Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2-785/2017
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе: судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Кашиной Е.В.,
С участием сторон,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 21 марта 2017 года гражданское дело по иску Амбражевич О.П. к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления и обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
Установил:
Амбражевич О.П. обратился в Ухтинский городской суд с требованием к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления от <...> г. № .... « Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» и обязании включить истца в соответствующий список, указывая, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей в соответствии с Законом Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».
В судебном заседании Амбражевич О.П. и его представитель по доверенности Песков А.И. на требованиях настаивали. Истец дополнил, что после смерти матери в .... году, воспитывался в интернате ...., затем обучался в ГПТУ-33 ...., находился на полном государственном обеспечении, после окончания училища был призван в армию, после службы устроился на работу в ..... В .... году переехал на ..... В .... году был осужден к лишению свободы, в .... году освободился по отбытии наказания. В .... году был осужден к лишению свободы сроком на .... лет, освободился в <...> г., вновь устроился на работу в ...., работает вахтами в ..... Истец не имеет жилого помещения, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания в .... ..... Представитель указал, что обратился с заявлением о постановке на жилищный учет и включении в соответствующий список в <...> г. года, т.к. ранее истец не знал о своих правах, кроме того, Амбражевич О.П. длительное время находился в местах лишения свободы, где был ограничен в правах.
Представитель администрации МОГО «Ухта» Белова Е.В., действуя по доверенности, исковые требования не признала. В обоснование возражений указала следующее, Амбражевич О.П. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял и не состоит. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159- ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются до достижения ими 23-летнего возраста. На момент подачи заявления возраст истца 47 лет, что исключает возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, Амбражевич О.П. родился <...> г.. Мать истца Л.А. умерла <...> г..В период с <...> г. по <...> г. истец проживал в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ..... В период с <...> г. по <...> г. обучался в ГПТУ № 33 ..... Из материалов следует, что с <...> г. по <...> г. ( день смерти матери) был зарегистрирован по адресу: .....
В настоящее время Амбражевич О.П. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: .....
<...> г. Песков А.И., действуя от имени Амбражевич О.П. на основании доверенности, обратился в администрацию МОГО «Ухта» с запросом о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... отказано Амбражевич О.П. во включении в указанный список.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 ГПК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам и опекунам или попечителям.
В соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения аб.3 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом, впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, истец обратился в <...> г.. На момент обращения истцу исполнилось 47 лет.
Амбражевич О.П. в нарушение ст.56 ГПК РФ не представил суду доказательства уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Нахождение истца в местах лишения свободы, юридическая неграмотность не могут свидетельствовать об уважительности пропуска срока реализации права на получение жилья. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не лишены права реализовывать свои права.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Амбражевич О.П. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца следует отказать в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Амбражевич О.П. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от <...> г. № .... « Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» и обязании включить в соответствующий список –отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 24 марта 2017 года.
Судья- М.В.Корниенко