Определение суда апелляционной инстанции по делу № 02а-0303/2020 от 12.05.2020

77RS0021-01-2020-005656-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        

21 июля 2020 года                                                                                           г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2020 года

 

Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Жребец Т.Е., при секретаре Мищенко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-303/2020 по административному исковому заявлению Заславского ..., Золотова ..., Болышева ..., Климова ..., Дроковой ... к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения  от 21.01.2020г. 1310 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества» незаконным,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истцы обратились в суд с указанным выше административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, указывая на то, что они являются собственниками нежилых помещений (гаражей), расположенных на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: .... Департамент городского имущества г. Москвы принял 21.01.2020 г. оспариваемое распоряжение об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества, согласно которому изъятию подлежит вся территория ГСК, включая земельный участок и гаражи. Распоряжение об изъятии вынесено на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Москвы  1290-ПП от 04.10.2019 г. «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети  участок Юго-Восточной хорды от Котляровского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги». Истцы считают распоряжение незаконным, так как согласно проекту планировки под изъятие планировалась всего лишь небольшая часть земельного участка, при этом территория ГСК, включая гаражи истцов, практически не затрагивались изъятием; изымание территории для размещения инженерной инфраструктуры противоречит действующему земельному законодательству.

В судебном заседании 16.07.2020г. объявлялся перерыв до 21.07.2020г. до 17 час. 15 мин.

Истцы в судебное заседание не явились,  о дате и месте рассмотрения дела извещались, обеспечили участие в судебном заседании своего представителя, которая в судебное заседание явилась, требования поддержала в полном объеме, полагала иск подлежащим удовлетворению.

Представители административного ответчика ДГИ г. Москвы и заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истцов, по мотивам изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.

Заинтересованные лица  Префектура ЮАО г. Москвы, Управы района Царицыно г. Москвы,  в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались.

На основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и неявившихся заинтересованных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей административных истцов, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Заславский А.В. является собственником недвижимого имущества (гаража) с кадастровым номером ..., бокс ...; Золотов Д.В. - недвижимого имущества (гаража) с кадастровым номером ..., бокс ...; Болышев В.И. - недвижимого имущества (гаража) с кадастровым номером ..., бокс ...; Климов Е.А. - недвижимого имущества (гаража) с кадастровым номером ..., бокс ..., с кадастровым номером ..., бокс ...; Дрокова А.В. имеет в собственности недвижимое имущество (гараж) с кадастровым номером ..., бокс ....

Гаражи расположены на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: адрес, который находится в аренде у ГСК  1 на основании договора аренды земельного участка от 26.10.2012 г. ..., заключенного с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы.

21.01.2020 г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение  1310 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», которым принято решение изъять для государственных нужд у правообладателей объекты недвижимого имущества (приложение) для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2019-2022 годы: «Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от ул. Маршала Шестопалова до Павелецкого направления Московской железной дороги».

В указанное Приложение включен земельный участок, расположенный по адресу: адрес, на котором расположены гаражи, принадлежащие на праве собственности административным истцам.

Основанием издания данного Распоряжения явилось, в том числе постановление Правительства Москвы от 04.10.2019 г.  1290-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети  участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги».

Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 г.  137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

На основании ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

Суд, руководствуясь вышеуказанными нормами, принимает во внимание, что оспариваемое Распоряжение было издано на основании постановлений Правительства Москвы от 25 февраля 2014 г.  77-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы», от 04.10.2019 г.  1290-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги», распоряжение принято с целью реализации постановления Правительства Москвы от 15 октября 2019 г.  1323-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы».

Указанные постановления Правительства Москвы никем не оспорены, являются действующими, равно, как и проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Котляковского проезда до железнодорожных путей Павелецкого направления Московской железной дороги.

В силу ст. 8 Закона  43-ФЗ сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в установленном порядке опубликовано сообщением 19.06.2019 г. на официальном сайте Правительства Москвы в сети Интернет. В опубликованном сообщении о планируемом изъятии была указана следующая информация  цель изъятия для государственных нужд объектов недвижимого имущества  освобождение территории для размещения объектов капитального строительства в границах линейного объекта  участка улично-дорожной сети от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления Московской железной дороги, к сообщению об изъятии была приложена схема границ зоны планируемого размещения объекта.

На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г.  99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

Таким образом, Распоряжение издано Департаментом городского имущества города Москвы - уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В данной связи, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что распоряжение принято в рамках компетенции и с соблюдением порядка и оснований принятия, содержание распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Указание на то, что изъятию подлежала часть земельного участка, не затрагивающие объекты недвижимого имущества, принадлежащие административным истцам, надлежит признать несостоятельным, поскольку согласно проекту планировку изъятию подлежал именно весь земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: адрес, в том числе под размещение инженерных коммуникаций.

Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 г.  270-ПП утверждено Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в г. Москве».

В соответствии с п. 2.2.4 к приложению постановления Правительства Москвы от 06.04.2010 г.  279-ПП в составе проекта планировки территорий обязательно содержится план «Границы зон планируемого размещения объектов», включающий в частности зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры (в том числе метрополитена, наземного пассажирского транспорта, улично-дорожной сети, транспортно-пересадочных узлов, хранения автомобилей, а также сооружений внешнего транспорта).

Согласно п. 18, ст. 1 ГрК РФ объекты регионального значения  объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в ч. 3 ст. 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты определены как линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В таком положении, изъятие земельного участка и объектов недвижимого имущества для размещения инженерной инфраструктуры требованиям действующего земельного законодательства не противоречит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административного иска фио..., фио..., Болышева ..., фио..., фио... к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения  от 21.01.2020г. 1310 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества» незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Пресненский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                             Жребец Т.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

02а-0303/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 21.07.2020
Истцы
Золотов Д.В.
Дрокова А.В.
Климов Е.А.
Большев В.И.
Заславский А.В.
Ответчики
ДГИ г. Москвы
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Жребец Т.Е.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.12.2020
Определение суда апелляционной инстанции
31.07.2020
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее