Дело № 2а-571/2021
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 31 мая 2021г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Шавелькиной С.В.,
при секретаре Долговой Е.А.,
с участием в деле:
административного истца - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Ножкиной С.В., действующей на основании доверенности,
административного ответчика – Кулагина В.О.,
прокурора – помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Русяевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Кулагина В.О.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Кулагину В.О. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Кулагин В.О. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21.02.2018г., которым он осужден по ч.1 ст.166, ч.1 ст.167 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ с наказанием назначенным по настоящему приговору частично сложено наказание по приговору Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 17.01.2018г. (по п.п. «а,в» ч.2 ст.158, п. «а» ч.2 ст.166 (3 эпизода), ч.1 ст.166, п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ) окончательно назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Кулагина В.О. признан рецидив преступлений. Срок отбывания осужденным наказания, определенный приговором суда, истекает 16.07.2021г.
Поскольку в местах лишения свободы Кулагин В.О. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения: обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Ножкина С.В. административный иск поддержала, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик – Кулагин В.О. в судебном заседании административный иск не признал.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмот-ренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, админи-стративный надзор устанавливается судом при наличии оснований, преду-смотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовер-шеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Частью 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Кулагин В.О. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21.02.2018г., ко-торым он осужден по ч.1 ст.166, ч.1 ст.167 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ с наказанием назначенным по настоящему приговору частично сложено наказание по приговору Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 17.01.2018г. (по п.п. «а,в» ч.2 ст.158, п. «а» ч.2 ст.166 (3 эпизода), ч.1 ст.166, п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ) окончательно назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Кулагина В.О. признан рецидив преступлений.
Постановлением начальника ФКУ ИК-№ России по Республике Мордовия от 06.08.2019г. Кулагин В.О. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и с 22.08.2019г. переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. Отбывая наказание в местах лишения свободы, характеризуется отрицательно.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, за период отбывания наказания Кулагин В.О. поощрений не имеет, 73 раза наказывался в дисциплинарном порядке, вплоть до перевода в ПКТ (1 раз), водворения в карцер (2 раза) и ШИЗО (18 раз), взыскания не сняты и не погашены.
Таким образом, Кулагин В.О. является совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, при этом, в период отбывания наказания в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В целях предупреждения совершения Кулагиным В.О. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении него административный надзор на срок три года.
Указанный срок административного надзора не превышает предусмотренный статьей 86 УК РФ срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления (п. «а» ч.2 ст.166 УК РФ приговор Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 17.01.2018г.).
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень адми-нистративных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы терри-тории;3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из копии паспорта административного ответчика судом установлено, что Кулагин В.О. является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации.
Таким образом, с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельств его совершения, в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить в отношении Кулагина В.О. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени (ночное время).
Об установлении других административных ограничений, предусмот-ренных частью 1 статьи 4 Федерального закона, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении настоящего административного дела в суде не установлено, равно как и иных административных ограничений, которые являются обязательными (часть 2 статьи 4).
Установление вышеуказанных видов административных ограничений учитывает характеристику Кулагина В.О. по месту отбывания наказания, характеризующегося отрицательно, и, по мнению суда, отвечает задачам административного надзора.
Следует отметить, что административный надзор не является повтор-ным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Кроме того, суд обращает внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 4 вышеуказанного закона, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроиз-водства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Федерального казенного учреждения «Испра-вительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Кулагину В.О. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Кулагина В.О. __.__.____ года рождения административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Кулагина В.О. в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося ме-стом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени (ночное время).
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий С.В. Шавелькина