Дело № 11-6223/2019 Судья Шустова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Закировой С.Л., Никитенко Н.В.
при секретаре Гуня К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2019 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Гаджиханова Анвера Абдурагима-Оглы на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 22 ноября 2018 года по иску Гаджиханова Анвера Абдурагима-Оглы к администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности разрешить переустройство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения Гаджиханова А.А., его представителя Курловой Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаджиханов А.А. обратился в суд с иском к администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения № 04 от 03 апреля 2018 г. об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, возложении обязанности разрешить переустройство жилого помещения – установку индивидуального квартирного источника тепловой энергии в квартире по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Переход на автономное отопление требует переустройства жилого помещения, которое должно производиться в соответствии с требованиями главы 4 ЖК РФ, по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ст. 26 ЖК РФ). В соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ в администрацию был предоставлен необходимый пакет документов. Однако, в переустройстве жилого помещения было отказано. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Истец Гаджиханов А.А., его представители Гаджиханова Р.А., Курлова Т.В., Карабанов Е.П., Пичугина О.Л. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области - Решетова В.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Гаджиханов А.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает на незаконность и необоснованность отказа администрации, связанного с исполнением истцом должностных обязанностей. Ссылается, что администрация не наделена полномочиями на проведение экспертизы предоставленных проектов, выполненных специализированными организациями. Указывает, что по аналогичным проектам уже были переведены на индивидуальное теплоснабжение другие жилые помещения. При разрешении данного спора оставлено без внимания Определение Верховного Суда РФ № 302-КГ17-17007. Незаконные действия органов местного самоуправления повлияли на ухудшение состояния здоровья Гаджиханова А.А. Также указывает на невозможность ссылаться на листы дела, поскольку при ознакомлении с материалами дела листы были пронумерованы карандашом и отсутствовала опись.
Представитель администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен, не явился, причины неявки не сообщил. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения Гаджиханова А.А., его представителя Курловой Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
Полученный заявителем документ, подтверждающий принятие уполномоченным органом решения о согласовании, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 5 и ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаджиханов Анвер Абдурагим-Оглы является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 73,2 кв.м., на основании договора о безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 14 декабря 1992 г.
В данной квартире выполнены работы по установке индивидуальной системы отопления с ГВС от газового котла с отключением приборов отопления от стояков центрального отопления, разрешение на переустройство не выдавалось.
01 ноября 2017 г. собственники жилого помещения по адресу: <адрес>, в том числе Гаджиханов А.А. обратились в администрацию Катав-Ивановского городского поселения с заявлением о переустройстве принадлежащего им жилого помещения.
К заявлению были приложены: копия договора о безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № 2610 от 14.12.1992 года; проект ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» № 259-00-00-2016 ОВ; протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 01.09.2016 года; акт состояния вентиляционных и дымовых каналов, подтверждающих наличие коаксиального дымовоздуховода, пояснение и доверенность; а также схема точки подключения (точка врезки).
Как следует из протокола № 25 от 08.11.2017 г. заседания комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, переустройство квартиры включает в себя следующие виды работ: устройство индивидуальной системы отопления, устройство газового котла с изолированной от помещения камерой сгорания, устройство коаксиальной трубы в фасаде здания, демонтаж инженерных коммуникаций, а именно: подачи общего горячего водоснабжения, подачи общего отопления, устройство системы отопления. При рассмотрении представленных документов и материалов выявлено:
1. Заявителем представлены проект реконструкции системы отопления и водоснабжения, а так же согласие собственников помещений в многоквартирном доме в количестве 61% от общей площади МКД (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Количество согласования должно составлять 100% от общей площади МКД
2.Проектом не предусмотрено использование индивидуального источника тепловой энергии отвечающего следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа ( п.15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства РФ «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 16.04.2012 года N 307)
3. Система воздухоподачи и удаления продуктов сгорания спроектированы по схеме через коаксиальный дымоход через фасад здания. Так же согласно СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» п. 6.5.5 выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных зданиях не допускается. Дымовые каналы (трубы) не допускается прокладывать через жилые помещения. Пределы огнестойкости конструкций дымовых каналов (труб) должны быть не менее установленных СП 7.13130.
4. Выбросы дымовых газов не осуществляются выше кровли здания (согласно СП 60.13330.2012).
5. Установка источника тепловой энергии спроектирована в кухне, а суммарная тепловая мощность не превышает 35 кВт. (п.7.3.8 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»)6. Проектом предусмотрен теплотехнический расчет стояков центрального отопления, так как стояки проходят по помещению собственника и передают тепловую энергию
7. Не представлен проект переустройства системы теплоснабжения дома (согласно Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (статья 14 пункт 15)
Решением администрации Катав-Ивановского городского поселения № 2046 от 16 ноября 2017 года Гаджиханову А.А. было отказано в переустройстве помещения. Указано, что отказ принят в связи с непредставлением проекта переустройства системы теплоснабжения дома (согласно Федерального Закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (ст.14 п.15); система воздухоподачи и удаления продуктов сгорания спроектированы по схеме через коаксиальный дымоход через фасад здания, что противоречит СП 7.13130 (выбросы дымовых газов не осуществляются выше кровли здания)
Решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 26 января 2018г. ответ администрации Катав-Ивановского городского поселения, изложенный в извещении о принятии решения № 02 (письмо № 2046 от 16.11.2017 года) признан незаконным, на администрацию Катав-Ивановского городского поселения возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гаджиханова Анвера Абдурагим-Оглы от 01 ноября 2017 года о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и предоставить мотивированный ответ в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда
03 апреля 2018г. комиссия по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения повторно рассмотрела заявление собственников жилого помещения по адресу: <адрес>, в том числе истца о переустройстве указанного жилого помещения на основании ранее представленных документов. В переустройстве жилого помещения отказано (т.1 л.д.46).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец ссылался на то, что им представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренный ст. 26 Жилищного кодекса РФ, в котором не содержатся требования о согласии всех собственников дома, а также иных документов, указанных в извещении о принятом решении, кроме того, у комиссии отсутствуют полномочия на проверку правильности проекта переустройства системы отопления квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, проект переустройства квартиры истец должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как установлено п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, администрация Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области, рассматривая заявление Гаджиханова А.А., действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, где указано, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что Гаджиханову А.А. законно и обоснованно отказано в удовлетворении заявления, отказ администрации мотивирован ссылкой на норму действующего закона и соответствует требованиям п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.
Согласно пп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В данном случае доказательств внесения в установленном порядке изменений в проект системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, истцом не представлено.
Поскольку переустройство спорного жилого помещения произведено истцом без разрешения компетентного органа и без соответствующих разрешительных документов, а доказательств того, что отключение приборов отопления в жилом помещении истца не привело к нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, и не повлекло нарушения законных прав и интересов других собственников помещений и жильцов многоквартирного дома, истцом не представлено, оснований для возложения на администрацию обязанности дать разрешение на переустройство системы теплоснабжения в спорной квартире, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, поскольку направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не содержат каких-либо обстоятельств, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Ссылка на иную судебную практику, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку преюдициального значения такая судебная практика для разрешения настоящего дела не имеет.
Указание в жалобе на отсутствие описи материалов дела при ознакомлении с ними, что лишило истца возможности ссылаться на листы дела, отмену решения суда не влечет и о неправильности принятого судом решения не свидетельствует, на произведенную оценку представленных в материалы дела доказательств, не влияет.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаджиханова Анвера Абдурагима-Оглы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи