Дело №12-313/2018
Р Е Ш Е Н И Е
12 июля 2018 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,
с участием защитника ООО УК «Ремжилсервис» Ивлева И.С., действующего на основании доверенности от 02.05.2018 года,
помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Иванникова М.В., действующей на основании доверенности от 09.07.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» на постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года общество с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (л.д.47-48).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО УК «Ремжилсервис» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, снизив административный штраф до 125 000 руб.
В обоснование жалобы указав, что проверка была проведена без вынесения приказа и распоряжения руководителя о проведении внеплановой выездной проверки по правилам ст. 14 ФЗ № 294. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается нарушение Правил благоустройства территории городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы № 190-II от 19.06.2008 г.
В соответствии с главой VIII Правил благоустройства территории городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежем городской Думы № 190-II от 19.06.2008 г., ответственность за нарушение настоящих Правил устанавливается в соответствии с Законом Воронежем области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 8 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица Государственной жилищной инспекции Воронежской области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 33, 35 - 37 настоящего Закона.
Таким образом, по мнению заявителя, квалификация действий ООО УК «Ремжилсервис» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не является верной, поскольку имеется специальная норма ответственности, за совершенное правонарушение предусмотренная ст.33,35-37 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» (л.д.53-57).
В судебном заседании защитник ООО УК «Ремжилсервис» Ивлев И.С., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Иванников М.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражал, находит постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО УК «Ремжилсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №036-000189 от 14.07.2015 г.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в п. 26 которого конкретизированы работы, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО УК «Ремжилсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №036000189 от 14.07.2015 г. (л.д. 30), осуществляет управление многоквартирными домами № 46/2, № 46/3, № 46/4, расположенными по ул. Владимира Невского г. Воронежа.
22.03.2018 г. в 15 час. 48 мин. был произведен осмотр жилых зданий и их придомовой территории по адресу: г. Воронеж, ул. Вл. Невского, 46/2, 46/3, 46/4.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
в нарушение п.п. 3.7.17 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, раздела III п. 24,25 Постановления правительства от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» урны полностью отсутствуют у придомовой территории жилого дома № 46/3, а на придомовой территории жилых домов № 46/2 и 46/4 урны переполнены;
в нарушение п.п. 3.7.15 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, бункер - наполпитель либо специально отведенная площадка, предназначенная для сбора крупногабаритных отходов, на территории домовладения не обозначены;
в нарушение раздела III п. 26 Постановления правительства от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, надлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью гражданина, вреда животным, растениям и окружающей среде», организованные места сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и т.д.) на территории домовладения не обозначены;
в нарушение п.п. 2.6.2 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, раздела I п. 9 Постановления Правительства от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», фасады жилых домов № 46/4, № 46/3 имеют видимые трещины, а также выпачканы посторонней краской, а дом № 46/2 выпачкан посторонней краской;
в нарушение п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», на территории домовладения урны с мусором полные, контейнеры с мусором полные, мусор не вывезен.
В нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», хранится мусор на лестничных площадках подвальных помещений домов № 46/3 и № 46/4;
в нарушение п.п. 3.4.1, 3.4.7 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, с боковой стороны жилого дома № 46/4 разбито вентиляционное окно в подвал данного жилого дома и отсутствует вентиляционная решетка соседнего вентиляционного отверстия;
нарушение п.п. 4.8.14 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, в подъезде жилого дома №46/3 частично отсутствует освещение.
По результатам проведенной проверки был составлен акт осмотра от 22.03.2018 г. с приложением фототаблиц (л.д. 12-20).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Исходя из смысла указанной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, материалов, полученных в ходе таких мероприятий, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ при наличии повода и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место его вынесения, должность, фамилия и инициалы лица, его вынесшего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В части 1 статьи 28.4 КоАП РФ перечислены дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, которой установлены требования к составлению протокола об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.04.2018 года г. в отношении ООО УК «Ремжилсервис» о совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.2-10), копия которого была направлена в адрес ООО УК «Ремжилсервис».
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановление отражены.
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Таким образом, все представленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО УК «Ремжилсервис» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения образуют в действиях ООО УК «Ремжилсервис» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.33,35-37 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», основаны на ином толковании закона.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3 - 1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных норм закона следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом, или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
В силу Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Решением Воронежской городской Думы №-II утверждены Правила благоустройства территории городского округа г.Воронеж, устанавливающие единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, для всех юридических и физических лиц.
Согласно п. 51 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Статей 192 ЖК РФ также предусмотрено, что предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 ЖК РФ случая. Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 193 ЖК РФ. В настоящее время утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.
Поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании), осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над нормами, применяемыми ко всем другим лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
К административной ответственности по статье 33. Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» могут быть привлечены иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений и осуществляющие указанную деятельность без лицензии.
Действия ООО УК «Ремжилсервис» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Постановление о привлечении ООО УК «Ремжилсервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Санкция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.
Исходя из изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО УК «Ремжилсервис», отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав ООО УК «Ремжилсервис» что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении ООО УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению в части назначенного ООО УК «Ремжилсервис» административного наказания, со снижением размера административного штрафа до 125 000 руб.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» административного штрафа до 125 000 рублей (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: Е.Ю. Курындина
Дело №12-313/2018
Р Е Ш Е Н И Е
12 июля 2018 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,
с участием защитника ООО УК «Ремжилсервис» Ивлева И.С., действующего на основании доверенности от 02.05.2018 года,
помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Иванникова М.В., действующей на основании доверенности от 09.07.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» на постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года общество с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (л.д.47-48).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО УК «Ремжилсервис» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, снизив административный штраф до 125 000 руб.
В обоснование жалобы указав, что проверка была проведена без вынесения приказа и распоряжения руководителя о проведении внеплановой выездной проверки по правилам ст. 14 ФЗ № 294. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается нарушение Правил благоустройства территории городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы № 190-II от 19.06.2008 г.
В соответствии с главой VIII Правил благоустройства территории городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежем городской Думы № 190-II от 19.06.2008 г., ответственность за нарушение настоящих Правил устанавливается в соответствии с Законом Воронежем области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 8 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица Государственной жилищной инспекции Воронежской области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 33, 35 - 37 настоящего Закона.
Таким образом, по мнению заявителя, квалификация действий ООО УК «Ремжилсервис» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не является верной, поскольку имеется специальная норма ответственности, за совершенное правонарушение предусмотренная ст.33,35-37 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» (л.д.53-57).
В судебном заседании защитник ООО УК «Ремжилсервис» Ивлев И.С., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Иванников М.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражал, находит постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО УК «Ремжилсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №036-000189 от 14.07.2015 г.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в п. 26 которого конкретизированы работы, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО УК «Ремжилсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №036000189 от 14.07.2015 г. (л.д. 30), осуществляет управление многоквартирными домами № 46/2, № 46/3, № 46/4, расположенными по ул. Владимира Невского г. Воронежа.
22.03.2018 г. в 15 час. 48 мин. был произведен осмотр жилых зданий и их придомовой территории по адресу: г. Воронеж, ул. Вл. Невского, 46/2, 46/3, 46/4.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
в нарушение п.п. 3.7.17 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, раздела III п. 24,25 Постановления правительства от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» урны полностью отсутствуют у придомовой территории жилого дома № 46/3, а на придомовой территории жилых домов № 46/2 и 46/4 урны переполнены;
в нарушение п.п. 3.7.15 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, бункер - наполпитель либо специально отведенная площадка, предназначенная для сбора крупногабаритных отходов, на территории домовладения не обозначены;
в нарушение раздела III п. 26 Постановления правительства от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, надлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью гражданина, вреда животным, растениям и окружающей среде», организованные места сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и т.д.) на территории домовладения не обозначены;
в нарушение п.п. 2.6.2 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, раздела I п. 9 Постановления Правительства от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», фасады жилых домов № 46/4, № 46/3 имеют видимые трещины, а также выпачканы посторонней краской, а дом № 46/2 выпачкан посторонней краской;
в нарушение п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», на территории домовладения урны с мусором полные, контейнеры с мусором полные, мусор не вывезен.
В нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», хранится мусор на лестничных площадках подвальных помещений домов № 46/3 и № 46/4;
в нарушение п.п. 3.4.1, 3.4.7 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, с боковой стороны жилого дома № 46/4 разбито вентиляционное окно в подвал данного жилого дома и отсутствует вентиляционная решетка соседнего вентиляционного отверстия;
нарушение п.п. 4.8.14 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 №170, в подъезде жилого дома №46/3 частично отсутствует освещение.
По результатам проведенной проверки был составлен акт осмотра от 22.03.2018 г. с приложением фототаблиц (л.д. 12-20).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Исходя из смысла указанной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, материалов, полученных в ходе таких мероприятий, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ при наличии повода и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место его вынесения, должность, фамилия и инициалы лица, его вынесшего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В части 1 статьи 28.4 КоАП РФ перечислены дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, которой установлены требования к составлению протокола об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.04.2018 года г. в отношении ООО УК «Ремжилсервис» о совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.2-10), копия которого была направлена в адрес ООО УК «Ремжилсервис».
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановление отражены.
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Таким образом, все представленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО УК «Ремжилсервис» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения образуют в действиях ООО УК «Ремжилсервис» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.33,35-37 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», основаны на ином толковании закона.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3 - 1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных норм закона следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом, или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
В силу Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Решением Воронежской городской Думы №-II утверждены Правила благоустройства территории городского округа г.Воронеж, устанавливающие единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, для всех юридических и физических лиц.
Согласно п. 51 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Статей 192 ЖК РФ также предусмотрено, что предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 ЖК РФ случая. Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 193 ЖК РФ. В настоящее время утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.
Поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании), осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над нормами, применяемыми ко всем другим лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
К административной ответственности по статье 33. Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» могут быть привлечены иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений и осуществляющие указанную деятельность без лицензии.
Действия ООО УК «Ремжилсервис» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Постановление о привлечении ООО УК «Ремжилсервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Санкция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.
Исходя из изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО УК «Ремжилсервис», отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав ООО УК «Ремжилсервис» что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении ООО УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению в части назначенного ООО УК «Ремжилсервис» административного наказания, со снижением размера административного штрафа до 125 000 руб.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» административного штрафа до 125 000 рублей (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 12 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области Н.Г. Чевычаловой от 07.05.2018 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью УК «Ремжилсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: Е.Ю. Курындина