Судья - Лупенских О.С.
Дело № 7-1344/2018 (21-774/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 августа 2018 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитников Рязановой Е.Ю., Быстрова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее - ОАО «МРСК Урала», Общество) Етоева Владимира Анатольевича на постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому району от 21 мая 2018 г. № **, решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «МРСК Урала»
у с т а н о в и л:
постановлением начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому району от 21 мая 2018 г. № ** ОАО «МРСК Урала» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июля 2018 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы защитника ОАО «МРСК Урала» Рязановой Е.Ю., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ОАО «МРСК Урала» Етоев В.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ОАО «МРСК Урала» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ за проведение предрейсового медицинского осмотра водителя в месте не предусмотренном лицензией ООО «***» по адресу: г. Чернушка, ул. ****, однако ООО «***» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Между ОАО «МРСК Урала» и ООО «***» заключен договор № ** от 29 декабря 2016 г. на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ОАО «МРСК Урала». Обществом приняты исчерпывающие меры для организации и проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств. Проведение проверки наличия в лицензии медицинской организации, с которой заключен договор на оказание медицинских услуг, указания на определенное место проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров, наличие оборудование, оснащение помещений, в которых проводятся осмотры, не относится к обязанностям Общества. Ответственность за соблюдение лицензионных требований должна нести медицинская организация, получившая лицензию, а не лицо, которое пользуется его услугами.
В судебном заседании в краевом суде защитники Рязанова Е.Ю., Быстров Д.В., жалобу поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников Рязанову Е.Ю., Быстрова Д.В., исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Статьей 23 Федерального закона 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Следовательно, обязанность по организации предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих транспортными средствами, возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт для целей перевозок пассажиров, багажа и грузов.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «МРСК Урала» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 22 марта 2018 г. в 11 час во 30 минут на 2 км автодороги «Объезд города Чернушка Пермского края» в ходе контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства, при проверке документов на право управления транспортным средством «Егерь 11 33251», государственный регистрационный знак **, принадлежащим ОАО «МРСК Урала» под управлением водителя Д. государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому району проведена проверка легитимности проведения предрейсового медицинского осмотра водителя. Согласно отметкам в путевом листе медицинский осмотр был проведен работником ООО «***». Из объяснений водителя установлено, что осмотр был проведен в кабинете механика по адресу: ****. Согласно сведениям из Единого реестра лицензий ООО «***» имеет лицензию, которая не предусматривает проведение предрейсовых медицинских осмотров по адресу: г. Чернушка, ул. ****.
При рассмотрении дела судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ОАО «МРСК Урала» состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
С таким выводом должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, предрейсовые медицинские осмотры входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является одним из видов деятельности, на которую требуется лицензия.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Приложения № 2 к Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию; предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения; целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
Согласно договору № ** на предоставление медицинских услуг от 29 декабря 2016 г. со сроком действия по 31 декабря 2019 г., заключенному ОАО «МРСК Урала» и ООО «***» последнее обязуется оказывать медицинские услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров персонала.
ООО «***» имеет лицензию от 21 декабря 2012 г. №** на осуществление медицинской деятельности.
Работник ООО «***» М., проводившая предрейсовый осмотр водителя Дульцева А.А., имеет соответствующий сертификат.
Таким образом, ОАО «МРСК Урала» были приняты меры, необходимые для организации и проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителя транспортного средства.
Проведение медицинских осмотров по адресу, не указанному в лицензии, выданной медицинскому учреждению, является нарушением лицензионных требований, не свидетельствует о нарушении требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров и не может быть вменено в вину ОАО «МРСК Урала».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому району от 21 мая 2018 г. № **, решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июля 2018 г. подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ОАО «МРСК Урала» следует прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому району от 21 мая 2018 г. № **, решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июля 2018 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья -
Судья Т.А. Синицына