УИД 19RS0002-01-2020-003148-32 Материал № 5-606/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 октября 2020 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе судьи Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Орловой Ю.Н.,
рассмотрев в порядке ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дело об административном правонарушении в отношении Аршинского Валерия Викторовича, родившегося *** в г. Черногорске ***, гражданина Республики Узбекистан; не состоящего в браке; имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей; работающего по найму, проживающего без регистрации по адресу: ***; имеющего среднее общее образование; ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
24.10.2020 в 10:50 в г. Черногорске по ул. Г.Тихонова, д. 21, кв. 10, сотрудниками ОМВД России по г. Черногорску был выявлен гражданин Узбекистана Аршинский Валерий Викторович, *** г.р., который нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, предусмотренный п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в части уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. 24.12.2019 в отношении гражданина Узбекистана Аршинского Валерия Викторовича был составлен административный протокол, предусмотренный ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, по которому 26.12.2019 судом было вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 2 000 рублей, однако гражданином Узбекистана Аршинским В.В. не принято мер для получения документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а именно – гражданин Узбекистана Аршинский В.В. не выехал на родину за получением миграционной карты в период с 26.12.2019 по настоящее время.
В судебном заседании Аршинский В.В. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, мать которых лишена родительских прав и в настоящее время осуждена к отбыванию наказания в виде лишения свободы. В течение 7 лет дети проживают совместно с Аршинским В.В. и его матерью. Выехать для оформления документов он не мог в связи с наличием на иждивении детей, материальными трудностями и необходимостью участия в судебных заседаниях по поводу лишения родительских прав матери его детей – ЕАН. Кроме того, пояснил, что трудности в оформлении документов также обусловлены тем, что в его паспорте гражданина Республики Узбекистан допущена техническая ошибка в месте рождения (указано «Краснояск» вместо «Красноярск»). В настоящее время Аршинским В.В. в посольство поданы документы для замены паспорта гражданина Республики Узбекистан, после чего он намерен обратиться за получением гражданства Российской Федерации.
Выслушав объяснения Аршинского В.В., исследовав представленный материал, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 24.10.2020 в 10:50 в г. Черногорске по ул. Г.Тихонова, д. 21, кв. 10, сотрудниками ОМВД России по г. Черногорску был выявлен гражданин Узбекистана Аршинский Валерий Викторович, *** г.р., который нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, предусмотренный п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
24.12.2019 в отношении гражданина Узбекистана Аршинского Валерия Викторовича был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, по которому 26.12.2019 Черногорским городским судом было вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 2 000 рублей, однако гражданином Узбекистана Аршинским В.В. не принято мер для получения документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, поскольку гражданин Узбекистана Аршинский В.В. не выехал на родину за получением миграционной карты в период с 26.12.2019 по настоящее время.
Из справки начальника ОВМ ОМВД России по г.Черногорску следует, что гр. Аршинский В.В., 24.03.1983 г.р., состоял на миграционном учете по месту жительства в период с 08.07.2013 по 20.02.2017 по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 21-10. В период с 21.02.2017 по настоящее время по вопросу постановки на миграционный учет, продления срока пребывания в отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Черногорску в установленном порядке не обращался.
Согласно паспорту Р UZB СN 0861653 Аршинский В.В. является гражданином Узбекистана.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 26.12.2019 Аршинский В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
При решении вопроса о квалификации действий лица по части 4 статьи 18.8 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое дано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Согласно указанной норме повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Таким образом, положения части 4 статьи 18.8 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного квалификации по части 4 статьи 18.8 КоАП РФ подлежат действия лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, допустившего нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, либо нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, в отношении которого на момент совершения указанных нарушений имеется вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 или части 2 статьи 18.8 КоАП РФ.
Сведений о совершении Аршинским В.В. указанных выше административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Согласно протоколу об административном правонарушении Аршинскому В.В. вменяется в вину уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, согласно которой нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Поскольку часть 4 статьи 18.8 КоАП РФ не предусматривает возможность привлечения лица к ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в данном случае действия Аршинского В.В. подлежат квалификации по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, тогда как санкция ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Следовательно, переквалификация действий Аршинского В.В. с ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При решении вопроса о виде и мере наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, семейное и имущественное положение, конкретные обстоятельства дела, а также обстоятельства, смягчающие ответственность – признание вины, наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, а также повторное совершение однородного административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
С учетом приведенных обстоятельств и предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания суд считает необходимым назначить наказание Аршинскому В.В. в виде административного штрафа в размере 2 500 руб.
В силу ч.2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. №3-П, от 13 марта 2008 г. №5-П, от 27 мая 2008 г. №8-П, от 13 июля 2010 г. №15-П, от 17 января 2013 г. №1-П и др.).
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации Аршинский В.В. проживает в течение длительного времени, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, которых воспитывает самостоятельно.
С учетом приведенных выше сведений о личности Аршинского В.В. и обстоятельств настоящего дела суд приходит к выводу, что назначение Аршинскому В.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П и от 14.02.2013 № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, суд полагает возможным не применять к Аршинскому В.В. административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 18.8, 29.1, 29.10, 29.11, 30.1, 32.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать гражданина Республики Узбекистан Аршинского Валерия Викторовича, *** года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) руб. 00 коп. без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Сумму административного штрафа внести по следующим реквизитам: ИНН 1901022869, КПП 190101001; Получатель: УФК по РХ (МВД по Республике Хакасия); расчетный счет № 401 018 015 004 551 000 1 в ГРКЦ НБ Республика Хакасия г. Абакан; БИК 049 514 001; ОКТМО 95715000; код бюджетной классификации 848 116 011 830 100 001 40, идентификатор 188 041 920 019 034 86 11.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
При неуплате административного штрафа в указанный срок копию настоящего постановления направить в Черногорское городское отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.М. Дмитриенко
Постановление вступило в законную силу «_____»__________________ года
Исполнительный документ выдан «_____»_________________________ года
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Отметка об исполнении
____________________________________________________________________