РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 февраля 2023 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Трасковской Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-247/2023 по иску Шафеева Радика Шамилевича к Министерству здравоохранения Самарской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Шафеев Р.Ш. обратился в Самарский районный суд <адрес> с указанным иском, требуя обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить Шафеева Радика Шамилевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам), производимым компанией Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд. (Швейцария), в полном объеме на постоянной основе по жизненным показаниям в соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является инвалидом первой группы с детства бессрочно в связи с имеющимся у него заболеванием: «Спинальная мышечная атрофия». Заболевание носит прогрессирующий характер и является жизнеугрожающим. В соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией принято решение о назначении Шафееву Р.Ш. лекарственного препарата Рисдиплам («Эврисди»). Лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Рисдиплам, торговое наименование «Эврисди», зарегистрирован и разрешен к медицинскому применению на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2022 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, применяется для лечения спинальной мышечной атрофии. В целях обеспечения данным лекарственным препаратом Шафеев Р.Ш. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство здравоохранения <адрес>, однако до настоящего времени необходимым лекарственным препаратом истец не обеспечен. Полагая, что его право на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом нарушено, а его заболевание приводит к сокращению продолжительности жизни, Шафеев Р.Ш. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Истец Шафеев Р.Ш. в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Шафеева Р.Ш. – Шафеева Н.И., Слободчикова О.Б., действующие на основании доверенностей, исковые требования полностью поддержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> – Кодоркина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на доводы письменного отзыва.
Представитель третьего лица ГБУЗ <адрес> «Сызранская центральная городская и районная больница» – Титов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражал, поддержал позицию представителя ответчика Министерства здравоохранения <адрес>, пояснив также, что больницей были предприняты все меры для обеспечения Шафеева Р.Ш. данным лекарственным препаратом.
Представитель третьего лица Министерства управления финансами <адрес> в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Шафеев Радик Шамилевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием «Спинальная мышечная атрофия 3 типа», является инвалидом с детства, инвалидность первой группы бессрочно (л.д. 16).
Согласно выписке из протокола заседания врачебной подкомиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр неврологии» <адрес> по назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28), пациенту Шафееву Радику Шамилевичу по жизненным показаниям назначается лекарственный препарат Рисдиплам в дозе 5 мг/сут ежедневно постоянно и длительно.
Из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «Сызранская центральная городская и районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55) следует, что Шафееву Р.Ш. по жизненным показаниям необходим препарат Рисдиплам (Эврисди) для лечения на постоянной и длительной основе, ежедневно 5 мг 1 раз в сутки, годовая потребность 32 флакона.
В соответствии с выпиской из карты амбулаторного больного Шафеева Р.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), проведенное Шафееву Р.Ш. симптоматическое лечение без положительной динамики.
На обращение Шафеева Р.Ш. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство здравоохранения <адрес> для обеспечения его бесплатно лекарственным препаратом Рисдиплам пожизненно (л.д. 29-32), полученным Министерством здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), Министерство здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сообщило ему, что формируется пакет необходимых документов, который будет направлен в Министерство здравоохранения <адрес> для решения о необходимости назначения лекарственного препарата Рисдиплам (Эврисди). Впоследствии при возникновении вопросов по оказанию медицинской помощи рекомендовано обращаться в поликлинику по месту прикрепления полиса ОМС.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела решением комиссии при Министерстве здравоохранения <адрес> по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи от ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ <адрес> «Сызранская центральная городская и районная больница» рекомендовано взять на контроль оказание медицинской помощи пациенту Шафееву Р.Ш., направить заявку о количестве лекарственного препарата Рисдиплам в ГКУ СО «Самарафармация» посредством системы ЦМИС УЛЛО, каждые 3 месяца совместно с главными внештатными специалистами Министерства по неврологии и медицинской генетике проводить оценку эффективности терапии препаратом Рисдиплам и уведомлять Министерство о достигнутых результатах. Директору ГКУ СО «Самарафармация» рекомендовано принять меры по обеспечению Шафеева Р.Ш. лекарственным препаратом Рисдиплам в соответствии с заявками медицинской организации за счет имеющихся средств федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения.
До настоящего времени Шафеев Р.Ш. лекарственным препаратом Рисдиплам («Эврисди») не обеспечен.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей).
Согласно статье 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечиваются потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными.
В соответствии со статьями 10, 25 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими гражданами; они признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, в связи с чем принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения.
В силу Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности» (Правило 2 п. 6).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. При этом приоритетной является защита права граждан на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу положений ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №). Согласно названному Перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 1 группы.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> осуществляется, в частности, обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение организации обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания регулируется частью 5 статьи 37, статьей 48, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", от ДД.ММ.ГГГГ №н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – <адрес>) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение), Министерство здравоохранения <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории <адрес>.
Основными задачами Министерства здравоохранения <адрес> в силу указанного Положения являются, в том числе, обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; сохранение и улучшение здоровья населения <адрес>.
Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для обеспечения обязательств государства в части бесплатного лекарственного обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать дополнительные источники финансирования.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложены на Министерство здравоохранения <адрес>.
Шафеев Р.Ш. как инвалид 1 группы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <адрес> имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Лекарственный препарат Рисдиплам («Эврисди») был назначен Шафееву Р.Ш. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр неврологии» <адрес> по назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ и решением врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «Сызранская центральная городская и районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Как следует из материалов гражданского дела, заболевание у истца прогрессирует, его состояние ухудшается, нарастает слабость в конечностях, деформация позвоночника, улучшения состояния здоровья на фоне приема других препаратов не наблюдается.
При таких установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу, что Шафеевым Р.Ш. предприняты все исчерпывающие меры для обеспечения его лекарственным препаратом Рисдиплам («Эврисди»), однако до настоящего времени он данным препаратом не обеспечен.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <адрес> предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.
С учетом того, что лекарственный препарат с торговым наименованием «Эврисди» (Рисдиплам) показан к применению пациенту Шафееву Р.Ш. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии постоянно, необеспечение Министерством здравоохранения <адрес> Шафеева Р.Ш. данным лекарственным препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Таким образом, обеспечение Шафеева Р.Ш. лекарственным препаратом с торговым наименованием «Эврисди» (Рисдиплам) на основании приведенных выше нормативных актов должно осуществляться Министерством здравоохранения <адрес>, однако несмотря на обращение Шафеева Р.Ш. ответчик Министерство здравоохранения <адрес> не обеспечил его данным лекарственным препаратом до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить Шафеева Р.Ш. лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам).
В порядке ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание совокупность представленных сведений о состоянии здоровья Шафеева Р.Ш., прогрессирующем характере заболевания, а также показания к терапии данным лекарственным препаратом как жизненно важной меры, позволяющей повысить выживаемость, учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к невосполнимым потерям здоровья истца, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению. При этом жизнь и здоровье истца не могут быть поставлены в зависимость от необходимости решения процедурных вопросов, связанных с обеспечением лекарственными препаратами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шафеева Радика Шамилевича удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (№) обеспечить Шафеева Радика Шамилевича (паспорт <данные изъяты>) лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) по медицинским (жизненным) показаниям в объеме и дозировке, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, до его отмены.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2023 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова