районная больница» Гальчик О.Я., действующей на основании доверенности от 31 августа 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-299/2017 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о возложении на КГБУЗ «Саянская районная больница» обязанности установить резервный источник энергосбережения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать установку автономного резервного источника энергоснабжения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Саянская РБ» о возложении обязанности установить резервный источник энергосбережения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций установлено, что помещения терапевтического, хирургического отделений КГБУЗ «Саянская районная больница», расположенной по адресу 663580, с. Агинское, ул. Энергетиков, 26 «А», не оборудованы независимыми источниками питания, соответствующим категории надежности электроснабжения, согласно требованиям нормативных актов в области электроэнергетики, здравоохранения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае перерыва снабжения электрической энергии. а именно, в нарушение требований закона в здании учреждения отсутствует резервный источник электроснабжения, помещения КГБУЗ «Саянская районная больница» не оснащены резервным (автономным) источником электроснабжения. Также установлено, что 11 мая 2011 года по результатам проведенной проверки Восточным территориальным отделом Енисейского управления Ростехнадзора в адрес МУЗ «Саянская центральная районная больница» вынесено предписание №14-2-37, согласно которому МУЗ «Саянская центральная районная больница» обязано привести в соответствие схему электроснабжения электроустановокIи II категории надежности электроснабжения, а по ряду объектов (отделений) и особой группы (Операционное отделение, реанимации и интенсивной терапии, противопожарные устройства и охранная сигнализация, эвакуационное освещение и больничные лифты) предусмотреть дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания в срок до 01.11.2011 года. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения требований выданного предписания установлено, что нарушения КГБУЗ «Саянская районная больница» устранены не были.

Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», введенный в действие с 01.01.2004 года, в зданиях лечебо-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников – вторую степень. Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса. Данные требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Таким образом, отсутствие резервного источника энергоснабжения в учреждении социального обслуживания населения, оказывающем медицинские услуги, ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся на лечении граждан, медицинского персонала, а также иных лиц, пребывающих в КГБУЗ «Саянская районная больница», в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах электроснабжения и линиях электропередач. Отсутствие резервного (автономного) источника электроснабжения может повлечь негативные последствия, поскольку в них оказываются лечебно-диагностическая, профилактическая, реабилитационная помощь населению, в том числе, стационарная. Отсутствие резервного источника энергоснабжения данного учреждения снижает качество оказания медицинской помощи гражданам, а также может привести к неоказанию своевременной (экстренной) медицинской помощи, что может повлечь угрозу жизни и здоровью пациентов.

В соответствии с уставами медицинских учреждений основными задачами являются оказание лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной, в том числе и стационарной помощи населению.

В соответствии со структурой указанных выше учреждений здравоохранения КГБУЗ «Саянская районная больница» имеет наряду с иными отделениями хирургическое ( в том числе операционная, реанимации и интенсивной терапии), терапевтическое, детское отделение, отделение сестринского ухода.

Просят обязать КГБУЗ «Саянская районная больница» установить в срок до 17.07.2019 года автономный резервный источник энергоснабжения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница», в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

19 сентября 2017 года прокуратура Саянского района уточнили исковые требования, просили удовлетворить первоначальные требования, а также обязать Министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать установку автономного резервного источника энергосбережения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница», поскольку согласно положению о Министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 №31-п Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий.

В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Красноярского края Никитин А.В. исковые требования прокурора Саянского районного с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, просил обязать КГБУЗ «Саянская районная больница» установить в срок до 17.07.2019 года автономный резервный источник энергоснабжения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница», в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии; обязать Министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать установку автономного резервного источника энергосбережения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница».

Представитель ответчика КГБУЗ «Саянская РБ» Гальчик О.Я.исковые требования прокурора Саянского района признала, пояснила, что действительно в КГБУЗ «Саянская районная больница» отсутствует резервный источник энергоснабжения,его установка требует значительных финансовых затрат, собственных денежных средств учреждение не имеет, в связи с чем больницей в Министерство здравоохранения Красноярского края направлялось ходатайство о выделении дополнительных денежных средств на указанные нужды. Просила предоставить срок для устранения данного нарушения законодательства до 2020 года.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства здравоохранения Красноярского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражения в суд не направили.    

Суд, выслушав помощника прокурора Саянского района Красноярского края Никитина А.В., объяснения представителя ответчика КГБУЗ «Саянская РБ» Гальчик О.Я., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 14 ФЗ N 68-ФЗ организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в силу ч. 1 ст. 18указанного Закона, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Согласно пп. "а" п. 1 ст. 32 Закона, здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения разделяют электроприемники на три категории. Пунктами 1.2.18 и 1.2.19указанных Правил предусмотрено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Таблицей N 5.1Свода Правил 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" установлено, что степень обеспечения надежности электроснабжения зданий лечебно-профилактических учреждений: электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов, должна определяться по первой категории надежности электроснабжения.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Таким образом, законом возложена обязанность в обеспечении зданий больниц резервными источниками электроснабжения.

Судом установлено, что КГБУЗ «Саянская районная больница» ранее муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Саянская центральная районная больница», принятое в государственную собственность Красноярского края на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 24.12.2013 №952-р, действует на основании Устава, утвержденного Министерством здравоохранения Красноярского края. Основным видом деятельности учреждения является медицинская деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Судом установлено, что в зданиях учреждения имеются операционное отделение, реанимации и интенсивной терапии, противопожарные устройства и охранная сигнализация, эвакуационное освещение и больничные лифты, электро приемники которых относятся к первой категории по надежности электроснабжения.

11 мая 2011 года Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес МУЗ «Саянская ЦРБ» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований безопасности в электроэнергетике №14-2-37, в том числе привести в соответствие схему электроснабжения электроустановкой МУЗ «Саянская ЦРБ» I и II категории надежности, а по ряду объектов (отделений) и особой группы (операционное отделение, реанимации и интенсивной терапии, противопожарные устройства и охранная сигнализация, эвакуационное освещение и больничные лифты) предусмотреть дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания. Срок устранения предписания установлен до 01.11.2011 года.

Проведенной проверкой прокуратуры установлено и подтверждено информацией КГБУЗ «Саянская районная больница», что в КГБУЗ «Саянская РБ» имеется один источник энергоснабжения с 3 категорией, автономный резервный источник электроснабжения, в том числе для бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, отсутствует, указанное выше предписание не исправлено и не приведено в соответствие.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций.

Исходя из содержания ст. 24ФЗ N 68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с уставом КГБУЗ «Саянская РБ», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края, 19.10.2016 №609-ОРГ, учредителем учреждения и собственником его имущества является Красноярский край, от имени которого выступает Министерство здравоохранения Красноярского края.

В суде установлено, что КГБУЗ «Саянская РБ» обращалась в Министерство здравоохранения Красноярского края с ходатайством о выделении дополнительного финансирования нареконструкцию системы электроснабжения, включая установку источника аварийного электроснабжения, однако до настоящего времени финансирование отсутствует. Согласно ответа министерства здравоохранения Красноярского края от 06.12.2016 №71-11-08/18814 выделение дополнительных средств учреждениям не представляется возможным, по ожидаемым расходам исполнения краевого бюджета, а также в случае увеличения лимита расходных обязательств на 2017 год, обращение будет учтено и отражено при перераспределении бюджетных ассигнований в пределах общего объема средств, предусмотренных Законом края о краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов по главному распорядителю средств – Министерству здравоохранения Красноярского края, при очередной корректировке краевого бюджета.

Таким образом, судом установлено, что в лечебном учреждении отсутствует резервный источник электропитания, что в случае прекращения подачи электроэнергии на указанные объекты может повлечь за собой остановку оборудования и систем КГБУЗ «Саянская РБ» и может привести к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах, суд полагает удовлетворить требования прокурора Саянского района о возложении обязанности по установлению автономного резервного источника энергоснабжения КГБУЗ «Саянская РБ», установив срок исполнения до 17.07.2019 года. Поскольку полномочия по финансированию той или иной деятельности КГБУЗ «Саянская РБ» лежат на Министерстве здравоохранения Красноярского края, то суд полагает возложить обязанность на Министерство здравоохранения Красноярского края произвести финансирование установки резервного источника энергоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать КГБУЗ «Саянская районная больница» в срок до 17.07.2019 года установить автономный резервный источник энергоснабжения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница», расположенном по адресу 663580, Красноярский край, Саянский район, с. Агинское, ул. Энергетиков, д. 26 «А», в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Обязать Министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать установку автономного резервного источника энергоснабжения в здании КГБУЗ «Саянская районная больница».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Саянский суд.

Председательствующий: Захарова Л.В.

2-299/2017 ~ М-239/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Саянского района
Ответчики
КГБУЗ "Саянская РБ"
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Саянский районный суд Красноярского края
Судья
Захарова Лариса Васильевна
Дело на странице суда
sayansk--krk.sudrf.ru
14.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2017Передача материалов судье
17.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2017Судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2017Дело оформлено
10.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее