Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деришевой Л.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении периодов работы в специальный стаж,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о понуждении ответчика включить в льготный медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> детского сада <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> Требования мотивирует тем, что во всех учреждениях истица выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения. Отказ ответчика во включении указанных периодов истица считает незаконным, так как осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты> в различных учреждениях здравоохранения.
В судебном заседании истица требования поддержала, суду также пояснила, что работала <данные изъяты> в детском саду в ясельной группе, так как в то время в ясельных группах <данные изъяты> должны были иметь медицинское образование.
Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что работа истицы в указанных учреждениях не включается в стаж для досрочного назначения пенсии.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Деришевой Д.Б. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано во включении спорных периодов работы в специальный стаж (л.д. 7-10).
Оценивая требования истицы и доводы сторон по делу относительно периодов работы истицы в должности <данные изъяты> детского сада <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу <данные изъяты> в д/с <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты> (л.д. 12).
Разрешая требования истца о включении в льготный стаж периода работы <данные изъяты> суд приходит к выводам о том, что они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Представленные суду штатные расписания детского сада <данные изъяты> (л.д. 21-41) содержат штатные единицы <данные изъяты>
В спорный период работы истца действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности медицинской сестры в детских садах, а также здравпунктах. Данный Перечень относил детские сады, здравпункты к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Данное постановление действовало до 01 октября 1993 года, поскольку с указанной даты было введено в действие постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизированной в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И.С. на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истицы о понуждении ответчика включить спорный период работы в должности <данные изъяты> в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая требования истицы и доводы сторон по делу относительно периодов работы истицы в должности <данные изъяты> в профилактории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 12), ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, затем ДД.ММ.ГГГГ уволена по уходу за ребенком до 14 лет. Затем ДД.ММ.ГГГГ истица вновь принята на работу в <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты> (л.д. 12, 13).
Разрешая требования истца о включении в льготный стаж периодов работы в профилактории «Бальзам» суд приходит к выводам о том, что они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона.
В соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственный пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет.
В Постановлении Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитывается работа в должностях врачей и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 464. а после указанной даты – только в соответствие с Постановлением Правительства № 1066.
Суд приходит к выводу о том, что период работы истицы в <данные изъяты> подлежит зачету только за период до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В Списках должностей, утвержденным постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 29 октября 2002 года включение в льготный стаж периодов работы в санаториях возможно только в случае работы в санаториях (курортах) для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года № 1000 была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. Разделом № 1 «лечебно-профилактические учреждения» предусматривались санатории, санатории-профилактории.
Постановлением ВЦСПС и Госкомтруда СССР № 33-8/764 от 23 декабря 1987 года было утверждено Типовое положение о санатории-профилактории профессиональных союзов.
В соответствии с Типовым положением, санаторий-профилакторий являлся лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебной и оздоровительный работы среди рабочих, служащих.
Санатории, а также санатории-профилактории входили в перечень лечебно-профилактических учреждений Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом МЗ РФ от 3 ноября 1999 года № 395.
Судом установлено, что <данные изъяты> имел лицензию на занятие медицинской деятельностью, являлся структурным подразделением акционерного общества.
Однако в представленных истцом документах отсутствуют сведения о том, что <данные изъяты> являлся многопрофильным и осуществлял в спорные периоды работы истца прием и лечение больных.
Истец не представил суду достоверных доказательств того, что после ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> осуществлял прием и лечение больных.
Поэтому в стаж истца для досрочного назначения пенсии подлежит включению только с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть период работы <данные изъяты> <данные изъяты> а оснований для включения периода работы <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> не имеется в связи с чем в удовлетворении требований суд считает необходимым отказать в этой части.
Периоды работы истца в <данные изъяты> подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении как <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца за <данные изъяты> год работы, так как санаторий расположен на территории <данные изъяты>
Оценивая требования истицы и доводы сторон по делу относительно периодов работы истицы в должности медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале <данные изъяты> суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу <данные изъяты> затем ДД.ММ.ГГГГ переведена ст.медсестрой и ДД.ММ.ГГГГ уволена по уходу за ребенком до 14 лет (л.д. 13).
Согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона.
В соответствие со ст. 81 Закона РФ «О государственный пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет.
В Постановлении Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитывается работа в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 464. а после указанной даты – только в соответствие с Постановлением Правительства № 1066.
В Списках должностей, утвержденным постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 29 октября 2002 года включение в льготный стаж периодов работы в санаториях возможно только в случае работы в санаториях для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года № 1000 была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. Разделом № 1 «лечебно-профилактические учреждения» предусматривались санатории.
Постановлением ВЦСПС и Госкомтруда СССР № 33-8/764 от 23 декабря 1987 года было утверждено Типовое положение о санатории-профилактории профессиональных союзов.
В соответствии с Типовым положением, санаторий-профилакторий являлся лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебной и оздоровительный работы среди рабочих, служащих.
Санатории, а также санатории-профилактории входили в перечень лечебно-профилактических учреждений Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом МЗ РФ от 3 ноября 1999 года № 395.
Из Устава <данные изъяты> следует, что его филиалом являлся <данные изъяты>. Данное структурное подразделение включало в себя здание санатория, грязелечебницу и другие объекты. ДД.ММ.ГГГГ составлен паспорт <данные изъяты> в соответствии с которым, он осуществлял грязе-водолечение и другие виды лечения.
Согласно сведений Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю следует, что имеется выписка из реестра лицензий предоставленных на осуществление медицинской деятельности, в том числе <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с выписками из реестра выданных лицензий, <данные изъяты> имел право на оказание медицинских услуг по санаторно-курортному лечению, доврачебной помощи, традиционной медицине.
С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> является самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, в спорный период санаторий имел лицензию на осуществление медицинской деятельности, то есть являлся лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа.
То обстоятельство, что <данные изъяты> являлся структурным подразделением юридического лица <данные изъяты> не является основанием для отказа в иске, так как работа в данных учреждениях за период до ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в льготный стаж независимо от формы собственности учреждения. Постановление СМ РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года не содержит ограничений по включению в льготный стаж периодов работы в структурных подразделениях, так как основным критерием является относимость учреждения к лечебно-профилактическим.
Согласно п. 3 Постановления от 6 сентября 1991 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
При оценке пенсионных прав истицы, суд считает, что, поступая на работу в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> она обоснованно полагала, что данное структурное подразделение является лечебно-профилактическим. Однако в соответствие со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года № 1066 не предусматривалось включение в льготный стаж периодов работы в специализированных санаториях.
Достоверных доказательств того, что после ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> осуществлял лечение больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, суду представлено не было, поэтому в удовлетворении иска в части понуждения ответчика включить период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Оценивая требования истицы и доводы сторон по делу относительно периодов работы истицы в должности медсестры физиокабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты> суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволена (л.д. 13), ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>, уволена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты>» (л.д. 15).
В период работы истцы в <данные изъяты> действовали Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 9 октября 2002 года, утвердившие Списки учреждений для досрочного назначения пенсий.
Из положения об Оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты> следует, что в его состав входят оздоровительные лагеря и в частности детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия <данные изъяты> (л.д. 77-85) Основой задачей <данные изъяты> является организация работы и осуществление мер по санаторно-курортному обслуживанию и отдыху детей и взрослых. Из положения о детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия <данные изъяты> следует, что основной его задаче является оздоровление детей. Из штатного расписания <данные изъяты> следует, что оно содержит должности медицинского персонала, обслуживающего оздоровительные процедуры, а в штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ прямо указано, что в <данные изъяты> круглогодичного действия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> является по содержанию своей деятельности, целях и задачам, учреждением, тождественным санаторию, так как отвечал только за оздоровление детей и взрослых, подразделения, непосредственно указывающего постоянно медицинскую помощь не содержал.
Однако, в соответствие с Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавшего с 1 ноября 1999 года, и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, работа медицинской сестры засчитывается в льготный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, только при условии работы в санатории специализированного типа (пункты 21 обоих Списков). Как следует из правоустанавливающих документов, к таковым <данные изъяты> не относился.
Таким образом, в удовлетворении требований истицы о понуждении ответчика включить в льготный стаж период работы истицы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты> суд считает необходимым отказать.
Оценивая требования истицы и доводы сторон по делу относительно периодов работы истицы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты> суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 15).
Таким образом, факт работы истицы в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты> не подтверждается материалами дела, а опровергается ими, в том числе сведениями архива (л.д. 120), ответом работодателя - <данные изъяты> (л.д. 86), согласно которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ, а также опровергается трудовой книжкой истицы.
Суд полагает необходимым отказать истице в удовлетворении требований о понуждении ответчика включить в льготный стаж спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в оздоровительно-лечебном комплексе <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Деришевой Л.Б. в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения периоды работы:
в должности медсестры-воспитателя в детском саду № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ то есть период работы <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 24.09.2014 года