РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 августа 2018 года гор. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Алексеева Н. А., Молякова С. А., Михайловой С. А. к Администрации городского округа Октябрьск Самарской области об оспаривании решений органа власти, нарушающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод,
у с т а н о в и л:
Алексеев Н. А., Моляков С. А., Михайлова С. А. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Октябрьск Самарской области о признании незаконными решений Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № и №, от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязании Администрации городского округа Октябрьск Самарской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Административными истцами в обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились к Главе г.о. Октябрьск с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий:
пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы, с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 18 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек;
пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целю призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 21 часа на <адрес> с количеством участников до 300 человек;
шествия Октябрьского гей - парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 22 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек.
ДД.ММ.ГГГГ Глава г.о. Октябрьск уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения двух публичных мероприятий в виде пикетирования, а уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в проведении шествия. Административные истцы полагают действия Главы г.о. Октябрьск нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004 года. Должностным лицом был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и времени проведения шествия и пикетирования. Риск возможных столкновений между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, не имеет правового значения, поскольку проведение мероприятий с заявленными целями заведомо будет воспринято негативно частью общества, независимо от конкретного времени и места их проведения. Орган власти обязан обеспечить безопасность участников организованных мирных шествия и пикетирований в защиту правомерных ценностей демократического общества и предотвращение беспорядков в связи с неправомерными действиями протестующих лиц, что предусмотрено ст. 12 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и вытекает из требований ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Администрация г.о. Октябрьск посчитала заявленные шествие и пикетирования направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств. Организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов. Административные истцы просят признать приведенные в административном иске правовые позиции Комитета ООН по правам человека применимыми к обстоятельствам настоящего дела. Многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, подтверждают, что защита прав данной категории граждан не может рассматриваться как нарушающая общественную нравственность. Административными истцами указано на нарушение статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как ограничение права на проведение шествия и пикетирований должно соответствовать требованиям Европейской конвенции. Орган власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия исключительно по мотивам несоответствия его целей или формы требованиям закона в том случае, если мероприятие по своей форме не является мирным, если его целью не является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, то есть, если проведение мероприятия преследует антиконституционные или противозаконные цели. В данном случае таких нарушений организатором шествия и пикетирований допущено не было. Основной причиной отказа Администрацией г.о. Октябрьска в согласовании проведения шествия и пикетирований является неприятие должностным лицом целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. Решения должностного лица являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение, и нарушают право на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), право на свободу собраний, гарантированное ст. 31 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и основаны на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации и к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий. Просят признать незаконными решения Администрации г.о. Октябрьск Самарской области - отказы в согласовании Главой г.о. Октябрьск Самарской области № и № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований; обязать Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Административные истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому просит рассмотреть административный иск в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просят отказать в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации - если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, то орган публичной власти в рамках согласительных процедур обязан незамедлительно направить организатору публичного мероприятия мотивированное предупреждение.
Информация, содержащаяся в тексте уведомлений о проведении публичных мероприятий, дала основания предположить, что цели запланированных мероприятий не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных нарушениях, пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации».
Поскольку согласно статье 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение организатора публичных мероприятий провести публичное мероприятие в местах городского округа Октябрьск, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе детей, проведение публичных мероприятий с такими заявленными целями может оказать информационно-психологическое воздействие на несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения, что свидетельствует о нарушении запретов, предусмотренных Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Организатору заявленных публичных мероприятий в ответах на уведомления о проведении публичного мероприятия (письма №, № от ДД.ММ.ГГГГ и, № от ДД.ММ.ГГГГ) было предложено устранить несоответствие указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также орган публичной власти предупредил о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Предложение об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и мотивированное предупреждение могут содержаться в одном документе. Указанные ответы на уведомления о проведении публичного мероприятия, поступившие в администрацию г.о. Октябрьск Самарской области от организатора публичных мероприятий Алексеева Н.А., не являются отказами в согласовании проведения публичного мероприятия.
В соответствии с абз. 2 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия Довод заявителей о том, что администрацией г.о. Октябрьск Самарской области был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предложением истцам изменения места проведения публичных мероприятий не может быть принят во внимание, поскольку если цели, формы и иные условия проведения публичного мероприятия не соответствуют требованиям Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то вопрос о месте его проведения должен рассматриваться после устранения несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
До устранения несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанность органа публичной власти предложить организатору публичных мероприятий изменение места проведения и (или) времени проведения шествия и пикетирований не наступила и порядок согласования публичных мероприятий не нарушен.
Так как организатору заявленных публичных мероприятий ответы на уведомления о проведении публичного мероприятия (письма № №, № от ДД.ММ.ГГГГ и, № от 16.08.2018г.) были направлены в рамках согласительных процедур и указанные ответы на уведомления не являются отказами в согласовании проведения публичного мероприятия, то со стороны администрации г.о. Октябрьск Самарской области и ее должностных лиц отсутствует воспрепятствование проведения заявленных публичных мероприятий.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие административных истцов и административного ответчика.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. б ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.
Положения названного Федерального закона устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона формами проведения публичного мероприятия являются шествие, пикетирование.
В силу п. 7 ст. 2 названного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ст. 4 Закона к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания
Согласно п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 12 Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данные нормы права обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором такого мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия действующему законодательству и законодательным запретам.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей.
Согласно ст. 6 названного Федерального закона ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 названного Федерального закона при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 14 указанного Закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Согласно ч. 3 ст. 16 указанного Закона информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., Государства - участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
В силу ст. 34 названной Конвенции Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г., указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Согласно ст. 3 названной Всеобщей декларации каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
В соответствии с п. 2 ст. 29 названной Всеобщей декларации при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В силу п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950г., каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Согласно ст. 10 названной Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
В соответствии со ст. 11 названной Конвенции каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ст. 17 названной Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились к Главе г.о. Октябрьск Самарской области с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы, с целью призыва к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 18 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек; пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целю призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 21 часа на <адрес> с количеством участников до 300 человек; шествия Октябрьского гей - парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинствв России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 22 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек.
По результатам рассмотрения указанных уведомлений Главой г.о. Октябрьск Самарской области в адрес административных истцов были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ № и №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которыми было указано на невозможность согласования проведения указанных выше публичных мероприятий в связи с тем, что цель проведения заявленных публичных мероприятий не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», имея ввиду, что их проведение в заявленных местах будет нарушать требования ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ, запрещающей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, так как в местах, заявленных для проведения мероприятий, предполагается присутствие детей, и предложено устранить несоответствия указанных в уведомлениях целей, форм и иных условий проведения публичных мероприятий требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В этих письмах административные истцы также были предупреждены о возможности привлечения к ответственности в случае проведения мероприятий в нарушение законодательства.
Поскольку согласно ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести публичные мероприятия в местах - на <адрес>, где не исключается присутствие детей, суд признает правильным вывод Главы г.о. Октябрьск Самарской области о том, что эти мероприятия могли оказать информационно-психологическое воздействие на несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.
Таким образом, имеются основания полагать, что цели заявленного публичного мероприятия направлены на пропаганду гомосексуализма и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации, и суд расценивает их как ущемляющие права человека, и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.
Вышеприведенные обстоятельства дела и цель заявленных публичных мероприятий требовали от Администрации г.о. Октябрьск Самарской области принятия предусмотренных законом мер по защите прав детей от информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, распространение которой прямо запрещено пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
С учетом изложенного суд, оценивая оспариваемые решения Главы администрации г.о. Октябрьск Самарской области применительно к приведенным выше нормам права, исходит из интересов несовершеннолетних и расценивает эти решения как принятые в защиту детей от негативного влияния пропаганды гомосексуализма на их развитие и признает их соответствующими требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
При этом суд исходит из того, что проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер, Глава администрации г.о. Октябрьск Самарской области не отказывала в данном случае в проведении шествия и пикетирований, а предупредила заявителей о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении публичных мероприятий с заявленной целью и предложила устранить несоответствия указанных в уведомлениях целей, форм и иных условий проведения публичных мероприятий требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем, противоречие заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей, и отсутствие у организаторов этих мероприятий намерений устранить это несоответствие исключали для Администрации г.о. Октябрьск Самарской области необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем доводы административных истцов о нарушении Администрацией г.о. Октябрьск п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» являются несостоятельными.
Доводы административных истцов о том, что оспариваемые решения являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение, суд признает несостоятельными.
Ссылки административных истцов в административном иске на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности принятых Администрацией г.о. Октябрьска Самарской области решений, поскольку при рассмотрении данного дела установлено, что Главой Администрации г.о. Октябрьск не отказано в согласовании заявленных публичных мероприятий по дискриминационным мотивам, а предложено устранить несоответствия указанных в уведомлениях целей, форм и иных условий проведения публичных мероприятий требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся гомосексуализма, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.
Довод административного иска о том, что в поданных уведомлениях административные истцы указали на готовность изменить место и время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации, противоречит нормам п. 2 ст. 12 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также смыслу законодательного запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, принятые Главой администрации г.о. Октябрьск решения приняты в соответствии с действующим законодательством, в рамках представленных полномочий и не нарушают прав и законных интересов административных истцов, а поэтому принимая во внимание перечисленные правовые нормы в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Алексеева Н. А., Молякова С. А., Михайловой С. А. к Администрации городского округа Октябрьск Самарской области об оспаривании решений органа власти, нарушающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2018г..
Председательствующий: судья Голова Т.А.