Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Сергеева Ю.С.
при секретаре Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска, Министерства социальной политики Красноярского края к Цыкину В.В. о взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
истцы обратились в Минусинский городской суд с иском (с учетом уточнения требований), в котором просит взыскать с Цыкина В.В. в пользу УСЗН г. Минусинску необоснованно полученные в качестве субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг денежные средства в размере 34 582 рубля 21 копейка, в пользу Министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг денежные средства в размере 23 839 рублей 36 копеек.
Свои требования мотивирует тем, что Цыкин В.В. является получателем субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия назначалась сроком на 6 месяцев. При назначении субсидии в ноябре 2015 года выяснилось, что 14 октября 2015 года Цыукин В.В. обратился в Управление с заявлением на присвоение звания Ветерана труда Красноярского края, предоставив копию трудовой книжки с записью о приеме на работу в филиал – 25 отряд ФКУ «ГУ» ВО Минфин России» с 01.10.2003 года. В соответствии с ч.7 ст.159 ЖК РФ проведена проверка сведений о доходах Цыкина В.В., в результате которой было выявлено, что заявленные ответчиком сведения о доходах для назначения субсидии из ООО «Эско-Саяны» отсутствуют, сведения о доходах с филиала – 25 отряд ФКУ «ГУ» ВО Минфин России» Цыкин В.В. не предоставлял.
Таким образом, ответчиком необоснованно получена субсидия за периоды с июля 2011 года по июнь 2013 года, с августа 2013 года по январь 2014 года, с мая по октябрь 2015 года в размере 66 395 рублей 49 копеек и с марта 2015 года по август 2015 года, декабрь 2015 года, январь 2016 года в размере 23 839 рублей 36 копеек.
Ответчиком в добровольном порядке была частично возвращена в УСЗН г. Минусинска сумма необоснованно полученной субсидии, в связи с чем задолженность Цыкина В.В. перед Управлением составила 34 582 рубля 21 копейка.
Представитель ответчика Боброва Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что ответчик скрыл сведения о доходах с места работы. В случае предоставления всех необходимых документов, Цыкин В.В. не являлся бы получателем субсидии.
Ответчик Цыкин В.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, просил производство по делу прекратить в связи с пропуском исковой давности.
Представитель Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно ч.7 указанной статьи, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.п. «в» п.60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе, представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
Пунктом 61 указанных правил установлено, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 указанных Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании было установлено, что Цыкин В.В. обратился в УСЗН г. Минусинска с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 14 июля 2011 года (л.д.162). К заявлению была приложена справка о доходах из ООО «Экспертиза собственности – Саяны», согласно которой заработная плата Цыкина В.В. за 6 месяцев составила 26 400 рублей (л.д.163).
В последующие года Цыкиным В.В. также подавались заявления в УСЗН г. Минусинска о предоставлении субсидии с приложением справки о доходах с места работы в ООО «Экспертиза собственности – Саяны».
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами, возвратами и удержаниями с граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг №8 от 04.02.2016 года (л.д.96) был установлен факт переплаты Цыкину В.В. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за периоды с июля 2011 года по июнь 2013 года, с августа 2013 года по январь 2014 года, с мая по октябрь 2015 года в размере 66 395 рублей 49 копеек и с марта 2015 года по август 2015 года, за декабрь 2015 года, январь 2016 года в размере 23 839 рублей 36 копеек. Было принято решение предложить Цыкину В.В. добровольно возвратить в трехмесячный срок необоснованно полученные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Комиссией было установлено, что 14 октября 2015 года Цыкин В.В. обратился в УСЗН г. Минусинска с заявлением на присвоение звания Ветерана труда Красноярского края, предоставив копию трудовой книжки с записью о приеме на работу в Филиал – 25 отряда ФКУ «ГУ» ВО Минфина России» с 01.10.2003 года.
Из приложенной к материалам дела копии трудовой книжки на имя Цыкина В.В. следует, что последний 01.10.2003 года был принят на работу в Филиал – 25 отряда ФКУ «ГУ» ВО Минфина России» дежурным по охранному объекту, по состоянию на 10.09.2015 года продолжает работать (л.д.97-100).
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что, не предоставив сведения о доходе с места работы в Филиале – 25 отряда ФКУ «ГУ» ВО Минфина России», Цыкин В.В. необоснованно получал субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг.
Как следует из представленного истцами расчёта (л.д.4), ответчику была необоснованно предоставлена субсидия за периоды с июля 2011 года по июнь 2013 года, с августа 2013 года по январь 2014 года, с мая по октябрь 2015 года, с марта 2015 года по август 2015 года, в декабре 2015 года и в январе 2016 года. Оснований не доверять указанному расчёту у суда нет, ответчиком в судебном заседании он не оспаривался.
Согласно Закона Красноярского края от 16.12.2014 №7-3019 (вступившего в силу с 01.01.2015г.) «О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» средства, необоснованно полученные с 01.01.2015г. в качестве субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является Министерство социальной политики Красноярского края.
Таким образом, с учетом уточнения исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика необоснованно полученные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в пользу Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска в размере 34 582 рубля 21 копейка, в пользу Министерства социальной политики Красноярского края в размере 23 839 рублей 36 копеек.
Доводы ответчика о пропуске истцами срока исковой давности суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно ст.195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Поскольку, как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, о необоснованности начисления субсидии без учёта дохода с места работы ответчика в Филиале – 25 отряда ФКУ «ГУ» ВО Минфина России» истцы узнали лишь в октябре 2015 года, именно с этого времени и началось течение срока исковой давности по требованиям о взыскании неосновательно полученных денежных сумм, из чего следует, что срок исковой давности истцами не пропущен.
В связи с удовлетворением иска, суд в порядке ст.ст.98, 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика также государственную пошлину в размере 1 952 рубля 65 копеек, от уплаты которой истцы при подаче иска были освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с Цыкина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в пользу Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска 34 582 рубля 21 копейка, в пользу Министерства социальной политики Красноярского края 23 839 рублей 36 копеек и государственную пошлину в размере 1 952 рубля 65 копеек в бюджет Муниципального образования г. Минусинск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суда через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 01.02.2017 года