Дело № 2-92/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре (помощнике судьи) Поповой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового акционерного общества «ВСК» к Полякову Сергею Александровичу о признании договора страхования недействительным,
установил:
САО «ВСК» обратилось в суд с иском к Полякову С.А. о признании договора страхования недействительным, в обоснование указывает следующее.
11.03.2019 между САО «ВСК» и ФИО1 (Застрахованной) был заключен на условиях Правил № 167/1 комбинированный договор страхования от несчастных случаев и болезней № 18000СIК46013 в редакции от 18.12.2017, связанного с выдачей кредита.
В рамках указанного Договора, САО «ВСК» были приняты на страхование имущественные интересы Застрахованного лица, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, в том числе, по риску:
- смерть в результате несчастного случая, произошедшего в период действия страхования в отношении Застрахованного;
- смерть в результате заболевания, впервые диагностированного в период действия Договора страхования в отношении Застрахованного.
Срок действия договора страхования определен сторонами в течение 60 месяцев с момента заключения.
Выгодоприобретателем по риску, согласно п.7.1 Договора определен наследник Застрахованного лица по закону или завещанию.
30.07.2019 в САО «ВСК» поступило заявление от Полякова С.А. (супруга ФИО1) о страховой выплате, в связи с наступлением события, имеющего признаки страхового случая – смертью застрахованного лица, в результате острого перитонита, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, что установлено справкой о смерти № С-00182, медицинским свидетельством о смерти.
Рассмотрев заявление Полякова С.А. и представленные документы, было установлено, что с июля 2013 года у ФИО1 был диагностирован хронический бескаменный холецистит, в сентябре 2018 – установлена язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Перитонит, явившийся причиной смерти, образовался вследствие воздействия инфекционных или химических раздражителей на брюшную полость. 30.05.2019 ФИО4 была выполнена плановая лапароскопическая операция, осложнившаяся острыми множественными язвами двенадцатиперстной кишки с перфорацией и кровотечением, что стало причиной перитонита. 31.05.2019 проведена процедура по ушиванию перфоративных язв, дренирование плевральной полости, однако указанные хирургические мероприятия не спасли пациентку. ДД.ММ.ГГГГ констатирована биологическая смерть ФИО1
Согласно Договору страхования, акцептом является совершение действий, направленных на выполнение условий полиса-оферты (п.3 ст.438 ГК РФ) – оплата страховой премии.
Совершив акцепт, страхователь подтвердила, что язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки не страдает. Оплату страховой премии, следовало рассматривать как подтверждение (сообщение) страхователя страховщику об отсутствии обстоятельств, перечисленных в декларации полиса, следовательно, о возможности заключения договора страхования на предложенных условиях.
Вместе с тем, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки была диагностирована ФИО1 до заключения договора страхования, о чем она не могла не знать, поскольку в сентябре 2018 была освидетельствована ВВК УФСБ России по Приморскому краю (25.08.2018), где была установлена язва двенадцатиперстной кишки.
В связи с чем, ввиду наличия причинно-следственной связи между наступлением смерти и ранее диагностированным заболеванием, о котором страховщик не был поставлен в известность, имеются основания для признания договора страхования недействительным. Просит суд признать комбинированный Договор страхования от несчастных случаев и болезней № 18000СIК46013, заключенный между САО «ВСК» и ФИО1 11.03.2019 недействительным. Взыскать с Полякова С.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 рублей.
В судебное заседание представитель САО «ВСК» не явился. Направил ходатайство о рассмотрении дело без участия представителя истца.
Поляков С.А. в судебное заседание не явился. Судом принимались меры к вызову ответчика, его розыску, направлялись судебные повестки и смс-извещения. О причинах неявки суду неизвестно.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступлении страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не были известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного ссуда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», если стороне переговоров ее контрагентом представлена неполная или недостоверная информация либо контрагент умолчал об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны были быть доведены до ее сведения, и сторонами был заключен договор, эта сторона вправе потребовать признания сделки недействительной и возмещения вызванных такой недействительностью убытков (статьи 178 или 179 ГК РФ) либо использовать способы защиты, специально предусмотренные для случаев нарушения отдельных видов обязательств, например, статьями 495, 732, 804, 944 ГК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно разделу «Декларация/анкета страхователя/застрахованного» Договора (Полиса-оферты) страхования жизни, здоровья и потери дохода заемщиков кредитов № 18000СIК46013 от 11.03.2019, Страхователь/Застрахованный подтверждает, что на момент заключения настоящего Договора: не является инвалидом, и в отношении него не принималось врачебное решение о направлении его для установления ему группы инвалидности; не состоит на учете в психоневрологическом и/или наркологическом диспансере; не страдает психическим заболеванием и/или расстройством; ему не устанавливался диагноз сердечно-сосудистого, онкологического или иного угрожающего жизни заболевания (диабет, эпилепсия, язва двенадцатиперстной кишки и т.п.) и не имеет симптомов такого заболевания на момент заключения договора. Страхователю известно, что сообщение ложных сведений, может повлечь за собой признание Полиса-оферты недействительным. Застрахованный обязуется незамедлительно в письменной форме уведомлять Страховщика о любых изменениях, сообщенных выше обстоятельств, после наступления таковых…
Таким образом, совершив акцепт, страхователь подтвердила, что язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки не страдает. Оплату страховой премии, следовало рассматривать как подтверждение (сообщение) страхователя страховщику об отсутствии обстоятельств, перечисленных в декларации полиса, следовательно, о возможности заключения договора страхования на предложенных условиях.
Вместе с тем, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки была диагностирована ФИО1 до заключения договора страхования, о чем она не могла не знать, поскольку в сентябре 2018 была освидетельствована ВВК УФСБ России по Приморскому краю (25.08.2018), где была установлена язва двенадцатиперстной кишки.
01.06.2019 наступил страховой случай – смерть застрахованного лица. Из материалов дела усматривается прямая причинно-следственная связь между наступлением смерти и ранее диагностированным заболеванием, о котором страховщик не был поставлен в известность страхователем при заключении договора.
30.07.2019 в САО «ВСК» поступило заявление от Полякова С.А. (супруга ФИО1) о страховой выплате, в связи с наступлением события, имеющего признаки страхового случая – смертью застрахованного лица, в результате острого перитонита, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, что установлено справкой о смерти № С-00182, медицинским свидетельством о смерти.
Согласно ч.2 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Как следует из ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с се недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьями 927, 934, 944 Гражданского кодекса РФ установлено, что страхование осуществляется на основании, в частности, договоров личного страхования, заключаемых гражданином (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По договору личного страхования страховщик обязуется за страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об указанных обстоятельствах, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Соответственно следует применить последствия признания договора страхования недействительным, при этом САО «ВСК» также должно возвратить выгодоприобретателю (Полякову С.А.) страховой взнос, оплаченный при жизни ФИО1
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Обязанность страхователя сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), установлена, как указано выше, пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следовательно, заключая договор страхования, страховщик предполагал добросовестность поведения застрахованного лица и надлежащее исполнение последним своей обязанности сообщить страховщику информацию, имеющую существенное значение для определения степени страхового риска.
Сообщив страховщику заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, ФИО1 нарушила положения статьи 944 Гражданского кодекса РФ, тем самым лишила страховщика на момент заключения договора возможности оценить страховой риск и определить вероятность наступления страхового случая.
При этом при заключении договора личного страхования проведение обследования страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья является правом, а не обязанностью страховщика (пункт 2 статьи 945 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, обязанности проводить медицинское освидетельствование страхуемого лица на стадии заключения договора страхования у страховщика не имелось в силу закона. При этом указанные обстоятельства не освобождали ФИО1 от обязанности сообщить известные ему достоверные данные о состоянии своего здоровья.
Из материалов дела следует, что САО «ВСК» при подаче иска в суд уплатил государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, в силу ст. 92 ч.1 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования страхового акционерного общества «ВСК» к Полякову Сергею Александровичу о признании договора страхования недействительным - удовлетворить.
Признать недействительным Договор (Полис-оферту) страхования жизни, здоровья и потери дохода заемщиков кредитов № 18000СIК46013 от 11.03.2019, заключенный между САО «ВСК» и ФИО1, применив последствия признания сделки недействительной.
Взыскать с Полякова Сергея Александровича в пользу страхового акционерного общества «ВСК» расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2020.
Судья: Н.В.Кирсанова