Дело №12-180/2019
Р Е Ш Е Н И Е
с. Алнаши УР 07 октября 2019 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Гвоздикова А.С.
при секретаре Ушаковой И. А.,
с участием Галимова М.М. – представителя Кузнецова М.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на <данные изъяты> лет,
начальника Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по УР капитана полиции К.А.Г.,
рассмотрев жалобу Кузнецова Михаила Валерьевича на постановление инспектора Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением инспектора Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг Кузнецов М.В. – директор ООО «<данные изъяты>» привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кузнецов обратился в районный суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. В качестве оснований для отмены указывает на незаконность и необоснованность вынесенного постановления, а также на существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие принятие неправильного решения.
В судебное заседание Кузнецов М.В. не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Кузнецова М.В. – Галимов М.М. доводы жалобы поддержал, дополнительно суду пояснил, что протокол составлен с нарушением требований КоАП РФ в отсутствие Кузнецова М.В., которому уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено по месту работу, а не по месту жительства.
Начальник Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по УР К.А.Г. с жалобой не согласился, указав, что Кузнецов М.В. о составлении протокола об административном правонарушении был извещен своевременно и надлежаще, нарушений требований КоАП РФ не допущено.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
Часть 4 статьи 20.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оказание частных детективных или охранных услуг, не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований и влечет наложение административного штрафа.
Оказание услуг в сфере охраны регламентировано Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной охранной деятельности в Российской Федерации", статьей 11 которого предусмотрено, что оказание таких услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно материалам дела ООО «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>») является действующим юридическим лицом, осуществляющим частную охранную деятельность на основании лицензии №*** от дд.мм.гггг со сроком действия до дд.мм.гггг, выданной ЦЛРР МВД по Удмуртской Республике, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 13).
дд.мм.гггг должностным лицом Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузнецова М.В. составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.16 КоАП РФ. Согласно указанному протоколу Кузнецов М.В., являясь должностным лицом, не обеспечил соблюдение установленных законом требований по оказанию охранных услуг, а именно допустил осуществление охраны объектов, расположенных в <***> УР, охранником – старшим смены группы быстрого реагирования ООО «<данные изъяты>» К.А.Л., имеющим удостоверение частного охранника <данные изъяты> №*** со сроком действия от дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, без личной карточки охранника (л.д. 2-3).
дд.мм.гггг инспектором Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике Кузнецов М.В., как должностное лицо – директор ООО «<данные изъяты>», привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 20.16 КоАП РФ (л.д. 1).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 6 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой и т.п.).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении №*** от дд.мм.гггг составлен начальником Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по УР в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности – директора ООО «<данные изъяты>» Кузнецова М.В.
Уведомление о времени и месте составления указанного протокола об административном правонарушении Кузнецову М.В. было направлено по месту его работы по адресу: <***> что подтверждается квитанцией ФГУП «Почта России» (л.д. 12).
Между тем, доказательств, подтверждающих направление уведомления в адрес Кузнецова М.В. по месту его жительства: <***> и получение им извещения о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, либо наличия у административного органа иных сведений о надлежащем извещении в соответствии с требованиями положений КоАП РФ лица, привлекаемого к ответственности, в материалах дела не имеется.
Следует учесть, что извещения, доставленные по месту работы, не могут с достоверностью свидетельствовать о том, что извещения были действительно переданы и получены Кузнецовым М.В.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что Кузнецов М.В. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Суд полагает, что не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления инспектора Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Кузнецова М.В., поскольку он, как должностное лицо, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещен по месту работы, тогда как согласно положениям ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, адресованные должностному лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны направляться по месту его жительства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок привлечения лица к административной ответственности был нарушен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Нарушение должностным лицом требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относит протокол об административном правонарушении к недопустимому доказательству по делу.
Исходя из положений статей 28.2, части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административным правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные в материалы дела доказательства, учитывая недопустимость протокола об административном правонарушении от дд.мм.гггг в отношении Кузнецова М.В., полученного с нарушением закона, прихожу к выводу о том, что факт совершения Кузнецовым М.В. вмененного ему правонарушения материалами дела не доказан.
Указанные процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, влекут существенное нарушение прав Кузнецова М.В., что не позволило всесторонне и полно рассмотреть дело и принять по нему объективное решение, в связи с чем, постановление должностного лица подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, принимается решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.30.1- 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление инспектора Можгинского межрайонного ОЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ, в отношении Кузнецова Михаила Валерьевича - директора ООО «<данные изъяты>» отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу Кузнецова М.В. - удовлетворить.
Судья А.С. Гвоздикова