Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-511/2022 ~ М-79/2022 от 21.01.2022

дело № 2-511/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 06 апреля 2022 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Ламбиной А.В.,

с участием представителя истца – Тихомировой А.А., представителя ответчика – Айвазова С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лопатина Василия Васильевича к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Лопатин В.В. обратился в суд с иском к МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает рабочим по обслуживанию и текущему ремонту зданий.

13.09.2021 г. истцу вручено уведомление о вакцинации от коронавируса в срок до 20.09.2021 г. или предоставлении письменного отказа от вакцинации в срок до 15.09.2021 г.

Приказом от 20.12.2021 г. работодатель отстранил истца от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции, с данным приказом истец был ознакомлен 21.12.2021 г.

Отстранение от работы считает незаконным, поскольку информация о факте медицинского вмешательства, об отказе от медицинского вмешательства является сведениями, составляющими врачебную тайну, и информацией о частной жизни, а также специальной категорией персональных данных, которые работодатель не имеет права запрашивать, а истец (работник) имеет право не предоставлять.

В соответствии со ст. ст. 23, 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диагностика (тестирование) и профилактика заболеваний, в том числе профилактические прививки, являются видами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, возможно только с письменного согласия гражданина.

В силу п. 4 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных.

При этом ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе, состояния здоровья, не допускается без согласия субъекта персональных данных за некоторыми исключениями, которые в рассматриваемой ситуации не имеют места быть.

Согласно ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций.

На сегодняшний день, все существующие вакцины, зарегистрированные на территории России против новой коронавирусной инфекции официально находятся на разных стадиях клинических исследований, таким образом, речь на данный момент идет о медицинском эксперименте, в связи с чем, отсутствуют гарантии безопасности и эффективности вакцин, сама вакцинация рискованная и небезопасная. Кроме того, принуждение к участию в медицинских экспериментах, запрещено международным правом и российским законодательством, Конституцией РФ. Основной принцип, сформулированный Нюрнбергским кодексом (1947) по итогам Нюрнбергского трибунала, провозглашает недопустимость принуждения к участию в медицинских экспериментах.В дальнейшем указанный принцип нашел свое отражение в целом ряде международных конвенций: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Хельсинская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (1964), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Правила надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза (2016).

Недавняя резолюция 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении коронавируса была призвана напомнить государствам-членам СЕ о недопустимости принуждения к вакцинации и дискриминации отказавшихся прививаться от коронавирусной инфекции.

Часть 2 статьи 21 Конституции РФ провозглашает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", участие пациентов в клинических исследованиях лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным.

Кроме того, отстранение на основании постановления главного государственного санитарного врача не соответствует закону.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" предписана вакцинация отдельных категорий граждан по эпидемическим показаниям.

Полномочия главных государственных санитарных врачей регионов исчерпывающе определены ст. 50 и ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарные врачи имеют право выносить мотивированные постановления о:

- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

-проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Главный государственный санитарный врач по Красноярскому краю постановлением от 23 июля 2021 года № 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» на сегодняшний день постановил обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ, отстранение от работы возможно по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, в постановлении главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» не предусмотрены требования об отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний.

Принуждение работников к вакцинации против коронавирусной инфекции недопустимо, и их отстранение от работы противоречат закону и является дискриминацией в сфере труда.

Часть 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, N 197-ФЗ от 30.12.2001 (далее - ТК РФ) запрещает ограничение трудовых прав и свобод по любым обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Согласно части 3 указанной статьи лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Согласно п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 указанного закона, граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Медицинские вмешательства в Российской Федерации добровольны в соответствии с п. 1 ст. 20, пп. 7, 8 п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 20 N 323-ФЗ, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Согласно п. 5 ст. 19 N 323-ФЗ, при получении медицинской помощи пациент имеет право на:

• выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп. 1);

• защиту сведений, составляющих врачебную тайну (пп.8);

• отказ от медицинского вмешательства (пп.7).

С учетом изложенного, считает приказ от 20.12.2021 «Об отстранении от работы» незаконным и нарушающим его трудовые права.

В связи с незаконным отстранением от работы работодатель обязан выплатить среднемесячный заработок за весь период отстранения от работы, а также в силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ за нарушение сроков выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Кроме того, в результате неправомерного поведения работодателя истец понес нравственные страдания, фактически был лишен возможности трудоустройства на новую работу, отстранение от работы без сохранения заработной платы поставило истца в сложное материальное положение.

С учетом уточнённых исковых требований истец просит признать незаконным приказ от 20.12.2021 г. об отстранении от работы, обязать ответчика выплатить ему заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 20.12.2021 и до дня отмены приказа , выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей на день отмены приказа ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

Со стороны представителя ответчика директора МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района Айвазова С.Г. представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать ввиду следующего.

Приказ о проведении вакцинации сотрудников МБУ «Спортивная школа имени Ф.В. Вольфа» был издан 13 сентября 2021 года под номером , в целях сохранения здоровья учащихся, в соответствии с постановлением главного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 № 43, постановлением главного санитарного врача по Красноярскому краю от 14.10.2021 № 52, а также постановлением администрации Енисейского района от 23.08.2021 № 720-п и постановлением администрации Енисейского района от 19.10.2021 № 857-п.

Приказ о вакцинации был доведён до сведения Лопатина В.В. через его непосредственного руководителя - заведующего структурным подразделением Старцева А.И., посредством отправки скан-копии по электронной почте на адрес администрации п. Подтёсово <данные изъяты> (использующегося для постоянного документооборота с подразделением) с последующим телефонным звонком на сотовый телефон ФИО5 и Лопатина В.В.

В составе этого же письма Лопатину В.В. было направлено уведомление о необходимости прохождения вакцинации в срок до 04.10.2021 г., либо предоставлении документа о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, либо письменного отказа от вакцинации в срок до 15.09.2021 г. Уведомление было также доведено 13.09.2021 г. до сведения Лопатина В.В. аналогичным образом через заведующего структурным подразделением ФИО5

В указанные в уведомлении сроки Лопатин В.В. не проинформировал спортивную школу о прохождении вакцинации, не представил документы оналичии медицинских противопоказаний, не представил письменный отказ от вакцинации. Рабочий по обслуживанию зданий Лопатин В.В. подпадает под действие постановления главного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, и подлежит обязательной вакцинации, так как работает на основании трудового договора в спортивном объекте (абзац десятый подпункта 1.1. постановления) - структурном подразделении спортивной школы - спортивном зале (по адресу: 663168, п. Подтёсово, ул. Калинина, 6). Указанный спортивный зал является спортивным объектом согласно Федеральному закону от 30.04.2021 № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", т.к. является объектом недвижимого имущества, предназначенного для проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий. В данном случае - проведения тренировочных занятий по видам спорта «спортивная борьба», «бокс», и проведения соревнований по виду спорта «спортивная борьба». Документов, подтверждающих невозможность вакцинации по медицинским противопоказаниям, с 13.09.2021 до 20.12.2021 Лопатин В.В. не представил. Согласно п. 1.3. постановления администрации Енисейского района от 19.10.2021 г. № 857-п, Лопатин В.В. должен быть проинформирован о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы в случае отказа от вакцинаций при отсутствии медицинских противопоказаний, или переводе на дистанционный режим работы, с 16 декабря 2021 года. Характер трудовой деятельности Лопатина В.В. не предусматривает возможности перевода его на дистанционный режим работы, указанный в пункте 3 постановления главного санитарного врача по Красноярскому краю от 14.10.2021 г. № 52 и подпункте 1.3 постановления администрации Енисейского района от 19.10.2021 № 857-п. Лопатин В.В. по характеру трудовой деятельности в течение рабочей недели взаимодействует с техническим персоналом спортивного объекта и тренерами. Лопатин В.В. сознательно нарушая требования вышеупомянутых постановлений главного санитарного врача Красноярского края, вышеупомянутых постановлений администрации Енисейского района и вышеупомянутого приказа спортивной школы о проведении вакцинации, отказывается от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и тем самым подвергает опасности заражения коронавирусной инфекцией учащихся спортивной школы.

В целях защиты здоровья учащихся спортивной школы представителем было принято решение об отстранении Лопатина В.В. от выполнения обязанностей без сохранения заработной платы. Считает, что законность принятого решения подтверждается также и ст. 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где сказано, что граждане и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющихфедеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Приказ об отстранении Лопатина В.В. был издан и подписан 20 декабря 2021 года, доведён до Лопатина В.В. 20 декабря 2021 посредством электронной почты на адрес администрации п. Подтёсово (использующегося для постоянного документооборота с подразделением) с последующим телефонным звонком на сотовый телефон ФИО5 Досудебную претензию Лопатина В.В. счёл несостоятельной, о чём дал ответ Лопатину В.В. от 29 декабря 2021 года.

От представителя третьего лица администрации Енисейского района поступил отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении требований Лопатина В.В. отказать, приводя доводы о законности и обоснованности принятого директором спортивной школы решения об отстранении от работы Лопатина В.В. не имеющего документально подтвержденных медицинских противопоказаний для вакцинации.

В судебном заседании представитель истца Лопатина В.В. – Тихомирова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что при отстранении истца от работы была нарушена процедура, а именно истцом получено только уведомление, с приказом о вакцинации он не ознакомлен, кроме того, после истечения сроков, определенных для прохождения вакцинации. Со стороны работодателя каких-либо действий не было предпринято, истец не был отстранён от работы, в приказ изменения не вносились.

Истец Лопатин В.В. о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Тихомировой А.А.

В судебном заседании представитель ответчика – директор МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района Айвазов С.Г. исковые требования Лопатина В.В. не признал, поддержал доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица администрации Енисейского района, надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в рамках поданного отзыва на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, Лопатин В.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях на основании трудового договора от 22 сентября 2012 г., работает рабочим по обслуживанию и текущему ремонту зданий по основному месту работы, на полную ставку, прием на работу оформлен приказом г. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истец принят в МБОУ ДОД «ДЮСШ им. Ф.В. Вольфа п. Подтесово».

13.09.2021 г. директором МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района Айвазовым С.Г. издан приказ № 01-03-140 о проведении вакцинации, согласно которому в целях сохранения здоровья учащихся МБУ «СШ им. Ф.В. Вольфа», сохранения здоровья персонала, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 г., постановлением администрации Енисейского района от 23.08.2021 № 720-п всемсотрудникам спортивной школы: пройти обязательную вакцинацию первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции Ковид-19 до 20.09.2021 г., вторым компонентом вакцины до 04.10.2021 г.; проинформировать делопроизводителя ФИО8 о планируемой или проведённой вакцинации; по завершении вакцинации представить сертификат о прохождении вакцинации; в случае имеющихся противопоказаний представить документ, подтверждающий основания отказа от вакцинации. Делопроизводителю ФИО8: организовать учёт хода вакцинации сотрудников СШ; сотрудникам, отказывающимся от вакцинации без наличия противопоказаний, вручить уведомления об отстранении от работы. Сотрудникам, проходящим вакцинацию предоставить день отдыха в день вакцинации от ковида-19 и предоставить один день отдыха после нее. Фельдшеру СШ Коноховой ТВ оказать помощь в прохождении вакцинации в КГБУЗ «ЕРБ» сотрудникам спортивной школы.

14 сентября 2021 г. Лопатин В.В. ознакомлен с уведомлением директора МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района Айвазова С.Г. от 13.09.2021 г. о вакцинации от коронавируса. Согласно уведомлению до истца доведена информация о том, что в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 15.06.2021 г. № 1 для истца, как для сотрудника, который работает в спортивной школе, обязательна вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Указано, что истец обязан пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом вакцины в срок до 20.09.2021 г. Записаться и сделать прививку можно по телефону КГБУЗ «ЕРБ» регистратура 8 (39195) 2-23-50 и в поликлинике при личном обращении или через портал Госуслуги. Вакцинацию вторым компонентом вакцины необходимо сделать в срок до 04.10.2021 г. После вакцинации предложено предоставить делопроизводителю сертификат о вакцинации против коронавируса. Также указано, что если истцом уже сделана прививка, то для подтверждения прививки необходимо в отдел делопроизводителю представить сертификат о вакцинации, если имеются медицинские противопоказания к прививке от коронавируса, то истец может отказаться от прививки с обязательным предоставлением делопроизводителю документа о получении медицинского отвода от вакцинации.

В случае отказа от вакцинации, если отсутствуют противопоказания, указано на то, что истец будет отстранены от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или отмены указанного постановления главного санитарного врача. Письменный отказ от вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 необходимо предоставить до 15.09.2021 г.

Приказом работодателя от 20.12.2021 г. на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказа Минздрава Россииот 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14.10.2021 № 52 Лопатин В.В. отстранен от работы рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 20 декабря 202 1г. и до момента ее прохождения, без сохранения заработной платы.

Не согласившись с данным приказом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая требования истца о признании незаконным приказа о его отстранении от работы, взыскании с ответчика средней заработной платы за период отстранения, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.

При этом суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего достоверного подтверждения доводы стороны истца о нарушении его прав работодателем при принятии решения об отстранении от работы.

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы второй, третий, четвертый, шестой части 2 названной статьи).

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 7).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).

Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.

Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю 23 июля 2021 г. издано постановление N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в соответствии с которым с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в подпунктах 1.1 (работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в том числе в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; ) к 15.12.2021 г.

В соответствии с абзацем 1.9 рекомендовать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края в сферах, указанных в подпунктах 1.1 - 1.7, поддерживать уровень охвата вакцинацией и ревакцинацией против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не менее 80%.

Главой Енисейского района в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.0.1998 № 157-ФЗ «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней», Приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», Постановления Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, принято постановление № 720-п от 23.03.2021 гОб организации проведения профилактических прививок против C0VID-19.

В соответствии с п. 3 данного постановления руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COVID-19. В срок до 15 сентября 2021 года охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 60 процентов от общей численности. Пунктом 6 постановлено довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы, в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, с 16 сентября 2021 года.

Постановлением главы Енисейского района от 19.10.2021 г. № 857-п внесены изменения в постановление от 23.08.2021 г. № 720 - п, пункты 3, 6 постановления изложены в новой редакции, а именно п. 3 «Руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COVID-19. В срок до 15 декабря 2021 года охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 80 процентов от общей численности. Пункт 6 «Довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы, в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, с 16 декабря 2021 года».

Согласно п. 1.3 Устава Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование Енисейский район.

Как следует из пунктов 2.2. и 2.3 Устава 2.2. предметом деятельности Учреждения является реализация программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта, а так же подготовка спортивного резерва в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, реализация комплекса ГТО. Основным видом деятельности Учреждения является организация спортивной подготовки спортсменов по олимпийским видам спорта и неолимпийским видам спорта, направленная на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства, которая осуществляется на основании муниципального задания в соответствии с программами спортивной подготовки и программами подготовки спортивного резерва по видам спорта.

В соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

В соответствии с п. 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для работника Лопатина В.В. осуществляющего трудовую функцию в Муниципальном бюджетном учреждении «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района, т.е. в сфере образования, при отсутствии у него соответствующих медицинских документов, подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинированию, для дальнейшего продолжения работы, в силу вышеприведенных правовых актов прохождение вакцинации против новойкоронавирусной инфекции являлось обязательным.

Поскольку с момента вручения уведомления о необходимости прохождения вакцинации от коронавируса – 14 сентября 2021 г. до 20 декабря 2021 г. истец не представил работодателю документы о прохождении вакцинации, либо документы, подтверждающие наличие у истца медицинских противопоказаний к вакцинированию, работодатель правомерно расценил действия работника как отказ от прохождения вакцинации и принял обоснованное решение об отстранении истца от работы, что в полной мере соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Сам по себе факт отстранения истца от работы в более позднюю дату – 20 декабря 2021 г., в то время как в уведомлении срок вакцинации вторым компонентом установлен до 04.10.2021 г., в данном случае не свидетельствует о нарушении каких-либо прав работника, поскольку не ограничил время истца для принятия решения о вакцинации или предоставления медицинских документов о наличии противопоказаний к вакцинации, а напротив увеличил его. Доводы стороны истца о том, что отстранение от работы должно было последовать сразу после наступления даты 04 октября 2021 г., чего работодателем не было сделано, а, следовательно, отстранения истца от работы 20.12.2021 г. без внесения соответствующих изменений в уведомление и приказ о вакцинации, суд признает несостоятельным, поскольку, как указано выше, нарушений прав истца при его отстранении не установлено.

Как следует из должностной инструкции, утверждённой директором МБУ «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района Айвазовым С.Г. для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, основной рабочей функцией является поддерживание в надлежащем состоянии зданий, проведение текущих ремонтных работ разного профиля, следовательно, вопрос о переводе истца на дистанционное выполнение своих трудовых обязанностей, в силу специфики выполняемой им трудовой функции, рассматриваться работодателем не мог.

Доводы стороны истца о том, что получение от истца сведений о прохождении вакцинации является нарушением его конституционных прав, поскольку сведения о вакцинации составляют врачебную тайну, отклоняются судом.

Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства и проводится только с согласия гражданина (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, статья 1, пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).

Таким образом, законом предусмотрена возможность получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства.

В данном случае работодатель предложил истцу представить сведения о вакцинации для дальнейшего рассмотрения вопроса о продолжении работы, истец воспользовался своим правом и какие-либо медицинские документы в адрес работодателя не представил, в связи с чем, как уже указывалось выше ответчик обоснованно расценил это как отказ от прохождения вакцинации и отстранил истца от работы.

Доводы стороны истца, связанные с вопросами эффективности вакцин против COVID-19, проведения клинических исследований подлежат отклонению, поскольку не входят в предмет доказывания по рассматриваемому трудовому спору.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лопатина Василия Васильевича к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа» Енисейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскание денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 г.

Судья Н.М. Ларионова

2-511/2022 ~ М-79/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лопатин Василий Васильевич
Ответчики
МБУ "Спортивная школа имени Ф.В. Вольфа Енисейского района"
Другие
Администрация Енисейского района
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Ларионова Н.М.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее