Дело № 2-1438/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,
при секретаре Деренг К.А.,
с участием:
помощника прокурора Томского района Амантаевой А.А.,
представителя ответчика ООО «ЭКМО» Сударчиковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1438/2018 по иску прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Томский район», муниципального образования «Моряковское сельское поселение» к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКМО» о понуждении к устранению требований Закона при эксплуатации полигона ТБО,
у с т а н о в и л:
прокурор Томского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Томский район», муниципального образования «Моряковское сельское поселение» обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (далее по тексту ООО «ЭКМО») (с учетом уточнения первого требования) об обязании не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, в соответствие с требованиями пунктов 2.1, 2.4, 2.8, 2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, а именно: указывать в журнале регистрации твердых бытовых отходов номер маршрута, массу принятых отходов, изолировать уплотненные слои отходов грунтом в соответствии с требованиями п.2.4 и 2.8 Инструкции, установить переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте в соответствии с требованиями п. 2.10 Инструкции, обязании не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении эксплуатируемого полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область Томский район, окр. д. Нелюбино: разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязании не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух полигоном твёрдых бытовых отходов, расположенным по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, за 2017 год, и представить декларацию о плате за отчетный период в Управление Росприроднадзора по Томской области, обязании не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, обязании не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу<адрес>, в соответствие с требованиями пунктов 2.3, 4.2, 4.5, 4.7, 6.5, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, а именно: 1) обеспечить бетонирование (асфальтирование) территории хозяйственной зоны полигона; 2) обеспечить освещение рабочей карты полигона, территории хозяйственной зоны полигона; 3) устроить подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод; 4) оборудовать сооружения по контролю качества грунтовых и поверхностных вод емкостями для водоотлива или откачки воды перед взятием проб; 5) произвести анализы проб атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны полигона по показателям метан, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол; 6) произвести анализы проб почвы на полигоне по показателям нитриты, общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов; 7) обеспечить разработку и утверждение инструкции по приему бытовых отходов, программы (плана) производственного контроля полигона, обязании с момента вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, с нарушениями условий концессионного соглашения № 3 от 01.09.2010, а именно: в отсутствие согласия Администрации Моряковского сельского поселения прекратить размещение на полигоне отходов, образовавшихся за пределами Моряковского сельского поселения.
В ходе рассмотрения дела истец от части требований отказался. Определением Томского районного суда Томской области от 29.10.2018 отказ принят судом, производство по делу по иску прокурора Томского района Томской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКМО» в части обязания не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и утверждение инструкции по приему бытовых отходов, программы (плана) производственного контроля полигона, обязания с момента вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, с нарушениями условий концессионного соглашения № 3 от 01.09.2010, а именно: в отсутствие согласия Администрации Моряковского сельского поселения прекратить размещение на полигоне отходов, образовавшихся за пределами Моряковского сельского поселения, прекращено.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Томского района по поручению прокуратуры Томской области проведена проверка размещенной в СМИ информации о нарушениях требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в окр. д. Нелюбино Томского района Томской области. Проведенной проверкой установлено, что общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» в соответствии с лицензией № (70)-2118-СТР от 08.11.2016 осуществляет деятельность по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от д. Нелюбино Томского района Томской области (далее по тексту «полигон ТБО»). Эксплуатация полигона ТБО ООО «ЭКМО» осуществляется на основании концессионного соглашения от 01.09.2010 №3, заключенного с Администрацией Моряковского сельского поселения (концедент). В ходе выездной прокурорской проверки 03.08.2018 с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Томской области, Управления Роспотребнадзора по Томской области произведено обследование территории полигона ТБО, в ходе которого установлено, что при его эксплуатации ООО «ЭКМО» допущены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства. Установлено, что деятельность ООО «ЭКМО» по эксплуатации полигона ТБО связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, согласно заключению государственной экологической экспертизы на рабочий проект «Полигон твердых бытовых отходов в с. Нелюбино Томского района Томской области» (утверждено приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области от 09.08.2006 № 0643э/з) источниками загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации полигона ТБО являются: ДВС топлива дорожной техники, обслуживающей полигон; выделение биогаза из карт захоронения отходов в результате их биохимического анаэробного разложения. При этом от полигона ТБО в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: углерода оксид, азота диоксид, ангидрид сернистый, углеводороды (по керосину), сажа, метан, сероводород, аммиак. По результатам лабораторных исследований (испытаний) атмосферного воздуха (проведены 12.04.2018 на основании договора от 05.04.2018 на проведение лабораторных испытаний на объекте полигон ТБО по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино) в атмосферный воздух в 500 м от полигона ТБО поступают следующие загрязняющие вещества: аммиак, сероводород, фенол, формальдегид, бензол, оксид углерода. В ходе проверки зафиксировано осуществление ООО «ЭКМО» эксплуатации полигона ТБО. При этом, осуществляя деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «ЭКМО» допустило осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие предусмотренной законом обязанности по получению нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 16, абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации, деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в процессе которой образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом. ООО «ЭКМО» в 2017 году эксплуатация полигона ТБО осуществлялась, что подтверждается отчетом ООО «ЭКМО» об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017 год; отчетом ООО «ЭКМО» за 2017 года по форме № 2-ТП (отходы). При этом декларацию о плате за 2017 год не предоставило. Тогда как при эксплуатации полигона ТБО ответчиком допускаются нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проверки представлен протокол лабораторных исследований № 398 от 13.04.2018 (атмосферный воздух). Замеры проводились в 500 м от полигона ТБО с наветренной и подветренной сторон. Определяемые показатели: аммиак, сероводород, фенол, формальдегид, бензол, оксид углерода. Превышений ПДК м.р. не зафиксировано. Вместе с тем лабораторные исследования качества атмосферного воздуха по показателям: метан, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, не проведены.
Учитывая изложенное, эксплуатация полигона ТБО с нарушением обязательных требований ухудшает экологическую и санитарно- эпидемиологическую обстановку на соответствующей территории, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания на человека. Несоблюдение ООО «ЭКМО» требований природоохранного и санитарного законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, неисполнение ООО «ЭКМО» обязанности по представлению за 2017 год декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую вреду нарушает интересы Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Томский район» на реализацию бюджетных полномочий при установлении и выполнении расходных обязательств названных публичных образований, невнесение ООО «ЭКМО» денежных средств, подлежащих зачислению в Федеральный, областной бюджеты и бюджет района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: инвалидов, работников бюджетных учреждений и других категорий граждан, поскольку неполучение сумм доходов бюджетов может повлечь задержку в предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление социального обеспечения населения, выплаты заработной платы и т.д. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду также нарушает предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку неисполнение доходной части бюджета может создать препятствия для финансирования деятельности уполномоченных органов и организаций в сфере охраны окружающей среды. Неконтролируемое размещение на полигоне ТБО, предназначенном для обслуживания нужд Моряковского сельского поселения, отходов, образовавшихся за его пределами, нарушает права жителей Моряковского сельского поселения на благоприятную санитарно- эпидемиологическую обстановку на территории поселения ввиду угрозы закрытия полигона ранее установленного концессионным соглашением срока 15 лет.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Амантаева А.А. исковые требования с учетом отказа от части требований и их изменения, поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ООО «ЭКМО» обязано соблюдать требования Закона, и от указанной обязанности не освобождает ранее утвержденный проект размещения полигона. Доказательств того, что обязанность ответчиком исполняется надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не представлено. Сроки в шесть и три месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом законодательно установленных сроков выполнения необходимых работ, являются разумными.
Материальные истцы Муниципальное образование «Моряковское сельское поселение», Муниципальное образований «Томский район» извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей.
Представитель ответчика ООО «ЭКМО» Сударчикова А.И., действующая на основании доверенности от 27.03.2018, сроком действия один год, против удовлетворения требований возражала, указав, что в соответствии с договором они имеют право только эксплуатировать полигон, который сооружен в соответствии с проектом, которым освещение не предусмотрено, а также не предусмотрено асфальтирование. Они не имеют права вносить изменения в проект и производить переоборудование полигона. Возможно только строительство других очередей полигона. Переносные сетчатые ограждения около мест разгрузки и складирования отходов имеются, а также уплотняются слои отходов, что подтверждается фототаблицей. Относительно требования указать в журнале регистрации ТБО номер маршрута и массу принятых отходов, данные нарушения были устранены, в журнал внесены данные графы, которые заполняются, что подтверждается журналом, представленным в материалы дела. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для ООО «ЭКМО» разработан и утвержден.
Выслушав пояснения представителей процессуального истца и ответчика, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При этом, согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и презумпции экологической опасности планируемой деятельности.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.05.2008 года. Сведения внесены в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается сведениями единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15.08.2018.
На основании лицензии № (70)-2118-СТР от 08.11.2016 года ООО «ЭКМО» осуществляет сбор отходов III класса опасности, сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, транспортирование IV класса опасности, размещение отходов III класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.
Из представленного в материалы дела концессионного соглашения № 3 от 01.09.2010 года следует, что между Администрацией Моряковского сельского поселения (концедент) и ООО «ЭКМО» (концессинер) заключено концессионное соглашение.
В соответствии с п. 1 разд. I соглашения, концессионер обязуется за свой счет улучшить муниципальное имущество - полигон твердых бытовых отходов по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, - право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять строительство, ввод в эксплуатацию новых очередей полигона твердых бытовых отходов для Моряковского сельского поселения, в соответствии с проектно- сметной документацией; осуществлять деятельность, связанную с приемом, переработкой, утилизацией (захоронением) твердых бытовых отходов и малоопасных промышленных отходов 4, 5, частично 3 класса опасности; соблюдать все иные условия концессионного соглашения, связанные с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п.2 разд.VII концессионер обязан осуществлять связанную использованием объекта соглашения деятельность в пределах территории Моряковского сельского поселения (далее - территория обслуживания). Осуществление указанной деятельности за пределами территории обслуживания допускается исключительно с согласия концедента.
Полигон ТБО, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино внесен в государственный реестр объектов размещения отходов 21.03.2015 под № 70-00106-З-00272-310315, поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством CERFULIM от 20.04.2018.
В соответствии с решением о проведении прокурорской проверки № 2-407в-2018 от 25.08.2018 в период с 26.07.2018 по 24.08.2018 проведена проверка исполнения ООО «ЭКМО» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона ТБО в районе с.Нелюбино Томского района.
В ходе выездной проверки 03.08.2018 года установлено, что ООО «ЭКМО» в соответствии с лицензией № (70)-2118-СТР от 08.11.2016 осуществляет деятельность по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от д. Нелюбино Томского района Томской области.
При этом, с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Томской области, Управления Роспотребнадзора по Томской области произведено обследование территории полигона ТБО, в ходе которого установлено, что при его эксплуатации ООО «ЭКМО» допущены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства, указанные прокурором в иске, что также подтверждается справкой государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Д.А. Михайловой, справкой главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области О.Н. Смоляковой, актом проверки Прокуратуры Томского района Томской области от 03.08.2018 года.
Из содержания акта проверки от 03.08.2018 следует, что на момент проверки использовался 1 участок (карта), где происходила разгрузка, карта представляет собой насыпь неизолированных и неуплотненных отходов высотой свыше 2 м. Работа бульдозеров или катков уплотнителей на полигоне в момент проверки не зафиксирована. Промежуточная изоляция уплотненного слоя в соответствии с п.5.1 СП 2.1.7.1038-01 не осуществляется, переносные сетчатые ограждения отсутствуют.
В материалы дела представлено заключение №0643-э экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам: рабочий проект «Полигон твердых бытовых отходов в с. Нелюбино Томского района Томской области» от 09.08.2006, где установлено, что источниками загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации полигона ТБО являются: ДВС топлива дорожной техники, обслуживающей полигон; выделение биогаза из карт захоронения отходов в результате их биохимимического анаэробного разложения. При этом от полигона ТБО в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: углерода оксид, азота диоксид, ангидрид сернистый, углеводороды (по керосину), сажа, метан, сероводород, аммиак.
Из представленного в материалы дела протокола лабораторных исследований (испытаний) № 398 В от 13.04.2018 года следует, что проведено исследование атмосферного воздуха на объекте полигон ТБО по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, указанно, что в атмосферный воздух в 500 м от полигона ТБО поступают следующие загрязняющие вещества: аммиак, сероводород, фенол, формальдегид, бензол, оксид углерода.
Абзацем 4 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух отнесен к компонентам природной среды. Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ).
Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 96-ФЗ предусматривает, что в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно ч.ч. 1,3 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы - нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Разработка предельно допустимых выбросов является обязанностью юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (абз. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ).
При этом ч.ч. 1, 5 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ч.1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В материалы дела стороной ответчика представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО», санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.09.2018, которым удостоверено, что требования, установленные в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, и заявление, поданное руководителю территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.10.2018, об установлении нормативов предельно допустимых выбросов.
Вместе с тем, названные доказательства лишь подтверждают факт отсутствия у ООО «ЭКМО» и признание ответчиком необходимости получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Доказательств обратного не представлено. В связи с чем, суд находит требование в данной части подлежащим удовлетворению.
При этом, не усматривает оснований для обязания ответчика разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку проект разработан, представлен в материалы дела, представленным в материалы дела санитарно-эпидемиологическим заключением от 25.09.2018 утвержден.
Пунктами 1, 3 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Томской области и действует на основании «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 398.
Согласно п.п. 4.1.4 п.4 Положения об Управлении, Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов).
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории ( абз.1 ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Доказательств того, что ООО «ЭКМО» произвело исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух полигоном твёрдых бытовых отходов, расположенным по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, за 2017 год, и представило декларацию о плате за отчетный период в Управление Росприроднадзора по Томской области, тогда как в указанный период деятельность ООО «ЭКМО» осуществлялась, что подтверждается отчетами ответчика за указанный период, суду не представлено. В связи с чем суд полагает необходимым требования прокурора Томского района Томской области в данной части удовлетворить.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) предусматривают необходимость разработки проекта санитарно-защитных зон и его утверждения.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах, учитывая род деятельности ООО «ЭКМО», обязанность разработки последним проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов и его утверждение, вопреки утверждению представителя ответчика, предусмотрена положениями действующего законодательства.
Доказательств того, что проект разработан и утвержден, стороной ответчика не представлено. В связи с чем суд приходит к выводу, что требование прокурора Томского района Томской области об обязании ООО «ЭКМО» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, подлежит удовлетворению.
Вопреки утверждению стороны ответчика, полученное санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.09.2005 года, удостоверяющее, что требования, установленные в проектной документации по отводу земельного участка под строительство полигона для твердых бытовых отходов по адресу: Томский район, окр. с.Нелюбино соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, не исключает обязанности ответчика на разработку и утверждение проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, поскольку в соответствии с лицензией ООО «ЭКМО» осуществляет сбор отходов и транспортирование отходов III класса опасности.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Проектирование и эксплуатация полигонов ТБО регламентированы Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996.
Согласно п.2.1 Инструкции, учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в "Журнале регистрации ТБО", форма журнала приведена в Приложении 2.
В соответствии с п.2.4 Инструкции выгруженные из машин ТБО складируются на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты). Устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5 м (для траншейных карт - 12 м), длина 30 - 150 м. Бульдозеры сдвигают ТБО на рабочую карту, создавая слои высотой до 0,5 м. За счет 5 - 10 уплотненных слоев создается вал с пологим откосом высотой 2 м над уровнем площадки разгрузки мусоровозов. Вал следующей рабочей карты "надвигают" к предыдущему (складированием по методу "надвига"). При этом методе отходы укладывают снизу вверх. Схема укладки отходов методом "надвига" приведена на рис. 9.
Уплотненный слой ТБО высотой 2 м изолируется слоем грунта 0,25 м (при обеспечении уплотнения в 3,5 раза и более допускается изолирующий слой толщиной 0,15). Разгрузка мусоровозов перед рабочей картой должна осуществляться на слое ТБО, со времени укладки и изоляции которого прошло более 3 мес. (по мере заполнения карт фронт работ отступает от ТБО, уложенных в предыдущие сутки).
Складирование ТБО методом "сталкивания" осуществляется сверху вниз. Высота откоса должна быть не более 2,5 м. При методе "сталкивания" в отличие от метода "надвига" мусоровозный транспорт разгружается на верхней изолированной поверхности рабочей карты, образованной в предыдущий день. По мере заполнения карт фронт работ движется вперед по уложенным в предыдущие сутки ТБО.
В соответствии с п. 2.8 Инструкции промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305 - 0,75 м. Разработка грунта и доставка его на рабочую карту производится скреперами. Схема подачи грунта для изоляции ТБО на рабочих картах показана на рис. 13.
Нормы времени в часах на разработку и перемещение грунта скреперами приведены в ЕНиР, сб. 2, 2-1-14. Оценка дополнительного разравнивания и уплотнение грунта осуществляется по ЕНиР, сб. 2, 2-1-15. Работа по изоляции строительными отходами нормируется как грунтом II группы.
В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.).
В виде исключения в зимний период допускается применять для изоляции снег, подаваемый бульдозерами с ближайших участков.
В весенний период, с установлением температуры свыше 5 °C, площадки, где была применена изоляция снегом, покрываются слоем грунта. Укладка следующего яруса ТБО на изолирующий слой из снега недопустима.
Пунктом 2.10 Инструкции установлено, что переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов. Высота ограждений - 4 - 4,5 м. Рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40 - 50 мм. Ширина щитов принимается 1 - 1,5 м.
Регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должны обеспечивать возможность выполнения работ без перестановки щитов в течение не менее недели.
Таким образом, положениями приведенной выше Инструкции прямо предусмотрен установленный порядок промежуточной изоляции слоев твердых бытовых отходов, определены нормативы промежуточной изоляции и установки переносных сетчатых ограждений.
Стороной ответчика представлен акт осмотра, составленный руководителем ООО «ЭКМО», фототаблица. Иных доказательств не представлено. Вместе с тем, из представленных доказательств не усматривается исполнение ответчиком положений Инструкции при изоляции слоев твердых бытовых отходов и установке переносных сетчатых ограждений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора Томского района Томской области в части обязания изолировать уплотненные слои отходов грунтом в соответствии с требованиями п.2.4 и 2.8 Инструкции, установить переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте в соответствии с требованиями п. 2.10 Инструкции, подлежат удовлетворению.
Требование обязать ООО «ЭКМО» указывать в журнале регистрации твердых бытовых отходов номер маршрута, массу принятых отходов, удовлетворению не подлежит, поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлен журнал регистрации твердых бытовых отходов, в который внесены изменения, включены графы, отражающие учет массы принятых отходов и номер маршрута.
Как следует из пояснений представителя ответчика, изменения в журнале учета произведены во исполнение предписания прокурора Томского района по устранению нарушений требований законодательства.
В соответствии с п.2.3. СП 2.1.7.1038-01. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (п.4.2. СП 2.1.7.1038-01).
Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов (п.4.5. СП 2.1.7.1038-01).
К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб (п.4.7. СП 2.1.7.1038-01).
Согласно п.6.5. СП 2.1.7.1038-01. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований.
Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно - защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения (п.6.8. СП 2.1.7.1038-01).
Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН (п.6.9. СП 2.1.7.1038-01).
Достоверных доказательств того, что указанные выше положения санитарных норм ответчиком соблюдены при эксплуатации полигона ТБО, суду не представлено, тогда как имеющиеся нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.08.2018, справкой государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Д.А. Михайловой, справкой главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области О.Н. Смоляковой.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Смолякова О.Н. пояснила, что она участвовала в проверки ООО «ЭКМО» в качестве специалиста. В ходе проверки было установлено, что отсутствует бетонирование, освещение, при разгрузке отсутствовали переносные сетчатые, отсутствовала пространственная изоляция, а летом она ежесуточно, отсутствовали, полный перечень лабораторных исследований. Указала, что если правилами предусмотрены необходимые мероприятия, они должны исполняться.
Факт наличия нарушений подтверждается постановлением о назначении административного наказания №А-354 от 03.09.2018, постановлением о назначении административного наказания А-357 от 03.09.2018, постановлением о назначении административного наказания А-355 от 03.09.2018, постановлением о назначении административного наказания А-356 от 03.09.2018, постановлением о назначении административного наказания №8.4 от 28.08.2018.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным требования прокурора Томского района Томской области в части обязания ответчика обеспечить бетонирование (асфальтирование) территории хозяйственной зоны полигона, обеспечить освещение рабочей карты полигона, территории хозяйственной зоны полигона, устроить подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод, оборудовать сооружения по контролю качества грунтовых и поверхностных вод емкостями для водоотлива или откачки воды перед взятием проб, произвести анализы проб атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны полигона по показателям метан, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, произвести анализы проб почвы на полигоне по показателям нитриты, общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов, удовлетворить.
Утверждение представителя ответчика о том, что рабочий проект полигона ТБО не предусматривает наличие освещения, и бетонирование, не может быть принято во внимание, поскольку санитарные правила прямо предусматривают необходимость указанных мероприятий при организации и деятельности полигона ТБО. полигона.
При этом, суд учитывает короткую продолжительность дневного освещения, в том числе и в зимнее время года, продолжительность суточной деятельности полигона. Доказательств того, что полигон осуществляет деятельность лишь в светлое время суток, стороной ответчика не представлено.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер спорного правоотношения, пояснения в судебном заседании представителей истца и ответчика, пояснения свидетеля, сроки, в течение которых нарушения фактически могут быть устранены, суд полагает возможным согласиться с требованием прокурора Томского района Томской области, сочтя указанные в иске сроки для исполнения решения суда разумными для совершения обозначенных выше действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Пунктом 1 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что до подачи искового заявления в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину.
Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Томского района Томской области, - удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, в соответствие с требованиями пунктов 2.4, 2.8, 2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, а именно: изолировать уплотненные слои отходов грунтом в соответствии с требованиями п.2.4 и 2.8 Инструкции, установить переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте в соответствии с требованиями п. 2.10 Инструкции.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении эксплуатируемого полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область Томский район, окр. д. Нелюбино получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух полигоном твёрдых бытовых отходов, расположенным по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, за 2017 год, и представить декларацию о плате за отчетный период в Управление Росприроднадзора по Томской области.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Нелюбино, в соответствие с требованиями пунктов 2.3, 4.2, 4.5, 4.7, 6.5, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, а именно: 1) обеспечить бетонирование (асфальтирование) территории хозяйственной зоны полигона; 2) обеспечить освещение рабочей карты полигона, территории хозяйственной зоны полигона; 3) устроить подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод; 4) оборудовать сооружения по контролю качества грунтовых и поверхностных вод емкостями для водоотлива или откачки воды перед взятием проб; 5) произвести анализы проб атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны полигона по показателям метан, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол; 6) произвести анализы проб почвы на полигоне по показателям нитриты, общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий-
Председательствующий
судья Томского районного суда С.А. Стерехова