Дело № 2- 5230/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2013 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Петровой И.И.,
при секретаре Андросовой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Мобильные телеСистемы» о возложении обязанности ограничить доступ к Интернет-сайтам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском к ответчику об обязании блокировать доступ пользователей к следующим Интернет-сайтам: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com. В обоснование иска указал следующее.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства об организации азартных игр на территории Ленинского района г.Ульяновска выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Так, в ходе мониторинга общедоступной сети Интернет выявлены ресурсы, на которых организованы азартные игры, в форме игр «рулетка», «покер», игровые автоматы: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а так же средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Статьей 171 УК РФ, установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателем, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Кроме того, КоАП РФ предусмотрена ответственность, по ст.14.1 за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационых сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
При этом освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности, как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенными имущественным воздействием на правонарушителя в отличии от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-ресурсам: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com. следует ограничить.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться и суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку определить конкретный круг граждан, которые пользуются и возможно будут пользоваться интернет-услугами ОАО «Мобильные ТелеСистемы», не представляется возможным.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях и доводах иска настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал письменные возражения на и иск, приводя следующие доводы. Указанные сайты действительно содержат запрещенные действующим законодательством РФ материалы. ОАО «МТС», будучи оператором связи, оказывающим на основании выданной лицензии телематические услуги связи, в правовом смысле не является обладателем информации и доменного имени сайта, а также распространителем информации, содержащейся на сайте, а лишь обеспечивает технические возможности по получению информации по желанию пользователя, то есть является проводником (Интернет-провайдером) между хостинг-компаниями и пользователями Интернета. Также, Федеральный закон от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает последовательный порядок ограничения доступа к информации, распространение которой в сети «Интернет» запрещено. Предъявление иска к оператору связи с требованием об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет» не соответствует изложенному в статье 15.1 Закона об информации порядку и нарушают предусмотренную законом последовательность исполнения требовании всеми обязанными субъектами.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению суда, прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации").
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 171.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровой зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.
Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, предусмотрена статьей 14.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, из смысла вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.
Предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр.
Судом установлено, что в ходе мониторинга общедоступной сети Интернет выявлены ресурсы, на которых организованы азартные игры, в форме игр «рулетка», «покер», игровые автоматы: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com.
Указанные сайты как средства массовой информации не зарегистрированы.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, у ОАО «МТС» имеется техническая возможность ограничить доступ к указанным Интернет-сайтам.
С учетом изложенного, суд считает возможным обязать ответчика ограничить доступ абонентов физических и юридических лиц к следующим Интернет-сайтам: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета взыскивается пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» ограничить доступ абонентов физических и юридических лиц к следующим Интернет-сайтам: http://ruletka-onlain.net; http://play-crazy-monkey.com; http://azartplay.com; http://www.igrovieavtomativulkan.com; http://www.vulcan-casino.com; http://www.gaminatorslots.com.
Взыскать с отрытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова